Царь морской

ФЛИНЦ

ТРИЗНА

ТРИГЛАВА

СВЯТИБОР

СТРИБА, ИЛИ СТРИБОГ

СИЛЬНЫЙ БОГ

СИВА

СЕМАРГЛ

О сем божестве ничего почти неизвестно. Мы знаем только то, что кумир его находился в Киеве.

Сива была богиня плодов [балтийских славян], которые почитали ее божеством плодородия и жизни. Изображали ее в виде нагой девицы, у которой голова была украшена венком. Волосы ее висели до колен; в правой руке держала она яблоко, а в левой виноградную кисть. Главный истукан ее находился, как говорят, в Рацебурге. И в Прильвице нашли ее изображение; однако это совсем различно от тех описаний, какие находятся о сем семействе; а именно, ее представляли не нагою, а одетою.

Черты ее лица были приятны и ласковы.

Это божество было известно у поляков; они называли Сиву Зизие и почитали богинею жизни.

Этот сильный бог был представлен в виде пресильного человека, державшего в одной руке копье, а в другой шар. У ног его лежала человеческая и львиная голова. Сильный бог был славянским Геркулесом. Это самое имя его доказывает.

Долго не знали, какое божество Стрибог; но теперь мы знаем из песни Игореву воинству, что он был бог ветров, потому что их в сей песне называют внуками Стрибога.

Сербские славяне чтили Святибора как лесное божество. Подле Мерзебурга посвятили ему лес, в котором под страхом смертной казни запрещено было рубить не только целое дерево, но даже срезать малейший сучок. О виде истукана мы ничего не знаем; а только нам известно, что около 1008 года как истукан, так и лес был срублен епископом. Имя его составлено из двух слов: «святой» и «бор», или лес.

Триглаву изображали как женщину с тремя головами, держащую в руке половину луны. Стетинские славяне и многие другие поклонялись ей. Один из храмов ее стоял возле Бранденбурга на Гарбургской горе. В сем божестве, говорят, есть некоторое сходство с Дианою Тривиею (Diana Trivia, покровительница дорог). Ей посвящена была черная лошадь, которую, как и световидова коня, вопрошали в смутных обстоятельствах, и это животное так же должно было отвечать ногою.

Слово Тризна означает день, установленный в память умершего. Так, например, великая княгиня Ольга отправляла тризну по смерти супруга своего, великого князя Игоря, за которую древляне дорого заплатили. Но как праздновали эту тризну, мы не знаем; ибо в русских летописях нет никакого о том описания.

Нестор говорит следующее о радимичах, вятичах и северянах: если кто-нибудь из них умирал, то праздновали они в честь ему тризну; потом воздвигали большой костер, клали на него мертвое тело, сжигали оное и собирали кости в сосуд. Сии сосуды или урны ставили по дорогам на столбах. Такой обычай продолжался еще во время Несторово у вятичей.

Флинц, как говорят, был бог лаузицких славян. Он означал у них образ смерти, а изображали его различно. Иногда представляли его остовом, с левого плеча висела у него мантия, а в правой держал он длинный шест, на конце которого находился факел.

На левом плече у него сидел лев, который двумя передними ногами опирался в голову, одною же заднею в плечо, а другою в руку остова. Славяне думали, что этот лев принуждает их к смерти.

Другой способ изображать его был такой же, только с тем различием, что представляли его не остовом, а живым телом. Есть еще третье изображение Флинца: это истинная картина маленького и толстого, имеющего большие когти на руках и ногах.

Царя Морского, или Повелителя морей, можно по справедливости сравнить с Нептуном. Имя его встречается весьма часто в русских сказках, которые из древности еще до сих пор сохранились. Нептун имел своих Тритонов — так и нашему Царю Морскому были подвластны морские чудища.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: