Пути перемещения

Исход

Для миллионов крестьян коллективизация повлекла за собой не вступление в колхоз, а уход из деревни. На каждые 30 чело­век, ставших колхозниками в 1929—1932 гг., 10 — оставляли крестьянский труд и становились наемными рабочими. При этом некоторые поступали на работу в совхозы, однако большинство покидало деревню совсем. В начале 30-х гг. миграция из села в город достигла беспрецедентных масштабов. Более 2,5 млн крес­тьян переселились в город в 1930 г., 4 млн — в 1931 г., тогда как в конце 20-х гг. в среднем переезжало около 1 млн в год. Все 12 крупнейших городов Советского Союза сильно разрослись за этот период; шесть из них — быстро растущие промышленные центры: Свердловск и Пермь на Урале, Сталинград и Горький на Волге, Сталино (Юзовка) в Донбассе и Новосибирск в Сибири — в 1929—1932 гг. удвоили и утроили свое население. Число жите­лей Москвы почти удвоилось — с 2 млн чел. до 3,7 млн чел. (на 181%). Следующие по величине города империи — Ленинград, Баку и Харьков — выросли почти так же резко1.

За период 1928—1932 гг. из деревни в город переселилось в общей сложности около 12 млн чел. Такой сильный отток населе­ния был частью вынужденным, частью добровольным. Одни крес­тьяне насильно высылались из своих сел в связи с раскулачивани­ем, и почти половина из них в конце концов стали рабочими на предприятиях. Другие бежали сами из страха перед раскулачива­нием или ненависти к колхозам. Третьи уезжали потому, что в ре­зультате промышленного роста в годы первой пятилетки в горо­дах создавались новые рабочие места2.

Коммунистические теоретики 20-х гг., как правило, считали, что деревня перенаселена. Один уважаемый экономист, специалист по отходничеству, исчислял «избыток» сельского населения в 10 млн чел.; оценки других колебались от 5 млн до 30 млн3. Бы­страя индустриализация должна была, по их мнению, перетянуть этот избыток в состав городской рабочей силы. Однако никто, по-видимому, не ожидал великого исхода, совершившегося в таких масштабах и с такой внезапностью в годы первой пятилетки.

Невозможно представить себе все влияние коллективизации на российскую деревню, не принимая во внимание этот исход. Коли­чество крестьянских хозяйств в Советском Союзе сократилось с 26 млн в 1929 г. до 19 млн в 1937 г.4. Такая огромная убыль на­селения неизбежно означала деморализацию деревни даже в том случае, если бы колхозная система оказалась менее эксплуататор­ской и более привлекательной. Мужчины уезжали чаще, чем жен­щины, а среди покидавших деревню мужчин большинство состав-


ляли молодые, сильные, энергичные — у них было больше воз­можностей уехать. Оставшиеся в деревне часто теряли супруга или взрослых сыновей, от которых можно было бы ждать под­держки в старости.

Как это ни парадоксально, массовый отъезд крестьян одновре­менно и снижал вероятность активного сопротивления коллекти­визации, и лишал колхоз большей части его сторонников в дерев­не. С уходом столь многих молодых мужчин российские села те­ряли потенциальных предводителей вооруженных восстаний; кроме того, надежда найти работу за пределами села умеряла гнев и отчаяние крестьян. В то же самое время великий исход уносил в своем потоке значительное число «советских элементов» дерев­ни: юных комсомольцев, которые помогали закрывать церкви и жечь иконы, пока не уезжали учиться или строить Магнитку; ве­теранов Красной Армии, которых нередко посылали в другие места в качестве организаторов и администраторов; отходников и сельских ремесленников, которые могли найти работу на предпри­ятии. Крестьянин, занимавший в 20-е гг. прогрессивную, совре­менную, урбанистически ориентированную, просоветскую пози­цию, в начале 30-х гг. обладал наибольшими возможностями для устройства в городе. К 1932 г. нередко оказывалось, что самые стойкие защитники первых колхозов и самые пламенные их про­тивники уже покинули деревню навсегда.

Те, кто оставался, были, по многим признакам, деморализова­ны и сломлены массовыми высылками и самой коллективизацией. Безусловно, бывают случаи, когда крестьянство даже при сильной миграции может сохранить чувство самоуважения, осознание цен­ности своего труда и образа жизни (стоит вспомнить Ирландию), однако такие примеры крайне редки. Деморализованную россий­скую деревню 30-х гг. можно сравнить с деревней в южной Ита­лии 50-х гг., когда высокая степень эмиграции и ощущение эконо­мического гнета привели к обесцениванию крестьянской жизни в глазах самих крестьян5. После коллективизации стало почти ак­сиомой мнение, что «хорошей жизни» можно добиться только за пределами села и самые смышленые из крестьянских детей непре­менно должны ехать в город, как только подрастут. «Умные давно из колхоза уехали; остаются только дураки», — так счита­ли повсюду в деревне, хотя и не всегда говорили это вслух6.

Те почти 12 миллионов крестьян, которые в годы первой пяти­летки уехали из деревни, покидали ее разными путями. Самый страшный и тернистый путь выпал раскулаченным, отбывавшим под конвоем ОГПУ в места заключения или в ссылку. Затем сле­дует назвать паническое бегство крестьян, боявшихся раскулачи-

4 — 1682


вания или, в 1932 г., — голода. Третий путь был «нормаль­ным» — крестьяне шли в отход, чтобы заработать денег на сторо­не, и не возвращались. Иногда превращение крестьянина в посто­янного наемного рабочего совершалось внезапно, иногда — затя­гивалось на годы. Выбрать этот путь крестьян побуждали различ­ные мотивы. Одни уезжали, потому что чувствовали отвращение к коллективизации, других манили новые рабочие места, откры­вавшиеся в городах и на стройках. В сознании многих мигрантов, несомненно, оба эти мотива неразрывно переплетались.

Во время кампании раскулачивания в начале 30-х гг. кулаков разделили на категории по степени опасности, которую они пред­ставляли для общества. Хуже всего было попасть в первую кате­горию: таких кулаков отправляли в лагеря, а тех из них, кого считали «наиболее злостными к.р. элементами», расстреливали. Семьи кулаков первой категории высылались. Комиссия Молото-ва установила приблизительное число кулаков первой категории, подлежащих отправке в лагеря, в 60 000 чел. Кулаков второй ка­тегории ОГПУ депортировало вместе с семьями в спецпоселения на Север, в Сибирь, на Урал и в Казахстан. По рекомендации ко­миссии Молотова депортации подлежали 150000 семей7.

Кулаков менее тяжких категорий экспроприировали (т.е. кон­фисковывали все имущество и выселяли их из дома), так же как принадлежащих к первой и второй категории, но от них не требо­вали покинуть район проживания, и местные власти должны были проследить за их обустройством на самых плохих землях. В придачу к официальным категориям тут же появилась неофици­альная — «самораскулаченные». Это были крестьяне, попавшие или боявшиеся попасть в список на раскулачивание. Они распро­давали свое имущество и бежали, не дожидаясь экспроприации. Между тем, подобные действия считались противозаконными: со­гласно указу правительства от 1 февраля 1930 г. кулацким семьям запрещалось продавать имущество и самовольно покидать место жительства8.

Наиболее сильный и драматический эффект произвела первая волна раскулачивания в 1930 г., однако вторая кампания 1931 г. превосходила ее по своим масштабам почти вдвое (по недавно по­лученным из бывшего Советского Союза данным, была раскулаче­на четверть миллиона хозяйств). Экспроприации и высылки про­должались и в 1932 г., и в первые месяцы 1933 г. Районные и областные руководители с головой ушли в это дело, не обращая внимания на попытки центра снизить темпы и стенания перегру­женных работой должностных лиц в местах ссылки. Само собой, «планы», намеченные комиссией Молотова, были многократно перевыполнены, во всяком случае в отношении высылки. Недавно обнаруженные в архивах материалы позволяют довести предпола­гаемое число семей, раскулаченных и сосланных в 1930 и 1931 гг., до 381000. Согласно памятной записке, посланной Ста­лину Г.Ягодой, главой ОГПУ, в январе 1932 г. 1,4 млн чел. были


высланы и переселены на Урал, в Сибирь, Казахстан и Северный край. Хотя высылки, по самым скромным оценкам, продолжались еще 18 месяцев, цифра Ягоды, по-видимому, не была превзойде­на, учитывая высокую смертность среди спецпереселенцев в пути и на новом месте. Когда в начале 1935 г., через полтора года после того, как прекратились массовые депортации, в спецпоселе­ниях провели перепись, там жили почти 1,2 млн кулаков и членов их семей^.

Около 60% сосланных кулаков в конце концов стали работать на производстве, где после нескольких первых лет их положение уже мало чем отличалось от положения остальных (вольных) ра­бочих, разве что ссыльным не разрешалось покидать место ссыл­ки. В начале 1935 г. примерно 640000 сосланных кулаков и чле­нов их семей трудились на промышленных предприятиях, состав­ляя отдельный корпус огромной (более 10 млн чел.) армии крес­тьян, вступивших в ряды наемной рабочей силы в первой полови­не 30-х гг. Ю.

После десятилетий почти полного молчания о жизни сослан­ных кулаков начали появляться мемуары и записи устных расска­зов. К наиболее примечательным произведениям такого рода отно­сятся воспоминания Ивана Твардовского, брата поэта Александра Твардовского. Их отец Трифон Твардовский был кузнецом в одном селе Западной области. К началу коллективизации Алек­сандр уже уехал учиться в Смоленск, собирался вступить в пар­тию и начал приобретать известность как «пролетарский поэт». Весной 1930 г. семью Твардовских обложили тяжелым индивиду­альным налогом, и отец скрылся, уйдя в отход — в Донбасс. Годом позже, после лихорадочных и бесплодных скитаний Ивана и его старшего брата Константина по Волге, Черному морю и Дон­бассу, семью раскулачили. Всех, кто оставался дома, забрали в райцентр, чтобы отправить в ссылку. Там к ним присоединились Константин, сидевший в тюрьме в Смоленске (по-видимому, за неуплату индивидуального налога), и Трифон, взятый под стражу сразу по возвращении из Донбасса. Александр, который, возмож­но, знал, а возможно, и не знал, что случилось с его семьей, ос­тался в стороне и отделался сравнительно легко, хотя следующие пять лет жизнь его была омрачена тем, что в любой момент по­стыдная тайна — наличие раскулаченного отца — могла рас­крыться и тогда его карьера рухнула бы.

После раскулачивания семью Твардовских запихнули в товар­
ный поезд вместе с другими ссыльными и отправили на Урал, где
несколько лет прошли в скитаниях с места на место, безуспешных
попытках вернуться на Смоленщину, постоянной борьбе за суще­
ствование и за сохранение связи между членами семьи. Они под­
держивали контакты с родным селом: друживший с ними сосед
играл для ссыльных Твардовских роль «почтового ящика», но
через несколько лет им пришлось признать, что вернуться они не
смогут. Тогда они стали добиваться получения паспортов и ГОрОД-
^в УУ


ской прописки, чтобы заложить более прочный фундамент новой жизни — жизни городских рабочих. В конце концов, в разной степени преисполнившись ожесточения против существующего строя и Александра, ставшего к середине 30-х гг. восходящей звездой советской литературы, они кое-как приспособились к но­вому существованию в качестве рабочих и городских жителей11.

Многие нераскулаченные или раскулаченные, но не выслан­ные крестьяне бежали из деревни, боясь, что их постигнет такая же судьба. Из всего числа крестьян, официально раскулаченных в 1930 — 1932 гг. (приблизительно 600000 семей), выслано было, наверное, около половины. Из оставшихся некоторое, неизвестное нам, число расстреляли или отправили в Гулаг, а всех прочих, выселенных из домов и лишенных всего имущества, оставили на произвол судьбы. В принципе местные власти должны были пере­селить этих кулаков третьей категории на бросовые земли в пре­делах района, но на практике такое вряд ли случалось. Большин­ство бежало из деревни и находило работу в городе. Наравне с ними бежали и члены четверти миллиона семей, называвшихся «самораскулаченными», т.е. те, кто продавал имущество и скры­вался прежде, чем у государства доходили руки до экспропри­ации. Несколько миллионов крестьян — мужчин, женщин и детей — покинули деревню подобным образом12.

Материалы, касающиеся таких побегов, разрознены и непол­ны. В Смоленском архиве есть беглые упоминания о ряде случа­ев. Крестьянин по фамилии Балашев до 1921 г. работал на произ­водстве, но в 20-е гг. вернулся к земле. Он преуспел, и в резуль­тате получил в 1931 г. индивидуальное «твердое задание», не только обременительное само по себе, но и опасное, потому что «твердозаданец» был ближайшим кандидатом в кулаки. Попав в категорию «твердозаданцев», он сразу покинул деревню и вернул­ся к жизни рабочего на производстве. В деревне Щетинино «кулак Горенский продал дом, кузницу, имущество, до основания вырубил лес, уехал в Гжатск, где купил дом, оставил в нем семью и сам уехал в Москву». Локшина, вдова мельника, после того как в 1932 г. ее лишили права голоса, уехала в Москву и стала рабо­тать на кожевенном заводе. В Комаричском районе четыре мель­ника бросили свои мельницы и бежали13.

Иногда эти отрывочные сведения дают нам некоторое пред­ставление о процессе и механизме отъезда. Так, кулаки, прожи­вавшие в поселке Покровщина Западной области, провели собра­ние и решили: «Нам сейчас остается только одно, — скорее сни­маться с места и скорее уезжать, пока еще не арестованы». Из Ставропольского края 1 марта 1930 г. поступило донесение, что «кулацкие хозяйства ночью нагружают свое имущество на подво­ды... и увозят в неизвестном направлении». Для таких отъезжаю­щих было весьма желательно, хотя и не жизненно важно, иметь документы, удостоверяющие их некулацкое происхождение. Петр Щербаков из села Верное Западной области был раскулачен, но


подкупил председателя сельсовета, подарив тому швейную машин­ку, и получил документ о том, что является •«середняком»; оба вместе пили всю ночь, после чего Щербаков навсегда покинул село. Группе раскулаченных крестьян из Мордовии не так повез­ло с документами, зато их односельчане создали свое землячество на московском автозаводе, так что раскулаченным удалось полу­чить там работу и места в заводском общежитии1'*.

«Лысый Митрофан» из родной деревни писателя Михаила Алексеева Выселки в Саратовском крае бежал от раскулачивания в казахские степи, оставив жену и детей. В деревне его больше не видели, но, по непроверенным слухам, он позже стал председате­лем колхоза-миллионера в Казахстане. Приблизительно в это же время уехали из Выселок и многие другие. Деревенский летопи­сец Иннокентий Данилович даже составил список:

«В Саратове их около двухсот — к ним следует прибавить по­томство, родившееся уже в городе и знавшее о Выселках лишь по рассказам отца да матери; в Алма-Ате — десять; в Новосибир­ске — пять; в Воркуте — семь; на Камчатке — одиннадцать, на Сахалине — десять».

Среди уехавших был, например, середняк Епифан Леснов, ра­ботавший впоследствии на стройках и заводах в Москве и Киеве. Он, как рассказывал Иннокентий Данилович, «испугался колхо­за, заколотил наглухо окна, жену под мышку — и айда в город. Взял я грех на свою душу — раздобыл ему в сельском Совете нужную справку. Укатил мой Епифан. Выпили с ним на проща­ние поллитровку — и все...»15.

Для многих уехавших важнейшим побудительным мотивом слу­жил соблазн городской жизни и работы на производстве. Быстрый рост индустриальной рабочей силы начался в 1929 г. В 20-е гг. найти работу на заводе было трудно, в промышленности царила сильная безработица, и профсоюзы делали все возможное, чтобы удержать предприятия от найма новоприбывших из деревни, не имеющих профсоюзного билета. Профсоюзы и в 1929 г. относи­лись к наплыву крестьян в город без всякого энтузиазма, в част­ности, потому, что согласно первому пятилетнему плану даже к концу пятилетки (1932 г.) предполагалось существование около полумиллиона безработных. Однако в начале 1930 г. биржи труда с трудом могли обеспечить предприятия достаточным количеством рабочих, несмотря на то что на них были зарегистрированы свыше полумиллиона безработных, и всю первую половину года периодически выражалась острая тревога по поводу нехватки ра­бочих рук в развивающихся отраслях промышленности16.

С этого момента и до временного кризиса в 1932 г. спрос на рынке рабочей силы превышал предложение. Крестьяне, поки­дающие деревню, — четыре пятых из них находились в трудоспо­собном возрасте (16 — 59 лет) — без труда находили работу по причине большого спроса на неквалифицированную рабочую силу в промышленности, строительстве, государственной торговле и об-


щепите. Большинство из них приезжали в город сами, часто еще не имея ясного представления, являются ли они мигрантами или отходниками, которые рано или поздно вернутся в деревню. Не­которых набирали предприятия; в принципе они должны были за­ключать с колхозами договоры по оргнабору и вербовать рабочих из числа колхозников, но на практике брали любого, кто являлся на сборный пункт. (В донесении 1931 г. из Центрального земле­дельческого района отмечалось, что из 22000 крестьян, набранных в одном районе для работы на шахтах Донбасса, «довольно зна­чительный процент» оказались членами кулацких семей.) В Со­ветском Союзе за этот период удвоилось общее число наемных ра­ботников с ежемесячным окладом, и были созданы 16 — 17 млн новых рабочих мест. По меньшей мере 10 млн новых рабочих со­ставляли крестьяне10.

Невозможно определить точно, скольких отъезжающих крес­тьян «притягивала» промышленность, а скольких «отталкивала» коллективизация. Нет никаких сомнений в том, что с открытием новых рабочих мест в промышленности после «мертвого сезона» в период революции, гражданской войны и нэпа многие уехали бы искать работу в город при любых обстоятельствах. Когда работа в городах была доступна, молодые и бедные крестьяне постоянно отправлялись туда за лучшей долей. Подобный путь описан в вос­поминаниях Н.П.Сапожникова, крестьянина из бедной семьи уральских казаков, ставшего знатным сталеваром в Магнитогор­ске. Сапожников закончил шестой и последний класс местной школы в конце 20-х гг. «...На этом мое образование закончи­лось, — пишет он, — восьмилетка была в городе, ехать туда было не на что. В то время до нашей станицы дошли слухи, что у горы Магнитной будут строить чугуноплавильный завод... Слух о том, что у горы Магнитной величайший в мире завод строиться будет, взбудоражил всех — и старых и малых. Рассказывали, что народу туда едет видимо-невидимо. Собрались и мы: я и двоюрод­ный брат»18.

Конечно, нам не дано знать, имелись ли у Сапожникова дру­гие причины для отъезда, кроме тех, о которых он счел нужным написать в своих воспоминаниях, опубликованных в сборнике, прославляющем советскую индустриализацию. Скорее всего, им, как и многими другими людьми, двигали смешанные мотивы. Мо­лодой крестьянский паренек из семьи, оказавшейся после коллек­тивизации в тяжелом положении, мог покинуть деревню как из-за семейных проблем, так и из-за собственного стремления в город. Точно так же и сын раскулаченного, бежавший из села и нашед­ший пристанище на заводе, мог «сочинить» историю своего отъез­да в сапожниковском духе и поверить в собственное сочинение.

Среди уезжавших в город были крестьяне, сравнительно хоро­шо настроенные по отношению к коллективизации. Как это ни по­кажется парадоксальным, но таково было естественное следствие того факта, что меньшинство сельских жителей, имевших в 20-е гг.


городскую, советскую ориентацию, одинаково способны были как поддерживать колхозы, так и приветствовать новые возможности, открывавшиеся в городе. Эту группу «покидающих, любя» состав­ляли отходники, сельские ремесленники (кузнецы, портные, стро­ители), которым проще было стать индустриальными рабочими, молодежь, вовлеченная в орбиту комсомола, которая рассеивалась в самых разных направлениях (учеба, служба в армии, работа на производстве). Многие из бывших красноармейцев, столь зримо присутствовавших на селе в эпоху, предшествовавшую коллективи­зации, тоже исчезли оттуда в начале 30-х гг., по-видимому, перей­дя в городскую промышленность или разраставшийся бюрократи­ческий аппарат.

Беглый портрет крестьянина, не так уж плохо относящегося к колхозу, но собравшегося уезжать, можно найти в воспоминаниях Е.Герасимова о коллективизации в Спасе-на-Песках. Как-то раз в 1930 г., проезжая деревню Макрушино, Герасимов застал любо­пытную сцену: молодой парень-колхозник тащил за рога обоб­ществляемую корову, а бывшая ее владелица держала животное за хвост, крича, что не отдаст. Муж этой женщины стоял, молча наблюдая за событиями: «Его хата с краю, он хоть и записался в колхоз, но вербовщик, приехавший из города, уже завербовал его на ударную стройку пятилетки — в кармане и аванс, и договор. А за бабу свою он не ответчик. Ну что с ней поделаешь? Извест­но — темнота, несознательность, дурость одна деревенская»19.

Среди отъезжающих были и настоящие колхозные энтузиасты. Например, 18-летний Николай Миняев из Московской области пламенно защищал колхоз и ссорился по этому поводу с отцом. В результате подобных ссор в деревне не стало места для них двоих — и сын уехал:

«В 1929 г. мне пришлось вести большую "войну" с отцом, ко­торый не хотел вступать в колхоз... Я ушел от него. Стал жить у своего приятеля, комсомольца Ивана Климова. Вскоре мы с Кли­мовым поехали в Баку, и я поступил на судостроительный завод. Комсомольская организация мобилизовала меня в торговый флот Каспийского бассейна. Там я работал на судне матросом второго класса».

Тем временем Миняев-старший вступил в колхоз. Через не­сколько лет Николай вернулся, женился на деревенской девушке, но в 1935 г. снова стал подумывать об отъезде. Не то чтобы у него убавилось энтузиазма в отношении колхоза — просто и он, и его жена закончили семилетку, а это значило, что им, как и мно­жеству других молодых энтузиастов 30-х гг., нужно было уехать, чтобы продолжить образование. Она собиралась стать актрисой. Он хотел быть инженером20.

Писатель М.Алексеев показывает еще один случай отъезда эн­тузиаста, связанный на этот раз со стремлением сделать карьеру на советской работе. Мишка Зеленов, секретарь и комсомольской,


и партийной ячеек в родной деревне писателя Выселки, был в на­чале 30-х гг. «самым большим активистом на деревне», одним из первых организаторов колхозов и нес личную ответственность за снятие колоколов с местной церкви. По версии односельчан, «в самое-то худое время Мишка в город подался, испужался, знать, трудностей».

У Зеленова, конечно, была своя версия происшедшего. «Меня выдвинули», — говорил он. Зеленое получил высокий админи­стративный пост в Саратове, периодически наезжал в свою дерев­ню и предавался воспоминаниям о героической борьбе за коллек­тивизацию и первых днях колхоза21.

В июле 1932 г. многие выступавшие на Третьей украинской партийной конференции сообщали, что из-за голода крестьяне ук­раинских сел бегут в Москву, Ленинград, на Северный Кавказ, в украинские города в поисках пищи и средств к существованию. Социалистический эмигрантский журнал привел одно такое сооб­щение: «На юго-востоке... деревня голодает. Железнодорожные станции Украины, Дона и Северного Кавказа и пр. хлебородней-ших в прошлом районов теперь переполнены толпами голодаю­щих крестьян из ближайших деревень, которые умоляют проезжа­ющих дать "корочку хлеба"...»".

Создался значительный контингент крестьян-беженцев, бро­дивших по стране. В 1933 г. М.И.Калинин получил слезное пись­мо от крестьян, которые в 1932 г. были исключены из колхоза и «сделались бродячими по всему Советскому Союзу». Обойдя Си­бирь, Среднюю Азию, Северный Кавказ и даже Дальний Восток, «многие вернулись на свое родное место и теперь не имеют крова и куска хлеба». Около 40000 крестьян бежали из голодающих районов из-под Саратова и Куйбышева в 1932 — 1933 гг., найдя пристанище в Гавриловском районе Тамбовской области. Им по­везло больше, чем другим: по сообщению от 1937 г., они получи­ли землю и лошадей как единоличники и неплохо зарабатывали на жизнь извозом23.

В Казахстане массовый исход принял особенно драматический характер. В 1932 г. целое племя казахов-кочевников — «не менее 2 млн», по недавно появившимся советским материалам, — свер­нули свои юрты, сели на лошадей и ушли из колхозов, где были поселены. Одни пересекли китайскую границу, другие отогнали свои табуны в Поволжье, третьи не знали, куда податься. «Ог­ромные толпы» казахов заполонили железнодорожные станции и города Казахстана. Караганда, по словам очевидца, «буквально была окружена кольцом откочевщиков»24.

Многие украинские крестьяне подавались на шахты Донбасса. Но некоторым путешествие было не по силам, как, например, деду советского журналиста Юрия Черниченко. Двоюродный брат Черниченко рассказывал:

«Мы в то время жили в Донбассе, в Сталино, в тот год к нам приехало 15 человек родственников. Знаешь, страшно вспомнить


то время: опухшие, голодные... Отец спросил у теток, почему ста­рика не привезли. Тетя Варя сказала — очень плохой, не доехал бы... "Но вы-то доехали — и он бы доехал". Стали по возможнос­ти собирать и отправлять посылки. Но дедушка был слаб ходить на почту и поручал получать посылки невестке Степаниде, она по­лучала и кормила свою семью, все остались живы, а дедушки не стало...»25.

Коммунисты тоже бежали из голодающих районов. Около 30000 коммунистов исчезли с Северного Кавказа в разгар голода, а в Казахстане половина всех членов партии покинула свои посты26. В автобиографическом романе М.Алексеева «Драчуны» описывается саратовская деревня после того, как последние заго­товительные отряды покинули ее осенью 1932 г., вывезя послед­ние запасы хлеба по «встречному плану», и пришла зима. Дерев­ня казалась забытой, брошенной всем остальным миром на произ­вол судьбы. Среди тех, кто уехал, был и отец писателя, председа­тель сельсовета, который незадолго до этого развелся с женой. Он получил работу в райцентре и переехал туда с другой женщи­ной27.

Анализ миграции городского населения в Советском Союзе по­казывает превышение прироста над убылью на 2,7 млн чел. в

1932 г. — меньше, чем рекордные 4,1 млн чел. в 1931 г., но
выше, чем показатель предыдущего 1930 г. Впрочем, еще за не­
сколько месяцев до введения паспортов и городской прописки в

1933 г. передвижение по железной дороге было запрещено без
специального разрешения, власти старались не пускать крестьян в
большие города и выгоняли нищих. Сотни тысяч крестьян были
арестованы на станциях и отправлены назад в свои деревни28.

Кроме различных возможностей, предоставлявшихся в городе, у крестьянина, решившего покинуть деревню и/или колхоз, был еще один выбор — пойти работать в совхоз в качестве наемного работника. Государственные планы модернизации сельского хо­зяйства предусматривали как создание колхозов, так и широкое развитие государственных хозяйств. Географическое положение совхозов совпадало с положением прежних коммерческих хо­зяйств и плантаций, чьи земли совхозы отчасти унаследовали: они были сконцентрированы в Поволжье, на Северном Кавказе, в За­падной Сибири, на Украине и в Крыму.

С августа 1929 г. по август 1930 г. число лиц, работавших в совхозах, выросло с 663000 чел. до 1100000 чел., а в августе 1931 г. составило более 2 млн чел. Своего максимума оно достиг­ло в августе 1932 г. — почти 2,7 млн чел. Только 44% от этого количества составляли постоянные работники; за следующие 5 лет количество постоянных работников уменьшилось незначительно, а вот общее число работников, включая временных, резко упало. В 1937 г. в совхозах работали только 1,2 млн чел. (66% из них — постоянно). Совершенно очевидно, что крестьяне использовали совхозы как убежище на время голода, так же как бездомные


дети использовали детские дома зимой. Когда кризис миновал, многие вернулись в деревню и снова стали работать в колхозе29. В отличие от крестьян, совхозные рабочие получали вожделен­ную социальную категорию «пролетарии» (как батраки в 20-е гг.), но в начале 30-х гг. это их преимущество было одним из очень не­многих — и его главный практический результат, преимуществен­ный доступ к среднему и высшему образованию для детей, в глазах большинства сельчан стоял в лучшем случае на втором месте. Сов­хозы начала 30-х гг. не могли привлечь крестьян из-за плохих ус­ловий быта и низкой оплаты труда. Работать в совхозе, как прави­ло, означало жить в наскоро возведенных временных жилищах самого примитивного типа — бараках и землянках. Типичное сов­хозное жилье начала 30-х гг. не имело ни отопления, ни кухни, ни водопровода, ни ванной. Рабочие скудно питались в общей столо­вой, где часто не хватало самого необходимого, например ложек и мисок. До 1933 г. совхозным рабочим запрещалось держать скот или возделывать приусадебные участки. Крестьянам довоенного периода пойти в совхоз казалось не лучше, а возможно, и хуже, чем в прежние времена пойти батрачить на местного кулака, когда заставляет нужда30.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: