Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

ния. Однако, не говорилось о системе органов государственного управления (исполнительной власти).

Вместе с тем появился ряд важных положений в связи с введением в России института Президента РФ и функционированием глав исполнительной власти (президентов) республик в составе РФ1.

Согласно статье 1211 Конституции, Президент РФ являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти.

В ст. 1321 предусматривалось, что глава исполнительной власти (президент) республики в составе РФ входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации, возглавляемую Президентом РФ. Это была конституционная норма принципиального характера, означавшая, во-первых, признание и регламентирование единой системы исполнительной власти РФ; во-вторых, возглавление системы исполнительной власти РФ Президентом РФ; в-третьих, частичное определение структурного построения системы исполнительной власти (Президент РФ, Совет Министров – Правительство РФ; глава исполнительной власти – президент республики в составе РФ, Совет Министров республики в составе РФ); исполнительные органы (органы государственного управления) края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения – соответственно краевая или областная администрация, администрация автономной области, автономного округа, города федерального значения).

Вследствие того, что сохранялась система Советов народных депутатов (краевых, областных и т.д.), администрация края, области и т.д. была подотчетна соответствующему Совету народных депутатов и вышестоящему исполнительному органу, т.е. для части органов исполнительной власти действовал принцип двойного подчинения.

Изложенный выше историко-конституционный очерк раскрывает некоторые особенности развития государственной власти, ее структур и органов на различных этапах развития нашего государства. Он подчеркивает общий вывод о неоднозначности, значительной сложности и противоречивости этого процесса. В данной главе констатируется названное обстоятельство, выделяются определенная эволюция однотипных систем (подсистем) государственных органов – органов государственной власти и органов государственного управления, их деления на высшие и местные органы, а также других государственных органов.

1 См. также. Елисеев Б.П. О президентской власти в России.//В кн.: Политология на российском фоне. М., 1992. С. 79 - 82.



Глава 21. Органы государственной власти РФ                                                                       319

Разнообразие видов государственных органов, отсутствие определенных, четких критериев объединения их в определенные группы в соответствии с конституционно установленными принципами осуществления государственной власти многие годы объяснялись, аргументировались с помощью теории о видах государственной (государственно-властной) деятельности.

В рамках учебника не представляется возможным анализировать различные аспекты названной теории; отметим лишь заметную ее условность и некоторую искусственность.

Например, отнесение, согласно этой теории, к самостоятельным видам государственной деятельности осуществление государственного арбитража, народного контроля.

"Концепция" всевластия Советов, признание всеми конституциями только Советов органами государственной власти обусловили необходимость теоретического обоснования места и роли других государственных органов (исполнительных, правосудия и других) в государственном механизме. Надлежало каждой из групп (совокупности) государственных органов придать стройность и системность. Если в отношении совокупности Советов различных уровней данная задача решалась сама собой (названная совокупность органов провозглашалась в конституциях системой), то в отношении органов государственного управления (исполнительной власти), органов правосудия дело обстояло несколько сложнее – нужно было искать теоретические аргументы и правовые нормы, позволяющие считать системами (подсистемами) совокупности названных органов.

Конституция 1993 г., как отмечалось, ознаменовала концептуальный, принципиально новый подход и трактовку характера государственной власти, ее главное теоретико-правовое обоснование: принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, создание, в соответствии с этим принципом, самостоятельных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В Конституции 1993 г. многократно затрагиваются, регламентируются прямо или косвенно вопросы о системе, системности органов государственной власти в целом и органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Данный раздел посвящен не только общим теоретическим и конституционным проблемам государственной власти, выявлению места и статуса различных государственных органов, но и анализу общих черт и специфики органов государственной власти РФ, т.е. федеральных органов государственной власти. Мы уже отмечали, что термин "система органов государственной власти" не имеет четкого и однозначного толкования. Поэтому для рассмотрения вопроса о




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: