Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

международных отношений, внешнеэкономических отношений; 4) в правоохранительной сфере.

Функциональная общность федеральных органов государственной власти и их разновидностей – органов законодательной, исполнительной и судебной власти предопределяется тем, что они – вместе взятые и каждая разновидность органов в отдельности – участвуют в осуществлении перечисленных выше функций Российского государства. Конечно, с учетом специфики органов законодательной, исполнительной и судебной, власти, каждые из них участвуют в определенном объеме и присущих им формах в выполнении названных функций.

В целом же такое участие указанных органов в осуществлении задач и функций государства является системообразующим фактором, соединяющим, сплачивающим в некое единое целое совокупность федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Данный вывод находит подтверждение в ст. 18 Конституции: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

Президент Б.Н. Ельцин подчеркивал: "Защита прав личности – обязанность абсолютно всех государственных и муниципальных органов. Каждый из них обязан защищать права граждан в рамках своих конституционных задач и присущими ему методами"1.

Системообразующими факторами являются и организационно-правовые принципы деятельности федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Хотя отброшен много лет существовавший принцип "демократического централизма", объединявший с помощью жесткой централизации разнообразные государственные органы в вертикально соподчиненные целостные образования и отвергавший по существу децентрализацию, самостоятельность и инициативу региональных и местных органов и звеньев, тем не менее, имеются определенные организационные взаимосвязи между всеми федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Во-первых, все они в целом формируются на демократической правовой основе: Государственная Дума Федерального Собрания избирается гражданами РФ, а Совет Федерации – образуется на основе равного представительства от каждого субъекта РФ. Во-вторых, хотя органы исполнительной власти в силу их характера формируются в основном путем назначений на должности, но

1 Российские вести. 1995 17 февр.



Глава 21. Органы государственной власти РФ                                                                        323

и здесь налицо элементы выборности, в частности, Указ Президента РФ "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" от 3 октября 1984 г. предусмотрел не только назначение Президентом РФ на должность и освобождение от должности глав администрации краев, областей и других субъектов РФ, но решение им вопроса о выборах указанных глав, пока иной порядок не будет установлен федеральным законодательством.

Конституция предусматривает демократический порядок формирования Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Судьи перечисленных высших судебных органов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Функциональные и организационные взаимосвязи федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти имеют и другие конституционно-правовые формы проявления.

Функциональное единство федеральных органов государственной власти проявляется в характере законодательного процесса на уровне РФ. В нем участвуют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, высшие судебные органы. Причем только их взаимодействие и взаимосвязь позволяют, как видно из конституционных норм и в целом из характера и процедуры законодательного процесса, обеспечить нормальную и эффективную законодательную деятельность.

Тесная взаимосвязь между законодательной, исполнительной и судебной властью проявляется в том, что, например, согласно ч. 3 ст. 104 Конституции, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Между Конституционным Судом, с одной стороны, и Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством – с другой, возникают определенные отношения и взаимосвязи, поскольку Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Иными словами, это взаимосвязи между одним из федеральных органов судебной власти и федеральными органами законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, кратко рассмотренные выше функциональная общность и организационные взаимосвязи, присущие федеральным органам законодательной, исполнительной и судебной власти, позволяют рассматривать их в качестве системы. Этот общий вывод основывается, как отмечалось, на п. "г" ст. 71 Конституции РФ.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: