Глава 24. Правительство Российской Федерации 391

3. Правительство РФ – коллегиальный федеральный орган исполнительной власти. В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции, в его состав входят Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры. Таким образом, Конституция содержит перечень должностных лиц, которые входят в состав Правительства РФ В соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" в состав Совета Министров – Правительства РФ входили также председатели государственных комитетов РФ Конституция 1993 г. внесла весьма серьезные изменения в отношении состава Правительства: теперь в него включены, помимо Председателя и его заместителей, только федеральные министры. Руководители иных федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов и других органов исполнительной власти) могут быть включены в состав Правительства только в том случае, если им присвоен ранг федерального министра. Что касается конституционной нормы о заместителях Председателя Правительства, то она включает и первых заместителей Председателя Правительства РФ. В состав Правительства входят федеральные министры, возглавляющие предусмотренные Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. министерства, а также иные должностные лица, имеющие ранг федерального министра. Федеральными являются министерства-топлива и энергетики, экономики, науки и технической политики: сельского хозяйства и продовольствия, обороны, здравоохранения и медицинской промышленности; финансов, образования, охраны окружающей среды и природных ресурсов, юстиции; транспорта, внешних экономических связей; культуры; внутренних дел; связи; по сотрудничеству с государствами – участниками Содружества Независимых Государств; социальной защиты населения; по делам национальностей и региональной политике, иностранных дел, путей сообщения, труда, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по атомной энергии.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Однако имеются исключения для ряда ведомств, предусмотренные Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. и иными законодательными актами РФ Президенту РФ подведомственны министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство правительственной связи и информации и др.

Порядок назначения Председателя Правительства РФ определен в ст. 111 Конституции РФ Вопрос о процедуре назначения главы рос-



Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

сийского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность – одна из ключевых и ведущих в государстве.

В ч. 1 ст. 111 содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом – это одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ. Здесь же указано и на полномочие Государственной Думы ("с согласия Государственной Думы"), что корреспондируется с ч. 1 ст. 103, предусматривающей дачу Государственной Думой согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Право выдвигать кандидатуру на пост Председателя Правительства имеет только Президент РФ. Внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определенные сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В ч. 3 ст. 111 установлен определенный срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства: в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

В Регламенте Государственной Думы (гл. 17) подробно определен порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Президент РФ либо его полномочный представитель в Федеральном Собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Кандидат на должность Председателя Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определенного Государственной Думой, но не свыше 30 минут, кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Часть 4 ст. 111 предусматривает, что после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Президент назначает Председателя Правительства. Это понятно, поскольку государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы – Председателя Правительства Частью 4 предусмотрена и другая, очень важная норма: обязанность Президента распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: