Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

статья составляет конституционно–правовую основу компетенции Правительства РФ. Рассмотрим подробнее положения и нормы статьи 114 Конституции. В п.п. "а" и "6" ч. 1 говорится, что Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

В связи с полномочиями Правительства в этих сферах нужно напомнить о следующем. Часть 3 ст. 104 устанавливает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ.

В ст. 114 не содержится положений или норм, характеризующих участие. Правительства в регулировании экономических процессов в стране, в реализации и обеспечении конституционно установленных единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, прав человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

С учетом того, что полномочия Правительства в сфере развития экономики призваны быть достаточно широкими (это, в частности, обусловлено наличием разработанных программ экономического, социального и экологического развития, составлением прогнозов экономического и социального развития), в законе о Правительстве РФ целесообразно выделить самостоятельную статью о полномочиях Правительства в сфере экономического развития.

Следующий "блок" полномочий Правительства составляют вопросы, относящиеся к социально культурной сфере. Согласно п. "в" ч. 1 ст. 114 Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии. Осуществляя свои функции в названных и других отраслях социально культурной сферы, Правительство в соответствии с полномочиями в конкретных отраслях социально культурного строительства выполняет большой объем деятельности по руководству и управлению ими. Более конкретно полномочия Правительства определяются в соответствующем федеральном законодательстве об указанных отраслях. Например, в Основах законодательства РФ о культуре; законодательства РФ об охране здоровья граждан; законодательства РФ о физической культуре и


Глава 24. Правительство Российской Федерации                                                                 397

спорте; в Законах РФ: об образовании; о занятости населения, о государственных пенсиях; об охране окружающей природной среды; о недрах; в других законах и указах Президента РФ.

В перечисленных и других законах и нормативных актах Президента РФ содержатся конкретные полномочия Правительства в каждой из названных отраслей. Правительство, осуществляя единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, координирует работу соответствующих федеральных органов исполнительной власти – министерств, государственных комитетов, комитетов и других органов, утверждает положения о них, обеспечивает конституционные права граждан на труд, образование, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Будучи важным органом социального государства, Правительство разрабатывает и принимает меры, обеспечивающие социальную защищенность человека и гражданина, основные направления социальной политики.

К числу полномочий Правительства отнесено управление федеральной собственностью Федеральная государственная собственность и управление ею, согласно п. "д" ст. 71 Конституции, находится в исключительном ведении Российской Федерации. Более подробно разграничение федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности проведено на основе законодательства РФ и актов Президента РФ В частности, Президент РФ утвердил 18 марта 1992 г. Положение об определении по объектного состава федеральной собственности, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия, предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи и др. В связи с этим и для оперативного решения вопросов управления этими предприятиями в ведении Правительства находятся федеральные министерства и иные органы исполнительной власти (министерства, топлива и энергетики, транспорта, связи, путей сообщения, по атомной энергии, сельского хозяйства, государственные комитеты и комитеты по промышленной политике; по оборонным отраслям промышленности; по металлургии; по машиностроению, по химической и нефтехимической промышленности; по геологии и использованию недр и др.).

Государственный комитет по управлению государственным имуществом (Госкомимущество РФ) осуществляет общее управление федеральной собственностью.

Рассмотрим следующую группу полномочий Правительства РФ. Прежде всего, это осуществление мер по обеспечению обороны





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: