Субъекты и объекты экологических правоотношений

Субъектами экологических правоотношений законодательство признает Российскую Федерацию, субъектов РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физических и юри- дических лиц.

Являясь субъектом международного права, Рос- сийская Федерация подписала ряд международных договоров, в связи с чем на нее возлагается обя- занность использовать свои природные ресурсы, не причиняя вреда окружающей среде зарубежных го-

сударств. Российская Федерация и ее субъек- -

ты могут выступать участниками экологических пра- воотношений в тех случаях, когда они являются собственниками природных ресурсов, в связи с этим они обязаны обеспечить сохранность окружающей природной среды.

Природные объекты могут находиться и в собствен- ности муниципальных образований. Эти органы наделены определенными полномочиями в сфере регулирования экологических отношений, поэтому они могут быть субъектами правоотношений в сфере управления охраной окружающей природной среды. Возможны и иные правовые основания участия дан- ных субъектов в экологических правоотношениях.

Органы государственной власти в экологиче- ских правоотношениях участвуют в сфере управления охраной окружающей природной среды. Они высту- пают при планировании мер по охране окружающей среды, мониторинга окружающей среды и т. д.

Юридические лица также являются участника- ми экологических правоотношений. Им в основном адресованы требования законодательства об охране окружающей среды. Правоспособность юридическо- го лица в сфере экологических правоотношений воз-


менительно к отдельным природным ресурсам. Дек- \/вания применительно к конкретной сфере экологи- V никает в момент его создания и прекращается в мо-


мент завершения его ликвидации. Юридические лица становятся участниками данных правоотношений с момента предоставления им в собственность или пользование природных ресурсов.

Субъектами экологических отношений являются граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства. На физических лиц воз- лагаются обязанности по сохранению окружающей среды, одновременно каждый имеет право на бла- гоприятную окружающую среду.

Статья 4 Закона «Об охране окружающей среды» перечисляет объекты, охраняемые законом. Все объекты можно условно разделить на три категории:

1) интегрированный объект - это окружающая среда;

2) дифференцированный объект - это отдель- ные природные объекты, т. е. земля; недра, по- верхностные и подземные воды, леса, животный и растительный мир и т. д.;

3) особо охраняемые объекты - это государ- ственные природные заповедники, природные за- казники, национальные природные и дендроло- гические парки, памятники природы, редкие виды растений и животны* и места их обитания. Природные объекты обладают тремя при-

знаками:

1)естественное происхождение;

2) взаимосвязь с экологической системой природы;

3) внешние функции жизнеобеспечения.

К природным объектам относятся: земля, нед- ра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса, животный мир, растительный мир, микроорганиз- мы, природные ландшафты, государственные при- родные заповедники, природные заказники, нацио- нальные природные и дендрологические парки, памятники природы, редкие виды растений и жи- вотных и места их обитания, озоновый слой атмо- сферы, околоземное космическое пространство.


ческих отношений. По содержанию данные нормы можно условно разделить на:

1) предупредительные; 2)запретительные;

3) восстановительные, карательные, поощрительные и т. д.

Экологические правоотношения - общест- венные отношения, возникающие в сфере взаи- модействия общества и природы, урегулированные нормами экологического права. Объектом эколо- гических правоотношений являются природные объекты (земля, вода, леса, заповедники и т. д.).




Экологические правоотношения можно классифици- ровать в зависимости от содержания прав и обязан- ностей субъектов. Например, правоотношения, возни- кающие в связи с охраной окружающей природной среды от химического загрязнения; от радиоактивно- го загрязнения; от вредных физических воздействий; установление режима территорий зоны чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бед- ствия. Законодательство об охране окружающей сре- ды содержит требования, которые обязаны выполнять субъекты экологических правоотношений. Эти тре- бования выражаются в содержании прав и обязанно- стей участников данных правоотношений. Охрана окружающей природной среды осуществляется путем установления разного рода нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предельно допустимых уровней шума, вибрации и иных вредных физических воздействий и т. д.

Экологические правоотношения возникают в резуль- тате реализации правовых норм, предусматривающих конкретные права и обязанности субъектов данных правоотношений. Сюда можно отнести правоотношения в сферах: управления охраной окружающей природной среды, выполнение экологических требований к созда- нию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов; применение мер ответственности за нарушение зако- нодательства об охране окружающей природной среды.


ретом о земле, принятым 26.10.1917 г., была про- ведена национализация земли вместе с другими природными ресурсами. Частная собственность была отменена. Проблема охраны природы от за- грязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. То есть учитыва- лись преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. В периоде 1970 г. по 1982 г. выхо- дят такие законодательные акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), Водный кодекс РСФСР (1972 г.), Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.) и т. д. Эти законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства СССР и союзных республик.

В системе источников экологического права в пе- риод с 1980 г. преобладали не законы, а подзакон- ные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР. Если не считать Закона «Об охране приро- ды РСФСР», правовое регулирование по поводу окружающей природной среды осуществлялось глав- ным образом в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и постоянное ухудшение состоя- ния окружающей среды - эти и другие факторы тре- бовали новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды.

3. На современном этапе экологическое право раз- вивается с учетом следующих факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и обществен- ных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды, дефектов существующего эколо- гического законодательства, для которого характер- но наличие пробелов, введение многообразия форм собственности на природные ресурсы.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: