Реализация экологической доктрины РФ

предполагает разработку планов действий на феде- ральном, региональном и отраслевом уровнях, а так- же разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружа- ющей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений применительно к отдель- ным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной поли- тики в области экологии по различным субъектам РФ может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов РФ и отраслей экономики.

Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из основных направлений дея- тельности органов государства и общества.


сирование, обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, лицен- зирование, учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов, установление лимитов на при- родопользование и платность использования природ- ных ресурсов, экологическое страхование, экономи- ческое стимулирование охраны окружающей среды и т. д.

Закон «Об охране окружающей среды» содержит общие положения, касающиеся порядка проведе- ния государственной и общественной экологи- ческой экспертизы. В нем предусмотрены эколо- гические требования строительства, проектирования, реконструкции, эксплуатации предприятий, сооруже- ний и иных объектов. Выполнение данных требова- ний позволяет предотвратить причинение вреда окружающей природной среде.

Глава 9 Закона посвящена чрезвычайным эко- логическим ситуациям и мерам по восстанов- лению окружающей среды на территориях, объявленных зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического кризиса. Данная гла^а содержит общие положения правового режи- ма особо охраняемых природных территорий и объек- тов. К ним относятся государственные природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники, редкие растения и животные, зе- леные зоны; курортные и лечебно-оздоровительные зоны.

Специальный раздел Закона (ст. 68-72) посвящен вопросам экологического контроля.

Закон также регулирует вопросы экологического воспитания, образования, организации научных ис- следований, а также вопросы ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда, и еще вопросы международного сотрудничества области охраны окружающей среды.


циальные нормативно-правовые акты целиком по- священы вопросам окружающей среды. Сюда от- носятся, например, Закон «Об охране окружаю- щей среды», Земельный кодекс РФ;

3)по характеру правового регулирования: ма- териальные, процессуальные. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанно- сти, а также ответственность участников экологи- ческих отношений. Например, Федеральный закон

«Об особо охраняемых природных территориях». Нормативно-правовые акты процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются, например, предоставления земель в пользование, экологического лицензиро- вания. Акты процессуального характера - Граждан- ский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ;

4) по своему характеру нормативно-правовые акты можно условно разделить на кодифицированные и не являющиеся такими. Кодифицированными явля- ются систематизированные нормативно-правовые акты. Эти акты отличаются более высоким каче- ством и являются головными в данной отрасли права (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и др.). Выделяют следующие виды источников эколо-

гического права:

1) Конституция РФ;

2) федеративные договоры;

3) международные договоры;

4) общепризнанные принципы и нормы международ- ного права;

5)федеральные законы;

6)указы и распоряжения Президента РФ;

7) постановления и распоряжения Правительства РФ;

8) нормативно-правовые акты субъектов РФ;

9) нормативно-правовые акты министерств и ведомств; К)нормативно-правовые акты органов местного са-

моуправления;

11)локальные нормативно-правовые акты; 19судебные решения.





ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Природные ресурсы как объекты собственности могут находиться в гражданском обороте.

Собственность на природные ресурсы как на- учное понятие употребляется в экономическом и юри- дическом аспектах. При оценке собственности на природные ресурсы и при реализации прав собствен- ника по распоряжению и пользованию природными богатствами важно иметь в виду, что природные ре- сурсы имеют различную потребительскую стоимость. Но природные ресурсы как объекты собственности имеют не только экономическое, но и экологическое, оздоровительное, историческое и иное значение. Собственность как экономическая категория являет- ся гарантированным средством реализации эконо- мических интересов граждан, удовлетворения их потребительских нужд. В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах воз- никает право собственности как юридическая кате- гория. Право собственности в юридическом аспек- те представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природ- ные ресурсы.

Основные права собственности на природные ре- сурсы определены в ст. 9 Конституции РФ. Земля, природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных фор- мах собственности. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от од- ного лица к другому в той мере, в которой их обо- рот допускается законом. Специфические отноше- ния собственности на конкретные природные ресурсы регулируются экологическим законодатель- ством. Формы собственности на конкретные при-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: