Детский сад с любовью
И.В.Кравченко
Т.Л.Долгова
ПРОГУЛКИ
В ДЕТСКОМ САДУ
Старшая и подготовительная
К школе группы
Методическое пособие
УДК 373
ББК 74.100.5
К78
Рецензенты:
Лашкова Л.Л. – канд. Пед. наук, доцент кафедры теории и методики
дошкольного образования ШГПИ;
Казаева Е.А. – канд. Пед. наук, доцент кафедры дошкольной и социальной
педагогики ШГПИ.
Кравченко И.В., Долгова Т.Л.
К78 Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с. (Детский сад с любовью).
ISBN 978-5-9949-0041-3
Методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных к школе групп содержит полное описание прогулок в разное время года.
Пособие адресовано воспитателям, педагогам и методистам дошкольных образовательных учреждений, а также всем интересующимся вопросам экологической культуры.
УДК 373
ББК 74.100.5
Кравченко Ирина Васильевна
Долгова Татьяна Леонидовна
ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ
Старшая и подготовительная к школе группы
Методическое пособие
Под редакцией Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой
Главный редактор Т.В.Цветкова
Редактор И.С.Шиловских
Дизайнер обложки Е.В.Кустарова
Корректор Т.Э.Балоунова
Компьютерная верстка Т.Н.Полозовой
Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.001909.03.09 от 02.03.2009 г.
Подписано в печать 05.04.10. Формат 60х90. Усл.п.л. 13. Доп. Тираж 10000 экз.
Заказ № 3232.
Издательство «ТЦ Сфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп.3.
Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05
Отпечатано с готовых деапозитов в ОАО ордена «Знак Почета»
«Смолнская областная типография им. В.И.Смирнова».
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю.Гагарина, д.2
ISBN 978-5-9949-0041-3 ООО «ТЦ Сфера», 2008
Введение
В настоящее время парадигма экологического подхода к человеку исходит из того, что, являясь частью природы, человек может жить лишь в достаточно определенной и весьма ограниченной природной среде. Долгое время эколого-валеологический аспект человека рассматривался как часть медицины, изучающей влияние среды на организм человека. На сегодняшний момент пока отсутствует единство взглядов среди ученых на определение содержания понятия «экология человека».
Возможно, это объясняется тем, что в настоящее время наблюдается формирование отрасли науки, изучающей систему «человек — природа» на основе синтеза достижений биологии человека, медицины, географии, социологии, этнографии, философии и других наук. Так, Т.И. Алексеева отмечает, что в рамках экологического подхода все аспекты изучения человека обосновываются, прежде всего, на взаимодействии человека со средой.
Перед учеными и практиками стоит задача осуществления эколого-валеологического образования, начиная с дошкольного детства, с позиций становления методологических основ, содержания и методических подходов.
Прогулочные карты, представленные в пособии, апробированы в учебно-воспитательном процессе и являются итогом опытно-экспериментальной работы ДОУ «Рябинка» г. Нягани по экологической программе «Человек в мире природы».
Изначально предназначенные для образовательных учреждений Северного региона, прогулки с успехом используются в практике работы Курганской, Свердловской, Челябинской и других областей России.
В составлении пособия принимали участие Н.А. Гармашова, Е.В. Межевикина, О.В. Смородина и др.
СТАРШАЯ ГРУППА
Сентябрь
Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
— закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
— учить выделять изменения в жизни растений иживотных в осеннее время;
— формировать представление об осенних месяцах.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какое сейчас время года?
♦ Как вы догадались, что осень?
♦ Перечислите характерные признаки осени.
♦ Почему осенью стало холоднее?
♦ Что делает человек осенью?
♦ Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Цели:
— учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;
— воспитывать экологическую культуру.
Подвижные игры
«Третий лишний».
Цели:
— учить соблюдать правила игры;
— развивать ловкость и быстроту бега. «Совушка».
Цели:
— учить ориентироваться в пространстве;
— развивать интерес к игре.
Индивидуальная работа
Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.
Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 2
Наблюдение за крапивой
Цели:
— развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;
— формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Ход наблюдения
Красиво выглядит крапива,
А поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем хитрая больней кусается.
О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.
Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.
Правила поведения на природе
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.
Трудовая деятельность
Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема.
Цели:
— приучать к чистоте и порядку;
— вызывать желание трудиться в коллективе.
Здесь и далее каждая прогулка предполагает самостоятельные игры с выносным материалом.
Подвижные игры
«Кто самый меткий?».
Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость.
«Чье звено скорее соберется?».
Цель: учить бегать на скорость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).
Прогулка 3