История исследования малой социальной группы. Определение и границы малой группы. Классификация малых социальных групп. Главные подходы к изучению малых социальных групп.
Структура взаимоотношений в малой социальной группе.
Психологическая структура школьного класса и методы ее изучения.
Модуль 4. Динамические процессы в группе
Тема 16. Понятие о групповой динамике
Понятие и процессы групповой динамики. Механизмы групповой динамики: решение внутригрупповых противоречий, "идеосинкразический кредит", психологический обмен.
Образование и развитие малой группы.
Тема 17. Нормативное поведение в группе
Групповые нормы и нормативное поведение. Исследование нормативного влияния группового большинства. Феномен группового давления. Конформизм и конформность.
Влияние меньшинства на группу. Концепция референтных групп личности.
Педагогическое значение проблемы референтности. Виды потери референтности и ее профилактики.
Тема 18. Проблема групповой сплоченности
|
|
Понятие сплоченности. Межличностная совместимость. Ценностно-ориентационное единство коллектива.
Конфликт и его виды. Групповые конфликты. Способы решения межличностных конфликтов.
Группировки в школьном классе (детской группе), педагогические методы работы с ними. Взаимоотношения мальчиков и девочек как показатель сплоченности.
Тема 19. Лидерство и руководство в малых группах
Понятие о лидерстве и руководстве. Теории происхождения лидерства и руководства: "теория черт" (личностная теория лидерства), "ситуационная теория лидерства", "синтетическая теория лидерства".
Стили лидерства и руководства, их характеристика.
Стиль педагогической деятельности учителя (воспитателя, социального педагога) и его педагогическая структура. Характеристика основных стилей педагогической деятельности. Влияние стиля на межличностные отношения.
Тема 20. Проблема принятия группового решения
Индивидуальные и групповые решения. Групповые задачи. Анализ качества групповых решений. Групповые деформации. Этапы принятия решения.
Лекции
№ п/п | Название темы | Объем часов | |||
Очная форма | Заочная форма | ||||
1 | Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии | 2 | |||
2 | Тема 2. Развитие социальной психологии в Украине, России и за рубежом | 2 | |||
3 | Тема 3. Методы социальной психологии | 2 | |||
4 | Тема 4. Личность как субъект и объект общения | 2 | |||
5 | Тема 5. Понятие социализации личности | 2 | |||
6 | Тема 6. Личность в структуре социальных отношений | 2 | |||
7 | Тема 7. Проблема общения в социальной психологии | 2 | |||
8 | Тема 8. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) | 2 | |||
9 | Тема 9. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) | 2 | |||
10 | Тема 10. Общение как взаимопознание людей (перцептивная сторона общения) | 2 | |||
11 | Тема 11. Психологические способы воздействия в процессе общения | 2 | |||
12 | Тема 12. Общение в образовательном процессе | 2 | |||
13 | Тема 13. Проблема группы в социальной психологии | 2 | |||
14 | Тема 14. Проблема больших социальных групп | 2 | |||
15 | Тема 15. Социальная психология малой группы | 2 | |||
16 | Тема 16. Понятие о групповой динамике | 2 | |||
17 | Тема 17. Нормативное поведение в группе | 2 | |||
18 | Тема 18. Проблема групповой сплоченности | 2 | |||
19 | Тема 19. Лидерство и руководство в малых группах | 2 | |||
20 | Тема 20. Проблема принятия группового решения | 2 | |||
Итого:
| 40 |
Практические (семинарские) занятия
№ п/п | Название темы | Объем часов | |
Очная форма | Заочная форма | ||
1 | Основные теоретические направления современной социальной психологии | 2 | |
2 | Особенностисоциализациидетейразноговозраста | 2 | |
3 | Вербальная и невербальная коммуникация | 2 | |
4 | Межличностные отношения в системе «педагог-дети» | 2 | |
5 | Социальная психология семьи | 2 | |
6 | Динамические процессы в малой группе | 2 | |
7 | Определение социальных психотипов личности | 2 | |
8 | Самооценка уровня развития коммуникативных качеств | 2 | |
9 | Диагностика уровня способности к эмпатии | 2 | |
10 | Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в детском коллективе | 2 | |
11 | Определение у студентов способов реагирования на конфликтную ситуацию | 2 | |
12 | Исследование особенностей лидерских качеств и стиля руководства личности | 2 | |
13 | Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение» | 2 | |
Итого: | 26 | ||
Лабораторные работы
№ п/п | Название темы | Объем часов | |
Очная форма | Заочная форма | ||
1 | |||
2 | |||
N | |||
Итого: |
Самостоятельная работа студентов
№ п/п | Название темы | Вид СРС | Объем часов | |||
Очная форма | Заочная форма | |||||
1 | Развитие отечественной и зарубежной социальной психологии на современном этапе | Тезисы | 2 | |||
2 | Методы психодиагностики и коррекции личности в социальной психологии | Блок-схема | 2 | |||
3 | Человек как жертва социализации в современном мире | Выступление на семинаре | 2 | |||
4 | Особенности использования средств коммуникации в деятельности педагога | Реферативное сообщение | 2 | |||
5 | Манипуляции в общении | Мини-презентация | 4 | |||
6 | Психологические способы воздействия при общении | Составление буклета | 3 | |||
7 | Разработка «Технологического инструментария риторики педагога» | Составление рекомендаций | 2 | |||
8 | Разработка коррекционных упражнений по устранению проблем в общении | Составление программы коррекции проблем в общении | 3 | |||
9 | Теоретические и практические подходы исследования групп в отечественной и зарубежной психологии | Тезисы | 2 | |||
10 | Возрастная структура взаимоотношений в современной семье | Блок-схема | 2 | |||
11 | Сравнительная характеристика коллективообразованияЛ.И.Уманского и А.В.Петровского | Сравнительный анализ | 2 | |||
12 | Нормативное и информационное влияние групп на личность | Реферат | 3 | |||
13 | Разработка рекомендаций для учителя (воспитателя) по повышению групповой сплоченности | Составление рекомендаций | 2 | |||
14 | Современные тенденции в решении психических проблем личности | Научное сообщение | 3 | |||
15 | Основные факторы бесконфликтного взаимодействия | Схемо-конспект | 3 | |||
16 | Описание процесса собственной социализации | Сочинение-эссе | 2 | |||
17 | Динамические процессы в группе | Мини-презентация | 3 | |||
Итого:
| 42 |
Курсовые работы.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
1. Поведение в конфликте и индивидуально-типологические особенности личности.
2. Несовпадение представлений о взаимных потребностях супругов как основа семейных конфликтов.
3. Особенности формирования Я – концепции как основа конфликтного поведения в подростковом возрасте.
4. Основные способы предупреждения и разрешения конфликтов в
деятельности педагогов.
5. Методы исследования конфликтов и управление ими.
6. Внутриличностные конфликты у выпускников педагогического вуза.
7. Формы проявления и способы разрешения межличностных конфликтов студентов в период обучения.
8. Влияние активных методов обучения на развитие коммуникативной компетентности.
9. Влияние стиля взаимодействия учителя с классом на социально-психологический климат в классе.
10. Влияние психологической совместимости членов группы на социально-психологический климат группы.
11. Динамика ценностных ориентаций учащихся на начальном этапе школьного обучения.
12. Гендерный аспект ценностных ориентаций старших школьников.
13. Демографический аспект в представленности ценностных ориентаций старших школьников.
14. Социально-психологический климат коллектива и его обусловленность деятельностью руководителя.
15. Особенности восприятия младшими школьниками своего учителя.
16. Трансформация гендерных ценностей личности в сфере образования.
17. Специфика гендерных ценностей в социальных группах (профессио-нальные, возрастные, этнические)
18. Гендерные основания образовательных и воспитательных технологий.
19. Профессиональные деформации личности в системе «человек-человек».
20. Социально-психологическая профессиональная адаптация педагогов.
21. Исследование коммуникативных качеств современных руководителей.
22. Коррекция и развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников.
23. Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и кор-рекция.
24. Влияние общения со сверстниками на профессиональное самоопреде-ление старшеклассников.
25. Формы и методы групповой работы с детьми и подростками.
|
|
- Образовательные технологии
С целью формирования и развития профессиональных навыков студентов в процессе реализации различных видов аудиторной и внеаудиторной работы используются следующие инновационные образовательные технологии, которые направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов способностей к самообразованию и нацелены на реализацию личностного потенциала:
- Личностно-ориентированная технология, основной целью которой является процесс психолого-педагогической помощи студенту в становлении его субъектностикак будущего профессионала;
- Технология саморазвития, которая предполагает создание образовательного пространства для самостоятельного овладения студентом учебного материала;
- Информационные технологии с использованием печатных и электронных образовательных ресурсов;
- Технология развивающего обучения с целью формирования у студентов активного, самостоятельного творческого мышления и на этой основе постепенного перехода к самостоятельному профессиональному обучению;
- Исследовательская технология, которая направлена на приобретение студентами опыта научно-исследовательской работы в учебно-профессиональной деятельности;
- Технология групповой учебной деятельности, которая направлена на формирование у студентов командных методов взаимодействия и рефлексивных компонентов учебной деятельности;
- Технология создания ситуации успеха, применение которой дает возможность каждому студенту радость от успехов в обучении, осознание своих возможностей и способностей;
- Суггестивная технология, позволяющая преподавателю психологически воздействовать на студенческий коллектив с целью активизации познавательных способностей студентов.