Тема 15. Социальная психология малой группы

История исследования малой социальной группы. Определение и границы малой группы. Классификация малых социальных групп. Главные подходы к изучению малых социальных групп.

Структура взаимоотношений в малой социальной группе.

Психологическая структура школьного класса и методы ее изучения.

Модуль 4. Динамические процессы в группе

Тема 16. Понятие о групповой динамике

Понятие и процессы групповой динамики. Механизмы групповой динамики: решение внутригрупповых противоречий, "идеосинкразический кредит", психологический обмен.

Образование и развитие малой группы.

 

Тема 17. Нормативное поведение в группе

Групповые нормы и нормативное поведение. Исследование нормативного влияния группового большинства. Феномен группового давления. Конформизм и конформность.

Влияние меньшинства на группу. Концепция референтных групп личности.

Педагогическое значение проблемы референтности. Виды потери референтности и ее профилактики.

 

Тема 18. Проблема групповой сплоченности

Понятие сплоченности. Межличностная совместимость. Ценностно-ориентационное единство коллектива.

Конфликт и его виды. Групповые конфликты. Способы решения межличностных конфликтов.

Группировки в школьном классе (детской группе), педагогические методы работы с ними. Взаимоотношения мальчиков и девочек как показатель сплоченности.

 

Тема 19. Лидерство и руководство в малых группах

Понятие о лидерстве и руководстве. Теории происхождения лидерства и руководства: "теория черт" (личностная теория лидерства), "ситуационная теория лидерства", "синтетическая теория лидерства".

Стили лидерства и руководства, их характеристика.

Стиль педагогической деятельности учителя (воспитателя, социального педагога) и его педагогическая структура. Характеристика основных стилей педагогической деятельности. Влияние стиля на межличностные отношения.

 

Тема 20. Проблема принятия группового решения

Индивидуальные и групповые решения. Групповые задачи. Анализ качества групповых решений. Групповые деформации. Этапы принятия решения.

 

Лекции

№ п/п

Название темы

Объем часов

Очная форма Заочная форма
1 Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии       2  
2 Тема 2. Развитие социальной психологии в Украине, России и за рубежом        2  
3 Тема 3. Методы социальной психологии         2  
4 Тема 4. Личность как субъект и объект общения         2  
5 Тема 5. Понятие социализации личности         2  
6 Тема 6. Личность в структуре социальных отношений         2  
7 Тема 7. Проблема общения в социальной психологии         2  
8 Тема 8. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)         2  
9 Тема 9. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)         2  
10 Тема 10. Общение как взаимопознание людей (перцептивная сторона общения)         2  
11 Тема 11. Психологические способы воздействия в процессе общения         2  
12 Тема 12. Общение в образовательном процессе         2  
13 Тема 13. Проблема группы в социальной психологии         2  
14 Тема 14. Проблема больших социальных групп         2  
15 Тема 15. Социальная психология малой группы        2  
16 Тема 16. Понятие о групповой динамике        2  
17 Тема 17. Нормативное поведение в группе        2  
18 Тема 18. Проблема групповой сплоченности        2  
19 Тема 19. Лидерство и руководство в малых группах        2  
20 Тема 20. Проблема принятия группового решения       2  

Итого:

40  

Практические (семинарские) занятия

№ п/п

Название темы

Объем часов

Очная форма Заочная форма
1 Основные теоретические направления современной социальной психологии    2  
       
2 Особенностисоциализациидетейразноговозраста    2  
3 Вербальная и невербальная коммуникация    2  
4 Межличностные отношения в системе «педагог-дети»    2  
5 Социальная психология семьи    2  
6 Динамические процессы в малой группе    2  
7 Определение социальных психотипов личности    2  
8 Самооценка уровня развития коммуникативных качеств    2  
9 Диагностика уровня способности к эмпатии    2  
10 Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в детском коллективе 2  
11 Определение у студентов способов реагирования на конфликтную ситуацию    2  
12 Исследование особенностей лидерских качеств и стиля руководства личности    2  
13 Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»    2  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Итого:

26  
   

Лабораторные работы

№ п/п

Название темы

Объем часов

Очная форма Заочная форма
1      
2      
       
N      

Итого:

   

Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Название темы

Вид СРС

Объем часов

Очная форма Заочная форма
1 Развитие отечественной и зарубежной социальной психологии на современном этапе Тезисы 2  
2 Методы психодиагностики и коррекции личности в социальной психологии Блок-схема 2  
3 Человек как жертва социализации в современном мире Выступление на семинаре 2  
4 Особенности использования средств коммуникации в деятельности педагога Реферативное сообщение 2  
5 Манипуляции в общении Мини-презентация 4  
6 Психологические способы воздействия при общении Составление буклета   3  
7 Разработка «Технологического инструментария риторики педагога» Составление рекомендаций 2  
8 Разработка коррекционных упражнений по устранению проблем в общении Составление программы коррекции проблем в общении   3  
9 Теоретические и практические подходы исследования групп в отечественной и зарубежной психологии Тезисы   2  
10 Возрастная структура взаимоотношений в современной семье  Блок-схема    2  
11 Сравнительная характеристика коллективообразованияЛ.И.Уманского и А.В.Петровского Сравнительный анализ 2  
12 Нормативное и информационное влияние групп на личность Реферат 3  
13 Разработка рекомендаций для учителя (воспитателя) по повышению групповой сплоченности Составление рекомендаций 2  
14 Современные тенденции в решении психических проблем личности Научное сообщение 3  
15 Основные факторы бесконфликтного взаимодействия Схемо-конспект 3  
16 Описание процесса собственной социализации Сочинение-эссе 2  
17 Динамические процессы в группе Мини-презентация 3  
         
         
         
         
         
         
         

Итого:

   42  

Курсовые работы.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:

 

1. Поведение в конфликте и индивидуально-типологические особенности личности.

2. Несовпадение представлений о взаимных потребностях супругов как основа семейных конфликтов.
3. Особенности формирования Я – концепции как основа конфликтного поведения в подростковом возрасте.
4. Основные способы предупреждения и разрешения конфликтов в

деятельности педагогов.

5. Методы исследования конфликтов и управление ими.
6. Внутриличностные конфликты у выпускников педагогического вуза.
7. Формы проявления и способы разрешения межличностных конфликтов студентов в период обучения.
8. Влияние активных методов обучения на развитие коммуникативной компетентности.
9. Влияние стиля взаимодействия учителя с классом на социально-психологический климат в классе.
10. Влияние психологической совместимости членов группы на социально-психологический климат группы.
11. Динамика ценностных ориентаций учащихся на начальном этапе школьного обучения.
12. Гендерный аспект ценностных ориентаций старших школьников.
13. Демографический аспект в представленности ценностных ориентаций старших школьников.
14. Социально-психологический климат коллектива и его обусловленность деятельностью руководителя.
15. Особенности восприятия младшими школьниками своего учителя.
16. Трансформация гендерных ценностей личности в сфере образования.
17. Специфика гендерных ценностей в социальных группах (профессио-нальные, возрастные, этнические)
18. Гендерные основания образовательных и воспитательных технологий.
19. Профессиональные деформации личности в системе «человек-человек».
20. Социально-психологическая профессиональная адаптация педагогов.
21. Исследование коммуникативных качеств современных руководителей.
22. Коррекция и развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников.
23. Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и кор-рекция.
24. Влияние общения со сверстниками на профессиональное самоопреде-ление старшеклассников.
25. Формы и методы групповой работы с детьми и подростками.

 

 

  1. Образовательные технологии

 

С целью формирования и развития профессиональных навыков студентов в процессе реализации различных видов аудиторной и внеаудиторной работы используются следующие инновационные образовательные технологии, которые направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов способностей к самообразованию и нацелены на реализацию личностного потенциала:

- Личностно-ориентированная технология, основной целью которой является процесс психолого-педагогической помощи студенту в становлении его субъектностикак будущего профессионала;

- Технология саморазвития, которая предполагает создание образовательного пространства для самостоятельного овладения студентом учебного материала;

       - Информационные технологии с использованием печатных и электронных образовательных ресурсов;

       - Технология развивающего обучения с целью формирования у студентов активного, самостоятельного творческого мышления и на этой основе постепенного перехода к самостоятельному профессиональному обучению;

       - Исследовательская технология, которая направлена на приобретение студентами опыта научно-исследовательской работы в учебно-профессиональной деятельности;

       - Технология групповой учебной деятельности, которая направлена на формирование у студентов командных методов взаимодействия и рефлексивных компонентов учебной деятельности;

       - Технология создания ситуации успеха, применение которой дает возможность каждому студенту радость от успехов в обучении, осознание своих возможностей и способностей;

       - Суггестивная технология, позволяющая преподавателю психологически воздействовать на студенческий коллектив с целью активизации познавательных способностей студентов.
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: