Возникающих при осуществлении морского судоходства

 

§ 1. Претензии и иски. Исковая давность

 

Обязательный претензионный порядок установлен законом для ограниченного числа требований. Его отличие от других мер досудебного урегулирования заключается в том, что нарушение претензионного порядка влечет за собой отказ судьи в принятии искового заявления (п. 2 ст. 129 ГПК) или возврат искового заявления (подп. 6 п. 1 ст. 108 АПК). Согласно ст. 403 КТМ до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии. Претензия предъявляется к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Указанное положение КТМ соответствует п. 1 ст. 797 ГК, которая предусматривает обязательное предъявление перевозчику груза претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, до предъявления к перевозчику иска. Обращает на себя внимание, что обязательное предъявление претензии в КТМ предусмотрено только для требований, вытекающих из перевозки груза в каботаже. Обычно стороны самостоятельно предпринимают усилия по внесудебному урегулированию требований, возникающих при осуществлении морского судоходства, направляя друг другу соответствующие претензии, однако лишь при перевозке груза в каботаже несоблюдение претензионного порядка влечет за собой указанные последствия.

Вместе с тем АПК предусматривает возможность для сторон предусмотреть в договоре досудебный (претензионный) порядок для любых категорий споров (п. 5 ст. 4). Такая же норма содержится в пп. 7 п. 2 ст. 131 ГПК. В этом случае несоблюдение претензионного порядка также влечет за собой возврат искового заявления. Как ГПК, так и АПК предусматривают возможность вторичного направления искового заявления после того, как претензионный порядок будет соблюден.

Кодекс торгового мореплавания не содержит правил, устанавливающих круг лиц, имеющих право на предъявление претензии и иска, и документов, которые эти лица должны представить при предъявлении претензий. В п. 2 ст. 405 КТМ указывается лишь на то, что претензия должна предъявляться в письменной форме и при утрате или повреждении груза к ней должны быть приложены документы, удостоверяющие количество и стоимость груза (перевозочные документы предъявляются в подлиннике). Перевозчику предоставляется право в течение двухнедельного срока после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены указанные документы. В случае если перевозчик в указанный срок не возвратит заявителю ненадлежаще оформленную претензию, она считается принятой к рассмотрению. Очевидно, эти краткие правила ст. 405 КТМ должны быть детализированы более подробными правилами предъявления и рассмотрения претензий, издаваемыми в соответствии с п. 2 ст. 5 КТМ. Так, в случае утраты или повреждения груза либо просрочки его доставки право на предъявление претензии должен иметь получатель груза при представлении документов, подтверждающих утрату, повреждение или просрочку в доставке; при неподаче судна или подаче его с опозданием - отправитель (фрахтователь) и т.д.

Согласно п. 2 ст. 797 ГК иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. КТМ (п. 1 ст. 407) устанавливает обязанность перевозчика рассмотреть претензию в этот срок со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее.

КТМ ограничивает передачу права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам исключительно требованиями в связи с перевозкой грузов, причем и в этом случае круг соответствующих лиц перечислен в ст. 404: отправитель может передать это право получателю или наоборот, а каждый из них может передать это право экспедитору либо страховщику. Передача права на предъявление претензии или иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе. Если отправитель или получатель сам обладает правом на предъявление претензии или иска, то в передаче такого права нет необходимости. Что касается экспедитора, то сделанное в КТМ исключение в отношении этого лица можно объяснить лишь тем, что экспедитор в соответствии со ст. 801 ГК выполняет по поручению отправителя или получателя функции по организации перевозки, обеспечивает отправление и получение груза, у него сосредоточиваются необходимые документы, и поэтому он может наиболее квалифицированно предъявить претензию или иск к перевозчику.

Не совсем ясна цель, с которой в ст. 404 КТМ упомянут страховщик. Согласно ст. 387 ГК права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона, в частности при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая. Очевидно, именно о переходе права требования в порядке суброгации и идет речь в этой статье. Конечно, можно утверждать и обратное: переход права требования в порядке суброгации основан на законе (или договоре), и об этом случае не было необходимости упоминать в ст. 404 КТМ. Видимо, названная статья предусматривает иной случай, т.е. когда отправитель или получатель передает право на предъявление претензии или иска страховщику, которому право требования не перешло в порядке суброгации. Правда, против этого утверждения говорит правило подп. 5 п. 2 ст. 125 ВК, согласно которому право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеет страховщик при предъявлении документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения, т.е. при суброгировании страховщиком соответствующего права. Вряд ли законодатель, упоминая о страховщике в двух транспортных кодексах при регулировании сходных вопросов, имел в виду различное процессуальное положение страховщика.

Согласно ст. 406 КТМ претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности. В отличие от срока исковой давности, который при наличии уважительной причины пропуска может быть восстановлен судом или арбитражем, срок на предъявление претензии носит пресекательный характер, т.е. его пропуск погашает само право на предъявление иска.

К срокам исковой давности, предусмотренным § 2 главы XXV КТМ, применяются общие правила главы 12 ГК. Согласно ст. 195 ГК исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Правила названной главы ГК носят в основном императивный характер и не могут быть изменены соглашением сторон. Так, не могут быть изменены сроки исковой давности и порядок их исчисления. В то же время требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности и исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (ст. 199 ГК). Общий срок исковой давности установлен в три года. Вместе с тем для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности - сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. КТМ и является одним из законов, в котором по ряду требований установлены специальные сроки исковой давности.

Согласно п. 1 ст. 408 КТМ, к требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, применяется годичный срок исковой давности. Этот срок исчисляется по требованиям:

- возмещения ущерба за утрату груза - по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки; возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата переборов или взыскания недобора провозных платежей - со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан;

- возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза - со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза;

- ко всем остальным случаям - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.

Сокращенный срок исковой давности к требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, основан на Гаагско-Висбийских правилах (такой же срок предусмотрен в п. 1 ст. 197 ГК).

Двухгодичный срок исковой давности установлен для таких требований, которые возникают из договора морской перевозки пассажира в заграничном плавании (если только перевозчик и пассажир не являются организациями или гражданами Российской Федерации), договора морского страхования, из столкновения судов и осуществления спасательных операций. Соответствующие сроки установлены, в частности, Афинской конвенцией 1974 г. (п. 1 ст. 16), Конвенцией 1910 г. о столкновении судов (ст. 7) и Конвенцией 1989 г. о спасании (ст. 23).

Указанные сроки исчисляются по-разному в зависимости от наличия или отсутствия специфических условий. Так, в случае причинения вреда здоровью пассажира в заграничном сообщении этот срок исчисляется со дня высадки пассажира на берег; в случае смерти пассажира, происшедшей во время перевозки, - со дня, когда пассажир должен был высадиться на берег; в случае причинения вреда здоровью во время перевозки, вызвавшего смерть пассажира после его высадки на берег, - со дня его смерти при условии, что данный срок не превышает трех лет со дня высадки пассажира на берег. При утрате или повреждении багажа пассажира срок исчисляется со дня выгрузки багажа или со дня, когда багаж должен быть выгружен, в зависимости то того, какая из дат является более поздней.

По требованиям, вытекающим из договора морского страхования, срок исчисляется со дня возникновения права на иск; по требованиям возмещения убытков от столкновения судов - со дня столкновения судов, а по требованиям, возникающим из спасательной операции, - со дня окончания спасательной операции. К требованиям, вытекающим из договора буксировки, морского агентирования, морского посредничества, тайм-чартера, бербоут-чартера и из общей аварии, применяется годичный срок исковой давности, который, за исключением общей аварии, исчисляется со дня возникновения права на иск. По требованиям, возникающим из общей аварии, срок исчисляется со дня составления диспаши (ст. 409 КТМ).

Специальные сроки исковой давности установлены по требованиям возмещения ущерба от загрязнения судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Эти сроки установлены ст. VIII Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г., ст. 37 Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ и ст. 8 Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г. Согласно ст. 410 КТМ иски по этим требованиям погашаются в течение трех лет со дня, когда потерпевший узнал или должен был узнать о причинении ущерба. Этой же статьей предусмотрено, что иски о возмещении ущерба от загрязнения нефтью не могут быть предъявлены по истечении шести лет со дня инцидента, а иски о возмещении ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ - по истечении десяти лет со дня инцидента, вызвавшего ущерб. Эти сроки являются пресекательными, и их пропуск погашает само право требования. Только в пределах этих сроков может обсуждаться вопрос о том, когда потерпевший узнал или должен был узнать о причинении ему ущерба и подлежит ли нарушенное право гражданина защите даже в связи с пропуском срока исковой давности (восстановление срока).

К требованиям, по которым сроки исковой давности не предусмотрены КТМ, применяются общие сроки исковой давности, установленные гражданским законодательством. На настоящее время в КТМ включены все специальные сроки исковой давности, содержащиеся в международных конвенциях по морскому судоходству, участницей которых является Российская Федерация.

К срокам исковой давности, предусмотренным КТМ, применяются правила ГК о приостановлении и перерыве течения срока исковой давности. Согласно ст. 202 ГК течение срока давности приостанавливается: если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила); в силу моратория; в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления давности, течение срока продолжается. Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК). В КТМ предусмотрены два случая приостановления течения срока исковой давности. В соответствии с п. 2 ст. 407 со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения срока для ответа. По ст. 412 в случае, если исчисление суммы требования зависит от расчетов по общей аварии, течение срока исковой давности приостанавливается на время со дня вынесения диспашером постановления о наличии общей аварии и до дня получения диспаши заинтересованным лицом.

 

§ 2. Морской протест. Составление актов

при морской перевозке груза

 

Если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте (ст. 394 КТМ).

Морской протест является одним из видов письменных доказательств, подлежащих оценке судом или арбитражем. Он особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники судовладельца (перевозчика).

Морской протест является одним из видов письменных доказательств, подлежащих оценке судом или арбитражем. Согласно ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Такое же требование содержится в ст. 65 АПК, а также в § 12 Правил производства дел в МАК. Суд и арбитраж оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению. Никакие доказательства не имеют для суда или арбитража заранее установленной силы. В этой связи морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники судовладельца (перевозчика).

Морской протест является самостоятельным способом обеспечения доказательств. Суд вправе обеспечивать доказательства, однако лишь по делу, принятому к своему производству (ст. 57 ГПК). Согласно ст. 71 АПК арбитражный суд, который принял к своему производству дело, также может обеспечивать доказательства по просьбе заинтересованного лица. Обеспечение доказательств, необходимых в случае возникновения дела в судах (но которое еще не находится в производстве суда), может по просьбе заинтересованного лица производиться также нотариусом (ст. 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Однако между обеспечением доказательств согласно ст. 103 Основ законодательства о нотариате имеется существенное различие. Во-первых, при рассмотрении заявления о морском протесте не производится осмотр вещественных доказательств и не назначается экспертиза. Во-вторых, нотариус не направляет извещения о времени и месте обеспечения доказательств сторонам и заинтересованным лицам. В-третьих, капитан и члены экипажа судна не предупреждаются нотариусом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ или уклонение от дачи показаний.

Происшествие, выступающее основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, может произойти как во время плавания, так и при стоянке в порту. Разумеется, большинство происшествий, в отношении которых возникает необходимость в оформлении морского протеста, происходит во время плавания. Например, утрата, повреждение или задержка в доставке груза могут произойти вследствие непреодолимой силы, опасностей или случайностей на море, мер по спасанию человеческой жизни или имущества, пожара, военных действий, столкновения судов, посадки на мель и т.д. В порту судно может быть задержано или арестовано, вход в порт - запрещен в результате карантина, блокады и т.п.

Наиболее часто заявление о морском протесте делается при перевозках груза. Значение морского протеста в этих случаях связано с тем, что согласно ст. 166 КТМ бремя доказывания того, что утрата, повреждение или просрочка в доставке произошли не по вине перевозчика, лежит на нем самом. Делая заявления о морском протесте, перевозчик тем самым переносит на истца бремя доказывания вины перевозчика при утрате, повреждении или просрочке в доставке. Однако морской протест не переносит на получателя бремя доказывания вины перевозчика в утрате груза, если он не содержит указаний на вероятность наступления конкретных неблагоприятных последствий, оказавшихся предметом спора. Так, в решении МАК по иску предприятия "Пагед" к Мурманскому пароходству было указано, что содержание заявленного капитаном судна морского протеста не может породить презумпцию невиновности перевозчика, так как в числе возможных неблагоприятных последствий для груза капитаном не была указана вероятность того, что палубный груз может быть смыт за борт (истинная причина недостачи установлена не была). Перевозчик отклонил требование получателя о взыскании стоимости груза, полностью испорченного при морской перевозке, ссылаясь на то, что повреждение груза произошло вследствие непреодолимой силы, о чем составлен морской протест.

В заявлении о морском протесте должны быть кратко и точно изложены обстоятельства происшествия и указаны конкретные меры, которые предпринимались для предотвращения ущерба или его уменьшения. Например, в заявлении о морском протесте в связи с совершившейся или предполагаемой утратой или повреждением груза должно указываться событие, которое повлекло или могло повлечь утрату или повреждение (шторм, перепады температуры), а также меры, принятые капитаном и экипажем к сохранности груза при подготовке судна к рейсу, при погрузке, креплении, во время рейса. Согласно инструктивному письму Минюста СССР от 31 мая 1976 г. N К-8-332 "О совершении морских протестов" заявление должно содержать следующие сведения: наименование судна и его флаг; фамилию капитана; наименование судовладельца; порты отправления и назначения; данные о мореходном состоянии судна; наименование груза; обстоятельства погрузки; данные о рейсе; меры, предпринимаемые экипажем во время рейса для обеспечения сохранности груза. Сведения, излагаемые в морском протесте, должны точно соответствовать записям в судовом журнале. Заявление подписывается капитаном судна и заверяется судовой печатью.

Согласно ст. 395 КТМ заявление о морском протесте делается: в порту Российской Федерации - нотариусу; в иностранном порту - должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

В соответствии с Основами законодательства о нотариате 1993 г. (ст. 2) при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. В соответствии со ст. 35 Основ нотариусы, занимающиеся частной практикой, вправе совершать наряду с другими нотариальными действиями морские протесты. Порядок совершения морских протестов регламентируется в главе XIX Основ (ст. ст. 99 - 101), положения которой в основном соответствуют КТМ.

Нотариальные действия, в том числе и совершение морских протестов, могут совершаться также должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации. Совершение морских протестов предусмотрено ст. 84 Консульского устава СССР 1976 г. Если в иностранном порту нет российского консула, заявление подается компетентному должностному лицу иностранного государства, каковым признается торговый (коммерческий) суд, нотариус, городской или местный суд и т.д.

Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло: в порту - в течение 24 часов с момента происшествия; во время плавания судна - в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия (ст. 396 КТМ). Возможность заявить морской протест сохраняется и после истечения указанных сроков. Нотариус при обращении к нему с заявлением о морском протесте после установленного срока должен предложить капитану указать в заявлении причины, по которым он не смог подать заявление своевременно. Принимая заявление о морском протесте, нотариус делает на нем отметку о времени подачи заявления и устанавливает личность капитана.

Согласно ст. 398 КТМ, чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия, капитан может сделать заявление в момент прибытия судна или капитана в порт, не являющийся первым портом захода.

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Если речь идет о предполагаемом ущербе, характер которого еще точно не известен, важно, чтобы заявление об обстоятельствах погрузки, рейса и принятых мерах было сделано до того, как экипаж ознакомился с состоянием груза. Вместе с тем не всегда обстоятельства позволяют отложить открытие трюмов до вручения нотариусу заявления о морском протесте. В этом случае в заявлении необходимо указать причины, которые потребовали начала выгрузки до заявления о морском протесте.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия в порт или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала. Согласно инструктивному письму "О совершении морских протестов" до составления акта о морском протесте нотариус должен ознакомиться с подлинником судового журнала. В выписках должны содержаться факты, изложенные в заявлении, в частности: время прихода в порт; открывались ли люки до подачи заявления и, если открывались, чем это было вызвано; обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста, и меры, принимаемые в связи с этим капитаном и экипажем.

В случае гибели судна срок на заявление о морском протесте, а также на предоставление выписки из судового журнала исчисляется с момента прибытия капитана в место, в котором делается заявление. Если судовой журнал погиб, акт о морском протесте составляется нотариусом на основании других документов - подробного заявления капитана об обстоятельствах происшествия и утраты судового журнала, а также показаний свидетелей.

На основании заявления капитана, данных судового журнала, опроса капитана судна (в случае необходимости - других членов экипажа) нотариус (консул) составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств Российской Федерации на условиях взаимности (ст. 401 КТМ).

Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться в качестве свидетелей происшествия, имевшего место на судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то капитан судна, делающего заявление о морском протесте, с согласия этих лиц (а также сами члены экипажа других судов) может обратиться к нотариусу с просьбой произвести их опрос. Этот опрос осуществляется в соответствии с главой XX "Обеспечение доказательств" Основ законодательства о нотариате, и данные о нем не включаются в акт о морском протесте.

Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и опрошенных свидетелей. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным капитаном судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус предлагает указать причину этих расхождений. Все остальные документы, если они имеются (выписки из машинного и иных журналов, акты о несчастных случаях и т.д.), в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде или арбитраже. При приеме заявления и опросе нотариус не должен входить в оценку представленных ему материалов.

Акт о морском протесте составляется по форме, утвержденной Минюстом, и должен содержать:

- дату составления акта, фамилию и инициалы нотариуса, наименование нотариальной конторы, если акт составляется нотариусом, работающим в государственной конторе; фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, название и флаг судна, наименование судовладельца, порт и номер регистрации;

- время прибытия судна в порт;

- время поступления от капитана заявления;

- дату, когда капитан представил нотариусу для обозрения судовой журнал;

- описание происшествия и принятые меры (по заявлению капитана и по записям судового журнала);

- описание доказательств, исследованных нотариусом;

- фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, место жительства опрошенных лиц, содержание их показаний.

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, подписывается нотариусом с проставлением оттиска личной печати нотариуса, указанием его фамилии, инициалов, должности и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы. Один экземпляр акта вместе с письменным заявлением капитана и выпиской из судового журнала остается у нотариуса.

Капитан иностранного судна может обратиться с заявлением о морском протесте в консульское учреждение государства, под флагом которого это судно плавает.

Согласно п. 17 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ, за совершение морского протеста взыскивается государственная пошлина в размере 30000 рублей.

Если морской протест призван обеспечить доказательства на случай предъявления имущественных требований к судовладельцу, то ст. 402 КТМ определяет способы удостоверения обстоятельств, которые могут служить основанием для ответственности участников только морской перевозки. Согласно п. 1 ст. 402 КТМ обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данных портах. Из этого следует, что при заграничных перевозках и в российских портах могут составляться иные акты, нежели те, которые упомянуты в указанной статье.

Формы коммерческих актов, актов общей формы и иных актов, порядок их составления и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются правилами, издаваемыми Минтрансом в соответствии с п. 2 ст. 5 КТМ. В настоящее время продолжают действовать Правила составления актов при морских перевозках грузов и багажа (РД 31.10.08-89) от 2 января 1990 г. (далее - Правила).

При каботажных перевозках и перевозках в прямом смешанном сообщении основным документом является коммерческий акт, который составляется для удостоверения:

- несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными;

- повреждения груза или багажа;

- обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;

- возвращения перевозчику похищенного груза или багажа.

Согласно Правилам не подлежат оформлению коммерческим актом случаи расхождения в показаниях весов, недостача в пределах разницы ввиду уменьшения влажности и др. При наличии признаков хищения и при неисправности тары коммерческий акт должен составляться (п. 4.5 Правил). Согласно п. 4 ст. 796 ГК документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (см. также ст. 162 КТМ).

Акты общей формы составляются во всех случаях, когда это требуется обстоятельствами дела или когда составление таких актов предусмотрено действующими на морском транспорте правилами (п. 1.4 Правил), например: при отказе перевозчика принять груз к перевозке; утрате документов, приложенных отправителем; повреждении контейнера или тары и упаковки груза без доступа к содержимому и т.д.

При утрате или повреждении импортного груза, установленных при выгрузке судов, составляется не коммерческий акт, а акт-извещение (п. 1.5 Правил). Такой же акт составляется при обработке в российских портах реэкспортных и транзитных грузов.

 

§ 3. Суд и арбитраж по морским делам

 

В Российской Федерации право на судебную защиту гарантировано Конституцией РФ (ст. 46). Согласно ст. 11 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. В соответствии с ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Этим Законом (ст. 4) к федеральным судам отнесены: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и составляющие его систему федеральные суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и составляющие его систему федеральные арбитражные суды. Таким образом, в России отсутствуют специализированные суды, рассматривающие "морские споры", а также специальные (адмиралтейские) правила, принятые в некоторых государствах для рассмотрения таких споров. В данном случае ограничимся освещением лишь самых общих сведений, касающихся разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов, порядка рассмотрения споров и обжалования принятых судами решений.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают:

- исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

- дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 настоящего Кодекса;

- дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Суды рассматривают и разрешают дела за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации (ст. 28).

Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда.

Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта регистрации судна.

Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

Согласно п. 3 ст. 30 ГПК, иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (исключительная подсудность).

Производство в судах общей юрисдикции регламентируется Гражданским процессуальным кодексом.

На решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление (ст. 336).

Согласно ст. 338 ГПК кассационные жалоба, представление могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд должны рассмотреть поступившее по кассационным жалобе, представлению дело не позднее чем в течение месяца со дня его поступления.

Верховный Суд Российской Федерации должен рассмотреть поступившее по кассационным жалобе, представлению дело не позднее чем в течение двух месяцев со дня его поступления.

Рассмотрев дело в кассационном порядке, кассационная инстанция вправе:

- оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

- отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том же или ином составе судей, если нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции;

- изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств;

- отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения.

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

При исчислении срока, указанного в части второй ст. 376, не учитывается время рассмотрения надзорной жалобы (представления) или истребованного по надзорной жалобе (представлению) дела в суде надзорной инстанции (письмо Верховного Суда РФ от 21.07.2004 N 52-код-2004).

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют следующие должностные лица органов прокуратуры.

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд надзорной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Арбитражные суды действуют на основании Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом об арбитражных судах, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Согласно ст. 5 основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

1) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

2) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

3) арбитражные апелляционные суды;

4) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

В Российской Федерации в настоящее время действуют десять округов. Так, например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ (АПК РФ) от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 29 арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции, в частности:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ (ст. 4).

Согласно ст. 35 иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.

Иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.

Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов Российской Федерации, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.

Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.

Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.

Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта регистрации судна ответчика либо по месту причинения убытков.

Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.

Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.

Заявления об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда.

Заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного суда, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.

Согласно ст. 257, лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции в срок, не превышающий месяца со дня поступления жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие судебного акта.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;

3) отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

Лица, участвующие в деле, а также иные лица вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции полностью или в части.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, как правило, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.

Согласно ст. 285 арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня поступления кассационной жалобы вместе с делом в арбитражный суд кассационной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие судебного акта.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе:

1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции;

3) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;

4) отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;

5) оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений;

6) отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

Согласно ст. 292 АПК вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ по заявлениям лиц, участвующих в деле, в также по представлению прокурора.

Третейский суд.

Третейский суд, не являясь инструментом государства, осуществляет правосудие в специальной сфере правоотношений. Такая возможность предусмотрена как в национальном законодательстве, так и в международном праве. Так, согласно п. 3 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Такое же положение содержится и в п. 6 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Порядок образования и деятельность третейских судов, находящихся на территории РФ, регулируются Федеральным законом 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Согласно ст. 3 этого Закона, в РФ могут образовываться как постоянно действующие третейские суды (так наз. институционные), так и третейские суды для разрешения конкретного спора (так наз. ad hoc). Постоянные суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и др. Порядок образования арбитража ad hoc определяется по соглашению сторон.

Согласно ст. 19 Закона 2002 г., постоянно действующий третейский суд осуществляет разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении правил третейского разбирательства. Третейский суд ad hoc осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами.

В настоящее время действует большое количество постоянных третейских судов, созданных в соответствии с указанными принципами. Так, Центральным агентством по транспорту создан третейский суд для рассмотрения экономических споров. Разбирательство осуществляется в соответствии с Положением о третейском суде при Центральном агентстве по транспорту, утвержденным советом директоров агентства. В качестве другого примера можно привести третейский суд для рассмотрения экономических споров при Торгово-промышленной палате РФ. Согласно Регламенту этого суда, он осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом 2002 г. и разрешает споры, возникающие из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действие Закона 2002 г. не распространяется на Международный коммерческий арбитраж. Закон "О Международном коммерческом арбитраже" был принят 7 июля 1993 г. N 5338-1. Согласно п. 2 ст. 1 этого Закона, в Международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей (а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а также их споры с другими субъектами прав РФ).

Среди постоянно действующих арбитражных учреждений Закон 1993 г. (ст. 2) упоминает о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ, Положение о которой является приложением 2 к Закону.

Согласно Положению (ст. 1) Морская арбитражная комиссия (МАК) является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность по разрешению споров, отнесенных к ее компетенции в соответствии с Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже".

Морская арбитражная комиссия разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права. В частности, Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из отношений:

1) по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река - море);

2) по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;

3) по морскому страхованию и перестрахованию;

4) связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов;

5) по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;

6) связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;

7) по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;

8) связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;

9) связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;

10) связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также с иным причинением вреда при осуществлении промышленного рыболовства.

Морская арбитражная комиссия разрешает также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в случаях, указанных в настоящей статье, а равно споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания загранперевозок.

Морская арбитражная комиссия принимает к рассмотрению споры при наличии соглашения между сторонами о передаче их на ее разрешение.

Комиссия принимает к рассмотрению также споры, которые стороны обязаны передать на ее разрешение в силу международных договоров РФ.

Согласно п. 1 Положения о МАК, Регламент Морской арбитражной комиссии утверждается Торгово-промышленной палатой РФ. Регламент утвержден 21 декабря 2006 г. и введен в действие с 1 января 2007 г.

Известно, что МАК была создана 75 лет назад, и за эти годы положение о ней неоднократно менялось. Последнее Положение советского периода было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1980 г. Согласно ст. 12 Указа, порядок рассмотрения споров в МАК определялся Правилами производства дел в комиссии, утверждаемыми Президиумом Торгово-промышленной палаты СССР. Такие Правила были утверждены Палатой 13 января 1982 г. и действовали в течение почти 25 лет вплоть до утверждения настоящего Регламента.

Преамбула Регламента повторяет п. 1 Положения о МАК, однако содержит важное дополнение о том, что, договариваясь о передаче споров в МАК, стороны подчиняются положениям настоящего Регламента, определяющего порядок разбирательства дел в Комиссии.

Компетенция МАК по разрешению споров содержится в § 1 Регламента и соответствует приведенному выше перечню.

Согласно п. 2 § 1 Регламента, МАК принимает к рассмотрению споры при наличии соглашения между сторонами о передаче их на ее разрешение. Напомним, что, согласно ст. 7 Закона 1993 г., арбитражное соглашение - это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с конкретным правоотношением, независимо от того, носит оно договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

Известно, что при осуществлении торгового мореплавания такие оговорки обычно включаются в чартеры, договоры страхования, типовые контракты и т.д.

Арбитражные оговорки могут включаться в коносаменты судовладельцев. На лицевой стороне может содержаться оговорка о том, что любой спор, возникающий из данного коносамента, передается на разрешение Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ (г. Москва, ул. Ильинка, д. 6) в соответствии с правилами процедуры данной Комиссии.

При рассмотрении споров в МАК нередко возникает вопрос о компетенции Комиссии по конкретному делу. В Регламенте (п. 3 § 1) повторяется формула предыдущих Правил: вопрос о компетенции разрешается составом арбитража, рассматривающим дело. Вместе с тем сделано важное уточнение: постановление по данному вопросу может быть принято в виде промежуточного решения, как по вопросу предварительного характера, либо в решении по существу спора.

Вопросы, касающиеся порядка разбирательства дела в МАК, которые не урегулированы Регламентом или соглашениями сторон, разрешаются с соблюдением законодательства РФ о Международном коммерческом арбитраже, рассматривающего дело, в соответствии с принципами равного отношения к сторонам и предоставления каждой из сторон всех возможностей для изложения своей позиции.

Положения Регламента, относящиеся к возбуждению производства по делу, не претерпели серьезных изменений по сравнению с предыдущими Правилами. Арбитражное производство возбуждается подачей искового заявления в МАК. Различие состоит в том, что все заявления и все приложения к ним представляются с копиями для каждого арбитра. Как и прежде, при подаче искового заявления истец обязан уплатить аванс арбитражного сбора - в соответствии с Положением об арбитражных сборах и расходах, являющимся неотъемлемой частью Регламента. Согласно § 1 Положения, арбитражный сбор составляет 3% от цены иска, но не менее 45000 рублей, если цена иска выражена в рублях, или 1500 долларов США, если цена иска выражена в иностранной валюте. С учетом сложности спора, подлежащего разрешению, Президиум МАК по представлению состава арбитража вправе вынести постановление об увеличении размера арбитражного сбора по конкретному делу.

Согласно п. 2 § 2 Регламента, Торгово-промышленная палата РФ по представлению Президиума МАК утверждает сроком на 5 лет список членов МАК (арбитров), в котором указывается имя и фамилия каждого из них, место работы, профессия и специальность, ученое звание, знание иностранных языков. Со списком может ознакомиться любое заинтересованное лицо. Однако теперь члены МАК избираются на 5 лет (ранее на 4 года), а функции арбитров могут выполняться также лицами, не включенными в список арбитров, если иное не предусмотрено в Регламенте.

Если ответчик не избрал арбитра в течение срока, установленного п. 2 § 5, то Председатель МАК назначает арбитра из числа лиц, включенных в список арбитров. Поскольку, согласно ст. 11 Закона 1993 г. ни одно лицо не может быть лишено права выступать в качестве арбитра по причине его гражданства, если стороны не договорились об ином, не существует препятствий для выполнения функций арбитра в МАК иностранным гражданином. Иностранный гражданин может быть избран председателем состава арбитража в соответствии с п. 3 § 6 Регламента.

Согласно п. 1 § 6 Регламента, ответчик должен сообщить в МАК имя и фамилию избранного им арбитра (истец избирает арбитра при подаче заявления - пп. "е" п. 3 § 4).

Отвод арбитра осуществляется в соответствии с § 7 Регламента. Согласно п. 1 § 7, положения которого основаны на ст. 12 Закона 1993 г., каждая из сторон вправе заявить об отводе арбитра только в том случае, если существуют обстоятельства, могущие вызывать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, в частности когда можно предположить, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела или если он не обладает квалификацией, обусловленной соглашением сторон.

Заявление об отводе составляется в письменной форме с указанием мотивов и должно быть представлено в МАК стороной не позднее 15 дней после того, как ей стало известно о сформировании состава арбитража или об обстоятельствах, указанных в п. 1 § 7 Регламента. При незаявлении отвода в указанный срок сторона считается отказавшейся от своего права заявить такой отвод. Если стороны не договариваются о прекращении полномочий председателя состава арбитража или единоличного арбитра, в отношении которого заявлен отвод, или он сам не берет самоотвод, вопрос об отводе решается Президиумом Комиссии (п. 3 § 7).

Регламентом изменен подход к порядку проведения слушания дела: оно проходит при закрытых дверях. Лица, не участвующие в деле, могут быть допущены в заседание при согласии сторон.

Особо следует остановиться на обеспечении требований по делам, рассматриваемым в МАК. Согласно п. 4 Положения о МАК, Председатель Комиссии может по просьбе стороны установить размер и форму обеспечения требований и, в частности, вынести постановление о наложении ареста на находящиеся в российском порту судно или груз другой стороны. Обращает на себя внимание то, что такое право Положением предоставлено не самому третейскому суду, а Председателю Комиссии. В то же время, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ (ст. 388, ст. 81), арест судна может осуществляться уполномоченным законом налагать арест третейским судом.

Регламентом (§ 12) предусмотрено право принятия обеспечительных мер самим составом арбитража. По просьбе любой стороны состав арбитража может распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. В то же время он может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.

В соответствии с § 4 Положения об арбитражных сборах и расходах, сторона, заявляющая просьбу о принятии обеспечительных мер, должна уплатить сумму, эквивалентную 500 долларов США, не подлежащую возврату.

Обеспечительные меры могут быть предписаны составом арбитража посредством промежуточного решения. Поскольку иногда возникают трудности, связанные с исполнением постановлений третейского суда относительно обеспечительных мер, сторона бывает вынуждена обратиться в соответствующий суд, для чего может потребоваться решение третейского суда (промежуточное решение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: