Многие положения главы 10 «Назначение наказания» УК РФ не отличаются принципиальной новизной, их аналоги можно встретить в уголовных законах других стран

Однако следует отметить некоторые преимущества в регламен­тации института назначения наказания по российскому уголовному законодательству.

1) Нормам о назначении наказания посвящена специальная гла­
ва УК РФ.

2) В УК РФ закреплена общая норма, в которой названы «общие
начала», или правила назначения наказания.

3) В УК РФ даны перечни смягчающих и отягчающих обстоя­
тельств.

4) Названы также правила назначения наказания при рецидиве
преступлений, за преступления, совершенные в соучастии, а также за
неоконченное преступление.

5) Существует норма о назначении наказания не только по сово­
купности преступлений, но и по совокупности приговоров.

В то же время изучение института назначения наказания в уго­ловном законодательстве различных государств свидетельствует, что отдельные положения могут быть восприняты для совершенст­вования УК РФ.

В первую очередь, необходимо закрепить в уголовном законе на­ряду с общей нормой (ст. 60 УК РФ) специальные нормы, касающие­ся правил назначения различных видов наказания (как это сделано в Своде законов США, в английском Законе об уголовной юстиции).

Представляется, что следует закрепить в УК РФ и подробные правила назначения наказания при наличии или отсутствии смяг­чающих или отягчающих обстоятельств (по типу УК Испании, УК Италии и т. д.).









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие вы­воды.

1. Необходимо разграничивать термины «назнагение» и «приме­
нение» наказания.
Назначение наказания наряду с его исполнением
составляет содержание применения наказания. Назнагение наказа­
ния
заключается в выборе судом в обвинительном приговоре кон­
кретного вида наказания и определении его размера применительно
к лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом
преступление.

2. Общие нахала наказания — это общие правила, которыми дол­
жен руководствоваться суд при назначении наказания каждому ви­
новному лицу по конкретному уголовному делу. В ст. 60 УК РФ за­
креплено шесть общих начал (правил) назначения наказания, со­
гласно которым наказание виновному лицу должно быть
назначено:

 

1) в пределах, предусмотренных статьей Особенной части Уго­
ловного кодекса;

2) с учетом положений Общей части Уголовного кодекса;

3) с учетом характера и степени общественной опасности престу­
пления;

4) с учетом личности виновного;

5) с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказа­
ние;

6) с учетом влияния назначенного наказания на исправление
осужденного и условия жизни его семьи.

3. Общие начала назначения наказания необходимо разграничи­
вать с принципами назнагения наказания, под которыми необходимо
понимать основные руководящие идеи, закрепленные в нормах уго­
ловного законодательства, определяющие всю деятельность судов
по применению наказания.


Заклюгение                                                                                                                   763

Принципы назначения наказания — это более широкое понятие, чем общие начала. Они находят свое отражение во многих нормах УК РФ. К принципам назначения наказания относятся такие, как дифференциация уголовной ответственности и наказания, а также индивидуализация наказания.

4. Следует различать пределы санкции и пределы назначения на­
казания. В некоторых случаях пределы назначения наказания не сов­
падают с пределами санкций норм Особенной части УК РФ.

Сопоставление пределов санкций норм УК РФ об ответственно­сти за преступления против личности и против собственности с фак­тически назначенными судами мерами наказания показало, что чаще суды назначают минимальное или близкое к минимуму санкции на­казание. Особенно это касается лишения свободы. Доля наказаний, не связанных с лишением свободы, незначительна. Дополнительное наказание, в частности в виде штрафа, предусмотренное в санкциях, судами практически не назначается. Широко применяется судами условное осуждение.

5. При назначении наказания суд учитывает предельно узкий
круг норм Общей части Уголовного кодекса:

1) общие положения о задачах УК и о целях наказания (ст. 2, ч. 2
ст. 43 УК РФ);

2) указания нормы, посвященной общим началам назначения
наказания (ст. 60 УК РФ);

3) перечни смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств
(ст. 61 и 63 УК РФ);

4) правила назначения отдельных видов наказания (ст. 46—59
УК РФ);

5) специальные правила назначения наказания (ст. 62, 64—70
УК РФ);

6) нормы, регулирующие порядок назначения наказания при ус­
ловном осуждении (ст. 73—74 УК РФ);

7) нормы, регулирующие порядок определения сроков наказа­
ний при сложении наказаний, исчисление сроков наказаний в зачет
наказания (ст. 71-72 УК РФ);

8) нормы, регулирующие особенности назначения наказания не­
совершеннолетних (ст. 88-89 УК РФ).

В соответствии с данными статьями Общей части УК РФ суд дол­жен назначить конкретную меру наказания виновному лицу.



































764

6. Пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от
11.06.1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказания»
следует дополнить факторами, определяющими характер общест­
венной опасности деяния (характер и размер преступных последст­
вий, способ посягательства, содержание мотивов и целей преступле­
ния) и степень общественной опасности деяния (формы вины и
мотивы преступления).

Мотивируя избранную меру наказания в описательной части приговора, суд должен не только указать, что он учитывает характер и степень общественной опасности преступления, но и назвать опре­деляющие их факторы.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.1999 г.
«О практике назначения судами уголовного наказания» следует до­
полнить указанием на необходимость учета судами при назначении
наказания трех групп данных, касающихся личности виновного:
1) социально-демографические данные; 2) психофизиологические
данные и 3) правовой статус.

Личность преступника — это более широкое понятие, чем лич­ность виновного. Не все данные о личности преступника должны учитываться судом при назначении наказания (например, не могут приниматься во внимание его отношение к религии, националь­ность, социальное происхождение и т. д.). Личность виновного должна учитываться «до» и «после» совершения преступления, а не только «в связи с совершенным преступлением».

8. Под смяггающими и отяггающими наказание обстоятельства­
ми
следует понимать выходящие за пределы состава преступления
обстоятельства, характеризующие объективные и субъективные
свойства деяния, а также личность виновного и способствующие ин­
дивидуализации наказания.

Представляется необходимым классифицировать все смягчаю­щие и отягчающие наказание обстоятельства на три группы: 1) ха­рактеризующие объективные свойства деяния, 2) характеризующие субъективные свойства деяния и 3) характеризующие личность виновного.

Классификация смягчающих и отягчающих наказание обстоя­тельств имеет большое практическое значение: отнеся то или иное обстоятельство к определенной классификационной группе, уже можно увидеть некоторую общую характеристику такого обстоя-


Заклюгение                                                                                                                  765

тельства. Кроме того, если классифицировать эти обстоятельства, а не рассматривать их в порядке изложения в Уголовном кодексе, то это позволит учитывать их в определенной системе, во взаимосвязи друг с другом. В свою очередь, системный подход поможет глубже понять сущность каждого из обстоятельств.

9. Перегенъ отяггающих наказание обстоятельств должен быть
закрытым.

10. Не являясь сторонником арифметического, количественного
подхода к оценке и учету смягчающих и отягчающих наказание об­
стоятельств при назначении наказания, автор настоящего иссле­
дования считает, что в УК РФ должны быть закреплены специаль­
ные правила назнагения наказания при налигии смяггающих и отяг­
гающих наказание обстоятельств.
Статья 62 УК РФ могла бы быть
названа именно таким образом и дополнена следующими прави­
лами:

1) При наличии смягчающих и отсутствии отягчающих наказа­
ние обстоятельств должен быть назначен наиболее мягкий вид нака­
зания при альтернативной санкции, размер наказания должен быть
ближе к нижнему пределу санкции статьи Особенной части Уголов­
ного кодекса.

2) При наличии отягчающих и отсутствии смягчающих наказа­
ние обстоятельств должен быть назначен наиболее строгий вид нака­
зания при альтернативной санкции, размер наказания должен быть
ближе к верхнему пределу санкции статьи Особенной части Уголов­
ного кодекса.

3) При наличии и смягчающих, и отягчающих наказание обстоя­
тельств размер наказания должен соответствовать среднему наказа­
нию для данной санкции статьи Особенной части Уголовного ко­
декса.

4) Если не установлено ни смягчающих, ни отягчающих обстоя­
тельств, при назначении наказания следует руководствоваться дру­
гими общими началами назначения наказания.

11. Необходимо рекомендовать законодателю соблюдать опре­
деленные закономерности при определении пределов (границ) наказа­
ния в виде лишения свободы в санкциях норм:

1) Такие пределы не должны быть одинаковыми в санкциях, предусматривающих наказание за совершение преступлений различ­ных категорий.










































766

2) Чем менее тяжким является преступление, тем меньшим дол­
жен быть разрыв между минимальным и максимальным наказанием.
И наоборот, чем тяжелее преступление, тем большим должен быть
такой разрыв, поскольку это позволит максимально индивидуализи­
ровать наказание лицу, совершившему преступление.

3) Такой разрыв не может быть равен 10 месяцам, так как санк­
ция в этом случае практически утрачивает свой относительно-опре­
деленный характер.

4) В санкциях статей, предусматривающих наказания за преступ­
ления небольшой тяжести, разрыв между минимальным и макси­
мальным наказанием в виде лишения свободы должен быть уста­
новлен от 1 года до 1 года 10 мес, за преступления средней тяже­
сти — от 3 до 4 лет, за тяжкие — от 5 до 7 лет, за особо тяжкие — от
8 до 10 лет.

12. Необходимо огранигитъ и упорядогить судейское усмотрение
при назнагении наказания.
Этому может, в частности, способство­
вать:

изменение конструкций относительно-определенных санк­
ций, сужение их пределов;

введение в Уголовный кодекс правил назначения наказания
при наличии смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств;

разработка специальных критериев определения судом меры
наказания.

13. К числу критериев определения судом меры наказания можно
отнести: 1) характер и степень общественной опасности совершенно­
го преступления, 2) личность виновного и 3) распространенность
преступлений.

Основной смысл предложенных критериев заключается в том, что ими может руководствоваться судья при назначении подсудимо­му конкретной меры наказания в пределах относительно-определен­ной санкции нормы. В то же время введение общих критериев будет способствовать выработке единой карательной практики на всей территории Российской Федерации.

Автором проведено серьезное исследование особенностей прак­тики назначения уголовных наказаний на различных этапах разви­тия отечественного государства и права, сделаны выводы об основ­ных тенденциях, существовавших в карательной практике на каждом этапе.


Заклюгение                                                                                                                  767

Так, для периода Древнерусского государства наиболее харак­терными были имущественные наказания — денежные штрафы (ви­ры и продажи). Однако за особо важные преступления против иму­щества и личности представителей господствующего класса приме­нялось такое наказание, как поток и разграбление. В Псковской Судной Грамоте впервые на законодательном уровне была закреплена смертная казнь.

В период Московского государства происходит коренное изме­нение как целей, так и видов наказания. Основными целями наказа­ния становятся возмездие и устрашение. Поэтому одним из наиболее распространенных наказаний, применявшихся на практике, явля­лась смертная казнь. Широко применялись также телесные наказа­ния. Имущественные наказания отошли на второй план. Судебник 1550 г. впервые закрепил такой вид наказания, как лишение свобо­ды. Но широкого развития этот вид наказания в Московском госу­дарстве получить не мог ввиду отсутствия государственных средств на строительство, содержание тюрем и материальное обеспечение заключенных. В данный период зарождается и постепенно получает все большее распространение ссылка.






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: