Для размышления о том, как избавиться от одиночества я предлагаю вам послушать притчу:
Притча «Избежать одиночества»
Один человек пришёл к Учителю и пожаловался:
— Учитель, я не вижу никакого смысла в своей жизни. Всё в итоге сводится к формуле «работа-дом-работа». Работа скучна, и я каждый раз с трудом досиживаю до конца рабочего дня. Но дома ещё хуже — не знаешь, чем заняться и как убить свободное время. У знакомых свои дела, им не до меня. А потому, когда я хочу с ними встретиться, чтобы хоть как-то скрасить своё одиночество, они находят различные причины для отказа.
— Ты слишком обращён в себя. Тебе нужно учиться видеть окружающее. Пойдём со мной, — сказал Учитель.
В пути человек думал: «Разве это настоящий Учитель? Ничего толком не сказал. Вместо этого мы идём в неизвестном направлении».
Человек, думая о своём, даже не заметил, как они вошли в сад.
Учитель вдруг остановился и сказал:
— Посмотри, — он указывал на человека в инвалидной коляске, сидящего перед мольбертом с кистью в руке. Вокруг благоухали цветущие вишни, сияя белоснежной пеленой в ослепительных солнечных лучах. И точно такое же великолепие цвело на картине художника.
|
|
— Нужно учиться у таких людей, — сказал Учитель.
— Потому что они умеют рисовать? — не понял человек.
— Потому что они — художники своей жизни. А что до одиночества, то тут как раз всё просто. Не нужно пытаться скрасить своё одиночество – скрась одиночество другого.
Работа с творческим дневником (5 минут)
Ответьте на вопросы или допишите:
1. Что я чувствовал (а) во время занятия?
2. Что было для меня важным?
3. Я задумался о …………
4. Попробую………………
Домашнее задание – приготовить картинки для коллажа: вырезать из старых журналов, открыток, других печатных материалов любые картинки, которые вам понравятся (предметы, животные, деятельность людей, события, комментарии, заголовки и др.)
Занятие № 5. «Жизнь прекрасна»
Цель: сформировать жизнестойкое поведение, жизнеутверждающие установки, развивать навыки эффективного взаимодействия с окружающими, способствовать сплочению класса.
Материалы и оборудование: творческие дневники обучающихся, 4 листа ватмана склеенные вместе, наборы красок, кисти, фломастеры, цветная бумага, различные фигурки из бумаги, старые журналы, открытки, другие печатные материалы, клей, ножницы.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята.
Тема нашего классного часа «Жизнь прекрасна»
«Жизненная прямая» (5 минут)
Педагог предлагает обучающимся нарисовать линию и представить, что это - символический рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже произошли с ними, и точку «сегодняшнего дня». Далее следует обсудить, все ли события были радостными.
|
|
(Выслушать все предложения и сделать вывод).
В жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней бывают какие-то отрицательные события. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, неудач, неприятностей. Иногда кажется, что так тяжело будет всегда, но после зимы всегда приходит весна, после чёрной полосы – белая, после дождя выглядывает солнце и... появляется радуга!
Групповое обсуждение темы «Жизненный успех» (5 минут)
Иногда говорят: «везунчик», «счастливчик», «родился в рубашке».
Составление группового портрета «успешного» человека.
Откуда берутся «успешные» люди? Природа? Судьба? Дано свыше? Или результат усилий самого человека?
Во время обсуждения необходимо внимательно слушать, руководить процессом разговора, приводить примеры «везунчиков», потерпевших жизненный крах, а также успешных людей, с которыми судьба обошлась достаточно жестоко. Как они сумели добиться своего успеха наперекор судьбе?
(Возможные примеры: слепоглухонемая Ольга Скороходова, Валентин Дикуль, Теодор Рузвельт, Милтон Эриксон и др.)
Прослушивание притчи (5 минут)
Для размышления на эту тему предлагаю вам послушать рассказ-притчу Л. Пантелеева о лягушках.
(Можно использовать аудиокнигу https://www.youtube.com/watch?v=0ZGDsytiUio
Жили-были две лягушки.
Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка - храбрая, сильная, веселая, а другая - трусиха, лентяйка, соня.
И вот однажды ночью пошли они погулять. Идут по лесной дороге и вдруг видят - стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет. Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется. Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться. Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко и думает: "Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Лучше я сразу утону". Подумала она так, перестала барахтаться - и утонула.
А вторая лягушка - та была не такая. Та думает: "Нет, утонуть я всегда успею. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет ".
И вдруг - что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на масле. "Что такое? - думает лягушка. - Откуда здесь взялось масло?" Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила. "Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула". Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой - в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке. И никогда она, больше не прыгала, и никогда не квакала. Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата.
Не падай духом! Не умирай раньше смерти...
Вывод: на каждом жизненном этапе будут определенные трудности, и побеждает в жизни лишь тот, кто сумеет их преодолеть. Любые трудности и кризисы в нашей жизни неслучайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее, мудрее.