Воспитание навыков самообслуживания – довольно длительный процесс. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно.
Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятности одежды, прически: самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после еды, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.
Знакомство с правилами безопасного поведения; сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств (зрения, слуха).
Знание пословиц, поговорок, стихов о здоровье, гигиене и культуре еды.
Режимные процессы | Содержание навыков | Методические приемы | ||
Первый квартал | ||||
Питание | Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем, придерживать сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. | Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н.Литвинова «Королевство столовых приборов» | ||
Одевание - раздевание | Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно раскладывать и развешивать одежду на стуле перед сном закреплять умение пользоваться различными видами застежек. | Беседа: «Каждой вещи – свое место». Чтение: И.Бурсов «Галоши»; С.Михалкова «Я сам». Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду» | ||
Умывание | Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком. | Чтение: И.Ищук «Мои ладошки» Дидактическое упражнение «Расскажи малышам, как надо заправлять кровать» | ||
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом. | Дидактическое упражнение: «Как надо заправлять кровать» | ||
Второй квартал
| ||||
Питание | Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. | Беседа «Культура поведения во время еды» | ||
Одевание - раздевание | Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды. | Беседа: «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды» | ||
Умывание | Совершенствовать умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув его на ладошках. | Игра – драматизация по произведению А.Барто «Девочка – чумазая» | ||
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Продолжать учить и просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвавшие пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, заправлять кровать. | Беседа: «Как заботиться о своей одежде» Чтение: Д.Крупская «Чистота» | ||
Третий квартал
| ||||
Питание | Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно. | Беседа: «Культура еды – серьезное дело» | ||
Одевание - раздевание | Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь | Чтение: М.Зощенко «Глупая история» | ||
Умывание | Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости. | Чтение: Е.Винокурова «Купание детей» | ||
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им совершенствовать умение зашивать, распоровшуюся одежду по шву. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, заправлять кровать. | Беседа: «Чистота – залог здоровья» Дидактическое упражнение: «Как помочь товарищу». Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья | ||
Четвертый квартал | ||||
Питание | Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол | Чтение: О.Григорьев «Варенье» Сюжетно-ролевая игра «Кафе» | ||
Одевание - раздевание | Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и помогать товарищам застегнуть пуговку, расправить воротник и т.п. | Чтение: Я.Акима «Неумейка», С.Михалкова «Все сам» | ||
Умывание | Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела | Чтение: Т.Кожомбердиева «Все равно» | ||
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья. | Продуктивная деятельность: починка кукольного белья. |
Подвижные игры.
Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры (в том числе с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, гибкость), координация движений, умение ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей; придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявлять творческие способности.
Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, настольный теннис, хоккей, футбол).
Основные движения в игре | Название игр |
Игры с бегом | «Быстро возьми, быстро положи»; «Перемени предмет»; «Ловишка – бери ленту»; «Совушка»; «Чье звено быстрее соберется»; «Кто скорее докатит обруч до флажка»; «Жмурки»; «Два Мороза»; «Догони свою пару»; «Не намочи ноги»; «Горелки» |
Игры с прыжками | «Лягушки и цапли»; «Не попадись»; «Волк во рву» |
Игры с метанием и ловлей | «Кого назвали, тот ловит мяч»; «Стоп»; «Кто самый меткий»; «Охотники и звери»; «Ловишки с мячом» |
Игры с подлезанием и лазанием | «Перелет птиц»; «Ловля обезьян» |
Игры – эстафеты | «Кто скорее через препятствия к флажку»; «Веселые соревнования»; «Чья команда больше мячей забросит в корзину» |
|
|
Развитие психо-эмоциональных качеств | Название игр |
Игры на знакомство | «Круг имен»; «Кто меня позвал» |
Игры для проверки домашнего задания | «Нарисуй ответ»; «Хлопаем, топаем»; «Цветные карточки»; «Что, где, когда»; «Цветик-семицветик»; «Поймай мяч» |
Сближающие игры | «Ласковы шаги»; «Нитка и иголка»; «Совместный рисунок» |
Развивающие игры | «Съедобное-несъедобное»; «Придумай сказку»; «Придумай название»; «Додумай ситуацию»; «Море, суша» |
Игры на эмоционально-мышечную релаксацию | «Гроза»; «Уходящий поезд» |
Игры с элементами мимической гимнастики | «Звери и птицы»; «Будильник»; «Чайник» |
Народные игры | «Выгони мяч»; «Краски»; «Фанты»; «Филин и пташки»; «Палочка-выручалочка»; «Обыкновенные жмурки»; «Шлепанки»; «Городки, чушки, рюхи» и др. |
Физическая культура.
Комплекс психолого-педагогической, оздоровительной и профилактической работы составляющий области «Здоровье», должен быть дополнен формированием физической культуры детей дошкольного возраста. Взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов освоения и реализации программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека.
Основные задачи:
§ Развитие физических качеств;
§ Накопление и обогащение двигательного опыта ребенка;
§ Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.