Разнообразие моделей образовательных технологий: эталонная, описательная, программно-алгоритмическая, вероятностная, неопределенная

Как мы уже говорили, основной характеристикой образовательных технологий является ее предназначение, или функция, которая определяет пошаговую деятельность: Первый шаг – прогнозирование возможностей новой технологии в отношении достижения конкретной цели. Второй шаг – конструирование алгоритма. Третий – моделирование стратегий действий педагога и других субъектов образовательного процесса и характера их взаимодействий.

Эталонная модель и ее построение основана на концепции поиска идеала, создания педагогом определенного эталона педагогических действий. Идеальность объекта педагогического связывается с абстрагированием от всех случайных и несущественных факторов, которые влияют на деятельность педагога. При этом следует руководствоваться принципами построения эталонных систем. Например, принцип снятие функции предполагает в качестве идеальной такую ситуацию, когда вообще исчезает необходимость в применении данной технологии в образовательной практике. Принцип минимума разнообразия используется при создании новой образовательной технологии в случае ограничения числа достигаемых целей с помощью новой технологии, но обеспечивающих полноту и высокое качество результатов.

Описательная модель технологии отвечает на вопрос: что мы хотим делать, чтобы получить на практике новую систему для решения образовательных задач определенного класса.? Проектная деятельность педагога, направленная на достижение этой цели, осуществляется по определенному плану, который надо составить заранее.

С помощью программно-аналитической модели можно сравнивать последствия всех возможных действий, не выполняя их реально, «проиграть на модели». Эта модель отвечает на вопрос: «Как мы будем создавать новую группу методов и приемов для решения образовательной задачи заданного типа»? При этом большую роль играет интуиция педагога, его опыт, потенциал, ресурсы.

Одна и та же образовательная технология может быть описана различными способами. Все зависит от того, какие задачи поставил педагог. Изменение цели влечет за собой и изменение модели. В результате у разных педагогов модели технологий одного и того же типа могут быть разными. Цель моделирования новой технологии, определяет какие стороны оригинала – эмпирической системы коммуникативных взаимодействий, будут актуализированы. По структуре образовательные технологии могут быть вероятностными или неопределенными. Обусловлено это тем, что среди многочисленных факторов главным является условия, создаваемые для получения результата наивысшего качества.

Вероятностная модель образовательной технологии требует знания того, какие значения выявленной группы факторов (необходимых условий, обеспечивающих высокое качество образовательных результатов) появляются и с какой вероятностью они будут значимы при уточнении пространственно-средовых и временных аспектов применения этой технологии. Следовательно, при одной и той же стратегии действий можно получить различные результаты.

Неопределенная модель допускает вероятность появления неконтролируемых факторов, условий, влияющих на результативность и эффективность применения той или иной модели.При разработке неопределенной модели можно оценить или спрогнозировать только границы, в пределах которых можно получить тот или иной желаемый результат ее применения в образовательной практике и использования ее возможностей.

Экзаменационный билет № 3

 

1. Психолого-педагогическая и научно-методическое обеспечение подготовки специалиста

2. Выбор образовательных технологий

                                                                                                                                                      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: