Психологические основы процесса обучения

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ.

Психология изучает индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении человека. Изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Поэтому психология прочно связана с биологическими науками, которые раскрывают биологические закономерности протекания психической деятельности, изучают физико-биологические процессы, сопровождающие проявления психики. Поскольку многие болезни, имеют психологическое происхождение, медицинские науки не могут обходиться без результатов психологических исследований. Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии. Общественные науки предоставляют психологии возможность теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. Психология ориентируется на философское учение о человеке, специфике его бытия, о природе человеческого познания и деятельности. Также психология опирается на данные истории общества и его культуры. Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии, которая дает представление о социальной обусловленности сознания, исторической природе познания. Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, а психология, добывая знания о закономерностях развития личности, возрастных и индивидуальных особенностях людей, служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИСЦИПЛИНЫ.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, душевных, или психических, явлений, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. Первые программы создания психологии как науки появились в Германии и Франции в конце XVIII-XIX в. В первую очередь здесь следует упомянуть программу практической психологии К. Морица, экспериментальной психологии В. Вунда, описательной психологии В. Дильтея. Данные программы отличались между собой, но практически в равной мере стали ориентирами для дальнейшего оформления психологической мысли в самостоятельную науку. К. Мориц предложил создать науку, которая анализирует строение души человека по аналогии с тем, как анатомия рассматривает строение человека.  В качестве основного метода исследования предлагалось самонаблюдение. Программа В. Вунда предполагала подразделить психологию на три направления: экспериментальную психологию, психологию народов и научную метафизику. По В. Дильтею, психология мыслилась возможной только как описательная дисциплина. При этом именно психология, по мысли Дильтея, должна стать центром наук гумманистического цикла. В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ.

Психология высшей школы изучает психику и психологические особенности деятельности студентов, преподавателей и руководителей вуза. Предметом психологии высшей школы являются индивидуальные, а также и социально-психологические явления, порождаемые условиями вузов. Психология высшей школы изучает место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта, их проявление, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов. К числу ее основных задач можно отнести:  1)Участие в разработке «модели» современного специалиста с высшим образованием. 2)Проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, кафедр, руководящего состава вузов и выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, вузовского воспитания и обучения.3)Изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов. 4)Выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста с высшим образованием (с учетом профиля вуза и курса, возрастных и социальных особенностей).5) Разработку проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза. 6) Изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его педагогического мастерства и творчества. Наиболее значительной задачей психологии высшей школы является проведение психологического анализа деятельности студентов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

Обучение — это процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. Если представить обучение как постоянный процесс разностороннего обращения культуры и общества к личности, то в качестве основного «проводника» этого обращения будет выступать сфера познавательных процессов. Именно через эту сферу проходят основные линии дидактического воздействия на личность, именно здесь складывается пространство внутренних изменений, получающих на уровне личности смысловое содержание в виде знаний, умений, навыков, ведущих к формированию основных психологических новообразований. Традиционно в психологии выделяются следующие основные познавательные процессы: ощущение и восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение.

Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и узнавания того, что человек отражал, делал или переживал. Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения реальной действительности. Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Гармоничное взаимодействие и формирование в обучении всех этих процессов являются условием полного развития личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: