Структура процесса обучения как дидактическая система. Структура процесса обучения как психологическая система

Процесс обучения представляет собой целостную систему деятельности, которая имеет свою структуру: 1. Деятельность педагога по организации учебно-познавательной работы учащихся (преподавание). 2. Непосредственно учебно-познавательная деятельность обучающихся (учение).

Дидактика - наука об обучении и образовании, включающая цели, содержание, методы, средства, результаты обучения, которые достигнуты в процессе получения образования. Дидактическая система – это определенная целостная структура осуществления образования, отличающаяся собственными критериями, обозначенными позициями и взглядами на этот процесс. Можно выделить некоторые основные характеристики современной дидактики. Одной из них является ее методологическая основа, базирующаяся на объективных закономерностях философии познания.   Современная дидактика сочетает в себе управляющую роль педагога с активной инициативностью учащихся.

Структуру педагогической психологии составляют три раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя. 1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. 2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности студента, коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности. 3. Предмет психологии педагога - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности.

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

По характеру учебной деятельности и соответствующим ей моделям поведения выделяют три типа студентов. У первого типа познавательные интересы выходят за пределы знаний, очерченных учебным планом и программами дисциплин. Студенты проявляют активность во всех сферах жизни вуза и ориентированы на широкую специализацию и разностороннюю профессиональную подготовку. Для студентов, отнесенных к второму типу, характерна четкая ориентация на узкую специализацию. Вся система активности ограничена рамками «околопрофессиональных интересов». у студентов третьего типа познавательная активность строго направлена на усвоение знаний и навыков только в рамках учебной программы. Совокупность студентов довольно четко разделяется на три группы. Первая группа — это студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней — самое главное. Вторую группу составляют бизнес-ориентированные студенты. Отношение к образованию у них совсем иное: образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и др. Третья группа — студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», а с другой — придавленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы.   

Эффективность познавательной активности может быть обеспечена посредством определенных педагогических условий, под которыми мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер в образовательном процессе, обеспечивающую достижением студентами готовности к творческому взаимодействию с информацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: