Тема7. Деловое общение в профессиональной деятельности

Вопрос 1. Деловое общение, его виды и формы. Характерные особенности делового общения. Прямое и косвенное деловое общение. Формы реализации делового общения: деловое совещание, деловая беседа, деловые переговоры, публичное выступление.

 

Деловое общение
— вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов.
— это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений. Основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.
Деловое общение реализуется в различных формах:
Деловая беседа;
Деловые переговоры;
Деловые совещания;
Публичные выступления.
Переговоры проводятся:
- по определенному поводу (например, в связи с необходимостью налаживания кооперационных связей);
- при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов);
- с определенной целью (например, заключение соглашения);
- по определенным важным вопросам (политического, экономического, социального или культурного характера).

 

 

По способу обмена информацией:

– устный вид делового общения

а) монологические (реклама; доклад);

б) диалогические (деловой разговор; деловая беседа; переговоры и др.).

– письменный виды делового общения – это многочисленные служебные документы (деловое письмо, отчет, справка, и др).

По содержанию общение

материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)  

когнитивное (обмен знаниями)

мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями)

деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

По средствам общения

непосредственное

опосредованное

прямое

косвенное
             

Вопрос 2. Психологические аспекты ведения деловой беседы. Структура беседы.

Структура и характеристика основных этапов деловой беседы. Методы и приемы
1. Подготовка к деловой беседе.
2. Установление места и времени встречи.
3. Начало беседы.
4. Постановка проблемы и передача информации.
5. Аргументирование.
6. Парирование замечаний собеседника.
7. Принятие решения и фиксация договоренности.
8. Завершение деловой беседы.
9. Анализ результатов деловой беседы.

 

Вопрос 3. Психологические особенности деловых совещаний. Деловая дискуссия как эффективная форма проведения совещания. Формы дискуссий, способы их организации и проведения.

 

Деловое совещание (собрание) - устное коммуникативное взаимодействие группы людей (коллектива).Основной элемент собрания или совещания - дискуссия по решаемым вопросам, главная цель которой - поиск истины.

Деловая дискуссия - это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных ее участников.
Групповая дискуссия отличается тем, что специально подготовленная группа обсуждает вопрос, дискутирует перед аудиторией. Целью такой дискуссии является представление возможных решений проблемы, обсуждений противоположных точек зрения по спорным вопросам, презентация новой информации.
Деловой спор как вид коммуникации широко применяется при обсуждении разногласий, в ситуации отсутствия единого мнения по обсуждаемому вопросу.

 

1) спор предполагает наличие по крайней мере двух субъектов, одного из которых уместнее называть пропонентом, а другого - оппонентом; 2) участники спора имеют одинаковые права в процессе обмена мнениями, по степени активности, по видам и формам прямой и обратной связи друг с другом;
3) предметом спора является положение, о котором каждая из сторон имеет собственное мнение, называемое позицией или тезисом; 4) различие позиций сторон делает спор обсуждением на уровне явления, а не на уровне сущности.;
5) позиции сторон противоречат друг другу и чаще всего имеют открыто отрицательный характер; 6) процедура обмена мнениями в соответствии с взаимоисключающими характеристиками тезисов выражается в борьбе мнений;
7) борьба мнений в споре нередко достигает высшей формы - конфликта или борьбы мнений, когда каждая из сторон настаивает на истинности своего тезиса и ложности тезиса оппонента.; 8) предметное поле обсуждения спорного вопроса обычно не бывает четко определенным.

 

Вопрос 4. Деловые переговоры: порядок и особенности проведения. Подготовка к переговорам. Методы и стили ведения деловых переговоров. Недостатки при ведении переговоров. Подведение итогов переговоров.

Деловые переговоры как особый вид деловой коммуникации проводятся по определенным правилам и подчиняются своим закономерностям. Главная цель переговоров — прийти к взаимовыгодному решению, избегнув конфликта.

 

Переговоры бывают:
§ официальные — с протоколом, строгой процедурой, соблюдением специальных ритуалов;
§ неофициальные, напоминающие непринужденную беседу и не предполагающие по окончании подписания официальных бумаг;
§ внешние — с деловыми партнерами и клиентами;
§ внутренние — между работниками организации.
Подведение итогов переговоров
Независимо от того были переговоры успешными или безрезультатными, их итоги должны быть обсуждены.
  • Чего мы действительно достигли на переговорах и чего не достигли по сравнению с поставленной перед нами задачей?
  • В чем заключается основные причины достижения на переговорах данных результатов?
  • Какие выводы можно из этого сделать для ведения переговоров в будущем?
  • Пришлось ли нам в ходе переговоров пойти на уступки и почему?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: