Вопрос 1. Деловое общение, его виды и формы. Характерные особенности делового общения. Прямое и косвенное деловое общение. Формы реализации делового общения: деловое совещание, деловая беседа, деловые переговоры, публичное выступление.
Деловое общение |
— вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов. |
— это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений. Основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество. |
Деловое общение реализуется в различных формах: |
Деловая беседа; |
Деловые переговоры; |
Деловые совещания; |
Публичные выступления. |
Переговоры проводятся: |
- по определенному поводу (например, в связи с необходимостью налаживания кооперационных связей); |
- при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов); |
- с определенной целью (например, заключение соглашения); |
- по определенным важным вопросам (политического, экономического, социального или культурного характера). |
|
|
По способу обмена информацией: | ||||||
– устный вид делового общения а) монологические (реклама; доклад); б) диалогические (деловой разговор; деловая беседа; переговоры и др.). | – письменный виды делового общения – это многочисленные служебные документы (деловое письмо, отчет, справка, и др). | |||||
По содержанию общение | ||||||
материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) | когнитивное (обмен знаниями) | мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями) | деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) | |||
По средствам общения | ||||||
непосредственное | опосредованное | прямое | косвенное | |||
Вопрос 2. Психологические аспекты ведения деловой беседы. Структура беседы.
Структура и характеристика основных этапов деловой беседы. Методы и приемы |
1. Подготовка к деловой беседе. |
2. Установление места и времени встречи. |
3. Начало беседы. |
4. Постановка проблемы и передача информации. |
5. Аргументирование. |
6. Парирование замечаний собеседника. |
7. Принятие решения и фиксация договоренности. |
8. Завершение деловой беседы. |
9. Анализ результатов деловой беседы. |
Вопрос 3. Психологические особенности деловых совещаний. Деловая дискуссия как эффективная форма проведения совещания. Формы дискуссий, способы их организации и проведения.
Деловое совещание (собрание) - устное коммуникативное взаимодействие группы людей (коллектива).Основной элемент собрания или совещания - дискуссия по решаемым вопросам, главная цель которой - поиск истины.
|
|
Деловая дискуссия | - это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных ее участников. |
Групповая дискуссия | отличается тем, что специально подготовленная группа обсуждает вопрос, дискутирует перед аудиторией. Целью такой дискуссии является представление возможных решений проблемы, обсуждений противоположных точек зрения по спорным вопросам, презентация новой информации. |
Деловой спор | как вид коммуникации широко применяется при обсуждении разногласий, в ситуации отсутствия единого мнения по обсуждаемому вопросу. |
1) спор предполагает наличие по крайней мере двух субъектов, одного из которых уместнее называть пропонентом, а другого - оппонентом; | 2) участники спора имеют одинаковые права в процессе обмена мнениями, по степени активности, по видам и формам прямой и обратной связи друг с другом; |
3) предметом спора является положение, о котором каждая из сторон имеет собственное мнение, называемое позицией или тезисом; | 4) различие позиций сторон делает спор обсуждением на уровне явления, а не на уровне сущности.; |
5) позиции сторон противоречат друг другу и чаще всего имеют открыто отрицательный характер; | 6) процедура обмена мнениями в соответствии с взаимоисключающими характеристиками тезисов выражается в борьбе мнений; |
7) борьба мнений в споре нередко достигает высшей формы - конфликта или борьбы мнений, когда каждая из сторон настаивает на истинности своего тезиса и ложности тезиса оппонента.; | 8) предметное поле обсуждения спорного вопроса обычно не бывает четко определенным. |
Вопрос 4. Деловые переговоры: порядок и особенности проведения. Подготовка к переговорам. Методы и стили ведения деловых переговоров. Недостатки при ведении переговоров. Подведение итогов переговоров.
Деловые переговоры как особый вид деловой коммуникации проводятся по определенным правилам и подчиняются своим закономерностям. Главная цель переговоров — прийти к взаимовыгодному решению, избегнув конфликта.
Переговоры бывают: |
§ официальные — с протоколом, строгой процедурой, соблюдением специальных ритуалов; |
§ неофициальные, напоминающие непринужденную беседу и не предполагающие по окончании подписания официальных бумаг; |
§ внешние — с деловыми партнерами и клиентами; |
§ внутренние — между работниками организации. |
Подведение итогов переговоров |
Независимо от того были переговоры успешными или безрезультатными, их итоги должны быть обсуждены. |
|
|
|
|