Проблема диагностки, активизации и формирования мотивов учения школьников

Основные понятия: мотив, мотивация, мотивировка, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, познавательный интерес, мотивация достижения.

                                 Вопросы для самоподготовки

1. Мотивы учения, их виды и динамика в ходе обучения.

2. Методы диагностики мотивов учения школьников.

3. Пути и способы активизации мотивов учения в процессе обучения.

 

                                           Практическое задание

  1. Подобрать 2-3 методики для диагностики мотивов учения.
  2. Разработайте и выделите педагогические приёмы, носящие мотивирующий характер, которые может использовать учитель в начале урока.
  3. Составьте программу исследования мотивов учения школьников в соответствии со следующими запросами:

- ученик 2-го класса плохо учится, хотя умственные возможности и социальные условия, удовлетворительные и позволяют учиться более успешно;

- Учащиеся 7-го класса обнаруживают стойкое нежелание учиться.

В программе указать цель исследования и конкретные методы изучения.

 

4. Заполните таблицу «Обучающийся как субъект учебной деятельности»:

 

Этапы обучения Особенности мотивации Особенности учебной деятельности Особенности отношений со сверстниками и педагогами
Начальная школа          
Основная школа          
Старшая школа            
ВУЗ        

 

 

5. Определите по высказываниям детей начальной школы виды учебных мотивов:

1). хожу в школу, потому что заставляет мама, если бы не она, не ходил бы;

2). хожу в школу, потому что нравится учиться, нравиться делать уроки;

3). хожу в школу, потому что у меня там много друзей, с которыми можно поиграть в разные веселые игры;

4). хожу в школу, потому что хочу быть большим, до школы был маленький, а теперь взрослый;

5). хожу в школу, потому что надо учиться, когда выучишься – сможешь стать. кем захочешь;

6). хожу в школу, чтобы хорошо закончить четверть и папа купил мне телефон.

 

Занятие №5

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

 

 

Основные понятия: внешняя гностическая деятельность, внутренняя гностическая деятельность, механизмы научения, знания, уровни усвоения знаний, представления, понятия, мыслительные операции, движения, действия, навык, Позитивный и негативный перенос, умения.

 

                  Вопросы для самоподготовки

  1. Виды, уровни, качества знаний, усваиваемых учащимися.
  2. Формирование представлений и понятий в процессе обучения.
  3. Психологические закономерности формирования навыка.
  4. Психологические особенности формирования учебных умений.

 

                                  Практическое задание.

  1. подготовить конспект одного первоисточника.
  2. Разработать фрагменты любых уроков по формированию:

- нового понятия;

- любого учебного навыка.

3. Заполните таблицу «Взаимодействие субъектов образовательного процесса на разных этапах процесса усвоения»

  Этапы усвоения   Действия учителя Психические процессы, активизируемые учителем у учащихся Действия учащегося
       
       
       
       
       

 

4. Подумайте, в чем могут проявиться основные качественные характеристики усвоения учащимися рассмотренного вами выше знания на уроке и после него (прочность, личностная обусловленность, обобщение /принципа, программы и способа действия/, полнота и системность знаний, действенность) и какими должны быть действия учителя на уроке, чтобы усвоение учебного материала учащимися отвечало названным характеристикам. Ответ представьте таблицей:

 

Основные характеристики усвоения Проявляются в следующих действиях учащихся Обеспечиваются следующими действиями учителя
Прочность    
Личностная обусловленность    
Обобщение (принципа, программы и способа действия)    
Полнота и системность знаний    
Действенность    

 

                                                       

Занятие №6

 

ИНДИВИДУАЛЬНО_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ УЧЁТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

 

Основные понятия: тип нервной системы, особенности нервных процессов, темперамент, интеллектуальное развитие, умственное развитие, способности, задатки, креативность, обучаемость, обученность, индивидуальный стиль познавательной деятельности.

                                      Вопросы для самоподготовки.

  1. Темперамент школьника и успешности его обучения.
  2. Умственное развитие, его показатели и диагностика. Обучаемость и обученность.
  3. Способности, их учёт и развитие в обучении.
  4. Успешность учения и индивидуальный стиль познавательной деятельности.

 

 

Практическое задание

1. Определите тип темперамента детей в следующих ситуациях:

 а) Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует.

 б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору.

 в) Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом, не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу.

 г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает товарищам, может ущипнуть соседа.

2. Разработать рекомендации по учету особенностей темперамента в учебной деятельности.

 

3. По соотношению обученности и обучаемости можно выделить четыре группы учащихся:

  1. Учащиеся с высоким уровнем обученности и высоким уровнем обучаемости;
  2. Учащиеся с высоким уровнем обученности и низким уровнем обучаемости;
  3. Учащиеся с низким уровнем обученности и высоким уровнем обучаемости;
  4. Учащиеся с низким уровнем обученности и низким уровнем обучаемости.

Опишите психологические особенности каждого типа учащихся, дайте рекомендации по возможной коррекции недостатков.

 

Занятие №7

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: