Учебная деятельность, её структура, закономерности, специфика и особенности формирования

Занятие №1

 

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.

 

Основные понятия: предмет психологии обучения и воспитания, объект психологии обучения и воспитания, методология, метод, методика, наблюдение, включенное наблюдение, эксперимент, психолого – педагогический эксперимент, анкетирование, проективные методики, анализ продуктов деятельности, тесты успешности, психолого – педагогическая характеристика учащегося.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Объект и предмет психологии обучения и воспитания.

2. Принципы и задачи психологии обучения и воспитания.

3. Структура психологии обучения и воспитания.

4. Место психологии обучения и воспитания в системе психологических, педагогических и социальных наук.

5. История становления психологии обучения и воспитания.

6. Методы исследования психологии обучения и воспитания.

Практические задания

1. Выберите правильный вариант

Педагогическая психология — это наука…

а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;

б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;

в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;

г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.

Основной задачей образования является…

а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;

б) формирование умений и навыков;

в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;

г) овладение социокультурным опытом.

Под обучением понимают…

а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;

б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;

в) предпринимаемые учеником учебные действия;

г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.

Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является…

а) научение;

б) учение;

в) обучение;

г) обученность.

Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является…

а) принцип социального моделирования;

б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;

в) принцип личностно-деятельностного подхода;

г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;

д) принцип упражняемости.

 

Занятие №2

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

 

 

Основные понятия: развивающее обучение, зона актуального развития, зона ближайшего развития, зона творческой самостоятельности, принципы развивающего обучения Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.П.Эльконина, учитель фальсилитатор, субъективный опыт.

 

 Вопросы для самоподготовки

 

1. Идеи Л.С.Выготского о развивающем обучении, их значение для педагогической практики.

2. Психологический анализ системы развивающего обучения Л.В.Занкова.

3. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова.

4. Принципы, пути и возможности личностно-ориентированного обучения:

- идеи гуманистической психологии в применении к педагогической практике (К. Роджерс);

- принципы личностно-ориентированного обучения в работах Ш.А.Амонашвили;

- концепция личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской.

Практическое задание

1. Конспект одной работы Л.С. Выготского из списка литературы.

2. На основе представленных признаков традиционной образовательной парадигмы охарактеризуйте гуманистическую, личностно-ориентированную парадигму образования. Заполните таблицу:

Проявления традиционной образовательной парадигмы Проявления гуманистической образовательной парадигмы
Учение как усвоение обучающимися знаний и умений  
Учение как достижение конкретного результата  
Опора на передачу информации обучающимся  
Опора на возрастную предопределенность учебной деятельности обучающегося  
Опора на плановый характер организации учебной деятельности  
Опора на требования программы  
Жесткая регламентация учебной деятельности  
Опора на предполагаемый общий уровень развития обучающихся  
Лидирующая роль учителя(преподавателя) и репродуктивная деятельность обучающегося  
Преобладание внимания учителя(преподавателя) к развитию интеллектуальной сферы обучающегося  
Система внешнего оценивания и жесткого контроля  
Сравнение учителем (преподавателем) обучающихся друг с другом  
Преобладание в учебном процессе речи учителя (преподавателя)  
Фиксация учителем (преподавателем) внимания на ошибках, неудачах, недостатках обучающихся  
Ориентация учителя (преподавателя) на работу со средним учеником (студентом)  
Тишина, порядок, дисциплина как показатель эффективности занятия  
Адаптация обучающихся к функционированию в обществе  
Формирование у обучающихся качеств хороших исполнителей  

Занятие №3

 

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЁ СТРУКТУРА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ.

 

Основные понятия: Учебная деятельность, познавательная деятельность, учение, научение, мотивация учебной деятельности, учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, продуктивный и репродуктивный уровни, объективный и субъективный результат, оценка, отметка, самооценка, контроль и самоконтроль.

Вопросы для самоподготовки

 

1. Общая характеристика учебной деятельности как специфического вида активности. Учение и научение. Учение и учебная деятельность.

2. Структура учебной деятельности.

3. Основные виды, уровни и качества учебных действий.

4. Контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности, условия её формирования.

5. Особенности учебной деятельности на различных этапах возрастного развития.

6. Диагностика сформированности учебной деятельности.

7.                                             Практическое задание

 

1. Подберите 1-2 методики для изучения самооценки школьника.

2. Решите кроссворд «Компоненты учебной деятельности»

1. Проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные – учебная …

2. Указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

3. Автор, который выделял в структуре учебной деятельности следующие компоненты: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки.

4. Стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области.

5. Материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

6. Конкретные способы преобразования учебного материала, обеспечивающие решение учебных задач.

7. Фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной ситуации.

4. Проанализируйте ситуации и определите, развитие какого компонента учебной деятельности стимулирует педагог

А) После выполнения учащимися 3-го класса самостоятельной работы учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить работу своего соседа по парте (контрольно – оценочный)

Б) Учитель предложил учащимся прочитать математическую задачу и изменить вопрос задачи таким образом, чтобы она решалась в 3 действия (операционально – технический).

В) На уроке черчения Дмитрий занимался своими делами.

У него была скверная репутация. Подросток вместо чертежей выполнял неплохие шаржи на одноклассников. Вместо того, чтобы ругать учащегося, учитель похвалил Дмитрия при всем классе, отметив его художественные способности. После урока педагог отметил, что многие талантливые художники обладали чертежными навыками. На следующем уроке Дмитрий положил на стол учителя выполненное прошлое задание, за что получил отличную отметку (мотивационно - потребностный).

5. Заполните таблицу.

Возрастные особенности формирования учебной деятельности

Возраст Особенности учебной деятельности
Младший школьный возраст  
Средний школьный возраст  
Старший школьный возраст  

 

6. Выберите правильный вариант

1. Какой точки зрения о соотношении обучения и развития придерживался Ж. Пиаже?

A. Между обучением и развитием отсутствует связь;

B. Обучение и развитие – тождественные процессы;

C. Между обучением и развитием существует тесная связь.

2. Дополните предложение:

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность является общественной по своему содержанию, форме осуществления и ….

3. Соотнесите авторов и выделенные ими компоненты учебной деятельности:

1) А.У. Варданян, Г.А. Варданян

2) Д.Б. Эльконин

3) В.В. Давыдов

А) учебная цель;

учебные действия;

действия контроля процесса усвоения;

действия оценки степени усвоения.

Б) учебные задачи и действия;

характер эмоциональной окрашенности УД;

цель УД; средства (методы, способы) осуществления УД;

результат УД;

характер процесса УД

В) учебные ситуации (или задачи);

учебные действия;

действия контроля и оценки

4. Действия самоконтроля в структуре учебной деятельности – это действия по:

  1. Анализу учебной задачи;
  2. Сличению собственных действий с образцом;
  3. Сличению учебного продукта с образцом.

 

Занятие №4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: