Психологические причины неуспеваемости школьников. Дети с различного рода отклонениями в развитии

 

Основные понятия: общая неуспеваемость, неуспеваемость предметная, психологическая норма, расстройства психики, задержка психического развития, умственная отсталость, патология поведения, сенсорные, речевые, двигательные нарушения, невроз, невропатия, страх, инфантилизм.

 

                                  Вопросы для самоподготовки.

  1. Специфика индивидуального подхода в обучении неуспевающих детей. Причины неуспеваемости.
  2. Задержка психического развития: причины, проявления, учёт в обучении.
  3. Невротические проявления у детей школьного возраста, их учёт в учебно-воспитательной работе.
  4. Шизофрения, эпилепсия и олигофрения, особенности проявления в школьном возрасте.
  5. Нарушение слуха, речи и зрения, их учёт в обучении.
  6. Двигательные нарушения психики и успешность обучения.

 

 

Занятие №8

ШКОЛЬНИК В КОЛЛЕКТИВЕ КЛАССА

 

Основные понятия: большая и малая группа, коллектив, позиция, статус, роль, психическая совместимость, психологический климат, социальные нормы, лидерство, официальные и неофициальные отношения, межличностные конфликты, инцидент, референтометрия, социометрия.

 

                              Вопросы для самоподготовки.

  1. Социально-психологическая характеристика классного коллектива.
  2. Психологический климат в коллективе, его роль в формировании личности ребёнка.
  3. Позиция школьника в классном коллективе и факторы, её определяющие.
  4. Конфликты в коллективе школьников и пути их решения.

 

                        Практическое задание.

  1. Разработать примерную программу изучения классного коллектива.
  2. Из литературы или из собственного опыта подберите примеры 1-2 конфликтных ситуаций либо в системе «взрослый-ребёнок», либо в системе «ребёнок-ребёнок» и предложите варианты её разрешения.

 

Занятие №9

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

 

Основные понятия: личность, социализация, воспитание, мотивация, устойчивость нравственных качеств личности, показатели и критерии воспитанности личности, самовоспитание.

 

Вопросы для самоподготовки.

1. Психологический смысл воспитания.

2. Сущность, цели, задачи, принципы и методы воспитания,

3. Раскройте психологические аспекты нравственного воспитания личности.

4. Показатели и критерии воспитанности, их психологическая природа.

5. Самооценка школьника и её воспитательное значение.

 

Практическое задание

1. В таблице приведены типы ситуаций, которые характеризуют взаимодействие ребёнка и взрослого.

 

Виды ситуаций взаимодействия ребёнка и взрослого (автор – С.М. Платонова).

№ п/п Почему ребёнок так себя ведёт Тип ситуации Необходимые действия взрослого
1 2 3 4
1 Ребёнок не знал, что так делать нельзя, не умел чего-то не мог поступить правильно   Трудная для самого ребёнка Посочувствовать ребёнку, помочь ему, научить его необходимым действиям, которые помогут не попадать в аналогичную ситуацию в будущем.
2 Ребёнок играл, ситуация возникла внутри игры Возникшая в игре Войти в игру через игровую роль, игровое действие изменить ситуацию внутри игры. Научить ребёнка играть понарошку, соблюдать безопасность в игре.
3 Ребёнок хочет расширить зону своей свободы и пытается уменьшить  запреты взрослого Проверка границ Подтвердить наличие границ, объяснить еще раз их необходимость и напомнить о возможном наказании при нарушении.
4 Ребёнок хочет узнать, какой он, взрослый, его характер, особенности поведения   Проверка взрослого Пройти проверку, то есть продемонстрировать позитивное качество характера (ум, юмор, находчивость и т.д.), сохранив спокойствие, доброжелательность, уважение к ребёнку.
5 Ребёнок находится в тяжёлом эмоциональном состоянии: расстроен, огорчён, обижен… Эмоциональный выплеск Применить приём эмоциональной защиты (вопрос на воспроизведение, противопоставление достоинств ребёнка его действиям, признание своей вины, демонстрация удивления, великодушное прощение, подстановка мотива, прогнозирование-просьба о поведении в аналогичной ситуации в будущем, отсроченный разговор) и дождаться ответных слов ребёнка после паузы.
6 Ребёнок не хочет делать, не считает нужным выполнять то, требует взрослый. Педагогический конфликт. Обратиться к светлой стороне души ребёнка, превратив внешний конфликт между ребёнком и взрослым во внутренний - между позитивным и негативным началом самого ребёнка, его перспективными и сиюминутными интересами.
7 Ребёнок знал, что так делать нельзя, что это плохо, но всё равно делает по значимым для него причинам. Проступок. Выяснить мотив совершения проступка и помочь либо избавиться от этого мотива, если он негативный, либо научиться удовлетворять этот мотив приемлемыми средствами.

 

 

Занятие №10

 

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Основные понятия: семья, динамика семьи. Неполные семьи, смешанные семьи, асоциальные семьи, приёмные родители, атмосфера семьи, стили семейного воспитания, психическая травматизация личности, педагогическое образование родителей.

 

 

                               Вопросы для самоподготовки.

1. Общая характеристика семьи как одного из социальных институтов воспитания. Основные проблемы, функции и задачи семейного воспитания.

2. Атмосфера семьи, типы семей и стили семейного воспитания, особенности их влияния на формирование личности ребёнка.

3. Семья как источник психической травмы, различные взгляды психологов на данную проблему.

4. Учитель и семья школьника, характер их взаимодействия.

5. Психолого-педагогические пути повышения родительской компетенции в деле воспитания детей.

 

                               Основная литература

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012.-208с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология.: Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2011,

3. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 2013

4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2012.-544с.

Рекомендуемая литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1982.

2. Габай Т. В. Педагогическая психология. — М., 2003.

3. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. — М., 2003.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — М., 2003.

5. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М., 1996.

6. Минияров В. М. Педагогическая психология. — М., 2005.

7. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка. — М., 2003.

8. Психология и педагогика / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. — М., 1996.

9. Психология / Под ред. Б. А. Сосновского. — М., 2005.

10. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — M., 2001.

11. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: