Результаты исследования

Первое, что было важно для исследователя в процессе фокус-группы, - понять, насколько хорошо представляют молодые жители Санкт-Петербурга, что такое стрит-арт.

Многие из информантов пытались дать определение стрит-арту через перечисление объектов, которых они относят к стрит-арту. Кроме этого, приводят в пример объекты, которые видели за рубежом (все следующие далее цитаты взяты из фокус-групп, прикрепленных в приложениях).

«…окраины… ну я редко на них бываю, скажем так, а центр все-таки поддерживают более или менее чистоте от этих всяких граффити. Единственное на невском, когда проходишь на верхушках домов где есть перепады высоты там конечно присутствуют рисунки»

 

«вообще-то на своем пути я так-то не много вижу… я обычно бегу по конкретным местам, просто так я редко шляюсь и на моем пути они как-то не встречаются. Все что я знаю, из масштабного такого, это на Комендантском разрисованная стена, и все. Как бы… а так…ну да у нас были эти будки… как они? Трансформаторные. Расписанные Мещеряковым под виды города, ну… тоже наверное что-то, но не знаю…»

 

«Ну вот…у меня помимо граффити при слове «стрит-арт» в первую очередь всплывают… наверное все видели такие наклейки, которые в очень больших количествах лепят на дорожные знаки в частности, с другой их стороны. Ну здесь конечно их меньше чем в Европе например».

 

«я еще вспомнила на среднем проспекте очень много знаете по низу домов трафареты, разные фигурки животных. Кошки, собаки, утята… напротив метро есть очень интересные»

 

«…на Пионерской улице, угол с Чкаловской... там что-то с летчиками кажется…»

 

«…Но там тоже бывают вещи весьма занятные, я удивился, что ты не вспомнил про них. А по поводу того где они есть, то даже в центре их достаточно много на самом деле. Просто очень много их во дворах. Вот допустим на улице Марата там есть дворы, куда ты заходишь и там стены разрисованы масштабно. Ну… я бы не сказал, что это так же круто как росписи на заборе у красного знамени, кстати, это тоже центр фактически, но все же, все же… и люди это делают не только на крышах и во дворах…»

 

У участников фокус-группы возникали серьезные споры относительно того, что можно относить к стрит-арту, какие стили искусства: изобразительное, музыкальное, танцевальное направления.

 «…мне приходят на ум граффити, которое мы часто видим на стенах домов, складов, иногда даже на машинах. Потом к стрит-арту я думаю можно причислить выступления бродячих актеров, ну как их назвать, может не совсем бродячих… ну вот молодежь, которая выступает, крутит, фаермены, эти… танцоры, музыканты.. а к стрит-арту я думаю можно отнести любые выставки, попытки привлечь внимание не с помощью обычных лозунгов, хотя в общем-то и траспоранты можно причислить к какому-то искусству уличному, потому что они призваны привлечь внимание людей, идущих по улице.

 

«Во-первых, для меня стрит-арт это исключительно изобразительное искусство. Я так подумал, посидел и понял, что в общем, танцоров, фаерменов я не воспринимаю как стрит-арт. Не знаю, тут видимо нужно какие-то этимологические корни искать. Нужно подумать. А… ну вообще, для меня это явление достаточно положительное, аа…. Для меня стрит-арт это в первую очередь граффити, наверное, потому что это настолько наглядно и это как искусство оно постоянное. И если танцоры, музыканты он как-то… ну это сезонно, грубо говоря, это во-первых, это по времени очень короткая… потом… потому что если переводить дословно, то это люди, которые выбрали для себя площадкой именно улицу. А улица это понятие растяжимое. Если брать город».

 

Любопытные дискуссии вызывал вопрос «Считаете ли вы стрит-арт искусством?» Вообще, участники фокус-группы довольно неоднозначно высказывались о своем отношении к стрит-арту.

«То есть у нас достаточно много унылых фасадов, которые можно было бы красить. Вот. Особенно по окраинам».

 

«...я живу на васильевском и там на среднем есть здание трехэтажное или четырехэтажное его стена полностью расписана. И когда хотели это закрашивать, то то ли администрация, то ли жители дома запретили это делать для того чтобы сохранить это как памятник архитектуры. Не любой стрит-арт - это искусство, мне кажется. Он может им быть, но по умолчанию им не является.ну тут дело не в видах как мне кажется, а… ну в информационном содержании, в качестве, в намерении с которым чел это делает. Ну то есть если это не просто «Здесь был Вася», да, а теги это по сути оно и есть. А если даже допустим он дома посидел, придумал сюжет для этой наклейки, потом напечатал, пошел где-нибудь налепил, то ну… Дело не в наклейке, дело не в баллончике, дело не в материальном воплощении, а в информационном содержании… в цели для которой это делается, в посыле в целом… по этому признаку, мне кажется…»

 

«Я решила, что да. Для меня это искусство. Почему? Потому что те средства, которыми они создают это… ну в грубой форме, упрощенной, это рисование, это тот же танец, песня, музыка и так далее, если брать по различным видам стрит-арта, так как это является общепринятым искусством, то соответственно стрит-арт тоже является искусством».

           

       Любопытным оказалось то, что, не смотря на зачастую негативную оценку стрит-арта и не приятия его как вида искусства при ответе на довольно абстрактные вопросы, в тот момент, когда информантам пришлось задуматься, как они отнеслись бы, если бы стрит-артеры расписали их собственный дом, большинство ответов были бы положительными. Различались только мнения о том, что бы участники фокус-группы хотели бы видеть изображенным на своих домах.

«Хотели бы вы, чтобы ваш дом был расписан стрит-артерами?

Алексей: категорически да.

Вика: да

Тимофей: ну я бы да.

Александр: скорее да.

Софья: ну я бы подумала наверное сначала.

Инна: то есть сразу отвечаете да, или сначала будет вопрос: «а что же там будет нарисовано?»

Александр: скорее да, то есть все-таки сначала спрошу…

Алексей: нет, я спрашивать особо не буду… я верю в председателя (общий смех)… у меня вера в человечество».

 

Среди пожеланий относительно того, что бы информанты хотели видеть изображенным были совершенно различные объекты и темы:

«...ну лично я например очень люблю советское массовое подобное искусство. Все эти безумные росписи на стенах, мозаика и так далее… то есть мне кажется, что это очень хороший пример. Я конечно, вовсе не имею ввиду, что нужно рисовать что-то столь же идеологически направленное, что-то так же рьяно продвигать, но именно как бы сама манера каких-то таких вещей мне всегда почему-то нравилась… мне кажется может быть уместны какие-нибудь вещи связанные с историей… может быть…»

 

«...сюжет или сцены. Что-нибудь связанное с историей или природа, пейзажи… или… (смех) ну не знаю, «Слава труду» в нынешних реалиях это конечно, так… ну что-то вроде такое по смыслу типа «Ребята давайте жить дружно».Александр: нет, ну я-то лично тоже ничего не имею против, но только люди будут ходить, смотреть и думать: «черт возьми, опять коммунизм…». То есть у людей уже на этом уровне уже будет неприятие, мне кажется, и это послание до них не дойдет».

 

«Если говорить лично про меня, чего бы лично мне хотелось бы, то это чтобы было в стиле хип-хоп. Чтоб какие-нибудь нигеры были нарисованы, с пушками, совсеми нигерскими надписями... ну какой-нибудь новостной посыл... кого-нибудь убили... за Тупака пусть нарисуют! Ну в общем вот так».

 

«...а я бы хотел что-нибудь такое может быть немножко сюрреалистичное, невозмжное. Кстати, тоже в европе одно из видов стрит-арта когда рисуют на асфальте объемное что-нибудь, например, бездну, а оттуда тараканы выползают... вот может быть что-то в этом духе...»

 

«....честно говоря я думаю что мои препочтения бы зависели от самого дома. То есть смотря от того где он находится, что его окружает... чтобы его оформление как-то вписывалось в окружающее пространство. Например этот маленький домик стоит в окружении высоченных...

Ведущий фокус-группы: нет, подожди, давай мы будем рассматривать твой дом, конкретный, ты же где-то живешь?

Алексей: тогда... где-то тут было... ну вот да, мне очень понравилось это произведение, что-то как продолжение города. Так как я живу в центре, то мне интересно продолжение города на самих стенах».

 

Завершая краткий обзор тех результатов, которые показались автору значимыми на данный момент, хочется отметить, что еще на этапе фокус-группы гипотеза о том, что стрит-арт занимает значимое место в городском пространстве Санкт-Петербурга не подтвердилась. Оказалось, что, не смотря на то, что большинство информантов давало верное определение понятия стрит-арта, самих объектов в городе они практически не видели. Чаще всего вспоминали граффити в промышленных зонах (например, вдоль железнодорожных путей), либо трафареты социально-политической направленности в центре города. Это заставило задуматься о том, почему такой феномен как стрит-арт (который вызывает негодования и обвинения в вандализме) зачастую остается незамеченным в городском пространстве? В поиске ответов на данный вопрос исследователь провел ряд интервью, как с обычными горожанами, так и экспертные интервью с художниками-стрит-артерами. Результаты данных интервью будут представлены в следующей курсовой работе, которая станет продолжением данного исследования.

 

Список литературы

1. Волков В., Хархордин О. Теория практик, СПб: Издательство Европейского университета в СПб, 2008

2. Лефевр А. Социальное пространство. Журнал «Неприкосновнный запас» 2010, №2 (70), на сайте http://www.urban-club.ru/?p=125

3. Мошкин М. Тезисы доклада «Пространство как социальный продукт. Теория спатиализации Анри Лефевра», на сайте http://arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1574

4. Трубина Е. Видимое и невидимое в повседневности городов. Визуальная антропология. М: ООО «Вариант»,ЦСПГИ,2009

5. Статья «Метод фокус-групп» на сайте http://www.4p.ru/main/theory/2380/

6. Статья «Пост-граффити», на сайте http://graphitic.ru/stati/3156/

7. Статья «Паблик-арт» на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA-%D0%B0%D1%80%D1%82

8. Статья «Про Паблик-арт» на сайте http://partizaning.org/?p=2268

9. Статья «Монументальное искусство и public art» на сайте http://www.33plus1.ru/Decor/Fine_Monumental_Art/ARTICLE/090215_Shugurov_Monumental_Public-art.htm

10. Статья «Стрит-арт» на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82-%D0%B0%D1%80%D1%82

11. Определение «Стрит-арт» на сайте http://www.lookatme.ru/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82-%D0%B0%D1%80%D1%82

12. Статья «Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды» на сайте http://partizaning.org/?p=2490

13. Определение «Граффити» на сайте http://www.onlinedics.ru/slovar/slang/g/graffiti.html

14. Определение «Граффити» на сайте http://www.graffiti.su/graffiti_is/

15. Статья «Граффити» на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%B8

16. Статья «Граффити — искусство?» на сайте http://graffitimarket.ru/article/20322/

17. Статья «Бомберы и райтеры — кто они?!» на сайте http://xvatit.com/nichego-sebe/lessons-charisma-style/28670-bombery-i-rajjtery-kto-oni.html

18. Статья «Шепард Фейри, OBEY на сайте http://www.netlore.ru/show/post/3691

19. Статья «Стрит-арт» на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82-%D0%B0%D1%80%D1%82

20. Статья «Трафаретное граффити от «BLEK Le RAT»: проход сквозь стены» на сайте http://actual-art.ru/trafaretnoe-graffiti-ot-blek-le-rat-proxod-skvoz-steny/

21. Документальный фильм о Blek Le Rat, на сайте http://www.creammag.ru/posts/art/street-art/dokumentalnyy-film-o-blek-le-rat/index.php

22. Статья «История стрит-арта» на сайте http://anysite.ru/publication/street-art

23. Статья «Бэнкси» на сайте http://www.lookatme.ru/wiki/%D0%91%D1%8D%D0%BD%D0%BA%D1%81%D0%B8

24. Статья «Правила жизни. Бэнкси» на сайте http://esquire.ru/wil/banksy

25. Статья «Стрит-арт как искусствоведческая проблема» на сайте http://shmandercheizer.livejournal.com/20232.html

26. Статья «Эпоха развитого вандализма» на сайте http://www.kommersant.ru/doc/1404520/print

27. Статья «Российский стрит-арт: развитие и недостатки», на сайте http://www.kreafish.ru/gallery/9

28. Статья «В Великобритании вандалы закрасили граффити Бэнкси» на сайте http://fun.bibo.kz/266330-v-velikobritanii-vandaly-zakrasili-graffiti.html

29. Статья «Анри Лефевр» на сайте http://ru.knowledgr.com/00510437/%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8%D0%9B%D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80

 

 

Приложение 1.

Фокус-группа №1. Дата проведения 26 мая 2012 год.

Ведущие:

Десятова Анна

Попова Инна

 

Участники:

Чуров Т.Н.

Пащенко А.А.

Алексей

Васютина С.В.

Виктория

Лебедева Е.С.

 

Анна: Мы сегодня с вами собрались поговорить на тему стрит-арта в Петербурге. О вашем отношении к нему.

Инна: Поэтому давайте начнем с первого вопроса: что это такое для каждого из вас?

Анна: вы не пугайтесь только, что вам нечего сказать.

Инна: ну вот вы слышите эту фразу и что?

Алексей: давайте я начну. Первое на самом деле всегда приходит на ум граффити, которое мы часто видим на стенах домов, складов, иногда даже на машинах. Потом к стрит-арту я думаю можно причислить выступления бродячих актеров, ну как их назвать, может не совсем бродячих… ну вот молодежь, которая выступает, крутит, фаермены, эти… танцоры, музыканты.. а к стрит-арту я думаю можно отнести любые выставки, попытки привлечь внимание не с помощью обычных лозунгов, хотя в общем-то и траспоранты можно причислить к какому-то искусству уличному, потому что они призваны привлечь внимание людей, идущих по улице. А… ну мне кажется, что в Петербурге он не очень развит… стрит-арт… ааа… я в основном Петербург воспринимаю как центр, потому что окраины… ну я редко на них бываю, скажем так, а центр все-таки поддерживают более или менее чистоте от этих всяких граффити. Единственное на невском, когда проходишь на верхушках домов где есть перепады высоты там конечно присутствуют рисунки. А так в основном город чист от граффити. Хотя в основном выступления артистов они происходят конечно в центре.

Инна: спасибо. Кто-то еще?

Софья: не, ну я могу сказать. Я так задумалась, что вообще-то на своем пути я так-то не много вижу… я обычно бегу по конкретным местам, просто так я редко шляюсь и на моем пути они как-то не встречаются. Все что я знаю, из масштабного такого, это на Комендантском разрисованная стена, и все. Как бы… а так…ну да у нас были эти будки… как они? Трансформаторные. Расписанные Мещеряковым под виды города, ну… тоже наверное что-то, но не знаю…

Анна: у вас это где?

Софья: в выборгском районе, там. Ну как бы как у нас, Удельная, Озерки… Ну там да, там вот были расписанные и то сейчас это все зачирикано людьми, пытающимися себя наверное, найти в этом искусстве. И разрисовано, собственно, всем чем только можно, поэтому тут действительно каких-то вот произведений искусства, на которые было бы приятно смотреть, их я не очень много встречаю.

Алексей: А надписи?

Софья: А ну да, это частое явление в нашем районе. Нууууу…. Тоже спорный вопрос, лучше б нарисовали что-нибудь. Поэтому я… ну что такое? Ну, что-то такое.

Инна: Спасибо.

Тимофей: Во-первых, для меня стрит-арт это исключительно изобразительное искусство. Я так подумал, посидел и понял, что в общем, танцоров, фаерменов я не воспринимаю как стрит-арт. Не знаю, тут видимо нужно какие-то этимологические корни искать. Нужно подумать. А… ну вообще, для меня это явление достаточно положительное, аа…. То есть мне очень бросаются в глаза произведения стрит-арта. У нас они не только на окраинах все-таки. Хотя конечно… тут нужно отделять начинающих, не начинающих, мелких хулиганов и художников. Ну вот вроде бы и все.

Анна: То есть, Тимофей, ты не считаешь, что стит-арта в Питере мало?

Тимофей: ну.. могло бы быть больше на самом деле.

Анна: так если бы было больше это было бы хорошо?

Тимофей: да. То есть у нас достаточно много унылых фасадов, которые можно было бы красить. Вот. Особенно по окраинам.

Вика: Для меня стрит-арт это в первую очередь граффити наверное, потому что это настолько наглядно и это как искусство оно постоянное. И если танцоры, музканты он как-то… ну это сезонно, грубо говоря, это во-первых, это по времени очень короткая… потом…

Инна: то есть ты эти виды искусства тоже относишь к стрит-арту?

Вика: мне кажется да, потому что если переводить дословно, то это люди, которые выбрали для себя площадкой именно улицу. А улица это понятие растяжимое. Если брать город. Мне кажется да, можно отнести.

Инна: Саша?

Александр: Ну… для меня наверное, как и для Тимофея стрит-арт все-таки ограничивается какими-то материальными формами. Ну вот…у меня помимо граффити при слове «стрит-арт» в первую очередь всплывают… наверное все видели такие наклейки, которые в очень больших количествах лепят на дорожные знаки в частности, с другой их стороны. Ну здесь конечно их меньше чем в Европе например. Но там тоже бывают вещи весьма занятные, я удивился, что ты не вспомнил про них. А по поводу того где они есть, то даже в центре их достаточно много на самом деле. Просто очень много их во дворах. Вот допустим на улице Марата там есть дворы, куда ты заходишь и там стены разрисованы масштабно. Ну… я бы не сказал, что это так же круто как росписи на заборе у красного знамени, кстати, это тоже центр фактически, но все же, все же… и люди это делают не только на крышах и во дворах. Допустим. Ну… и тоже в первую очередь для меня это какие-то материальные проявления.

Вика: я живу на васильевском и там на среднем есть здание трехэтажное или четырехэтажное его стена полностью расписана. И когда хотели это закрашивать, то толи администрация, то ли жители дома запретили это делать для того чтобы сохранить это как памятник архитектуры.

Анна: там такая синяя женщина?

Вика: да, да…

Анна: Что-то очень абстрактное, любопытное…

Софья: вопрос можно? А вот Саша сказал про наклейки. Что за наклейки?

Александр: там много разного…

Софья: ну например, я так поняла, что с обратной стороны дорожных знаков?

Александр: ну… в частности. В принципе они могут быть на столбах.

Софья: так дорожный знак он там всего…

Алексей: так это реклама или нет?

Александр: нет.

Софья: так дорожный знак он всего-то там… плюс еще столб, к которому он крепится…

Александр: но там есть пространство.

Софья: есть пространство?

Александр: сзади дорожного знака места меньше ровно на ширину столба.

Софья: и какой тематики бываю наклейки?

Александр: да абстрактные на самом деле… музыкальные, там что-то про животных, очевидно теги людей, которые это делали…

Софья: и оно читаемо? то есть когда ты идешь по улице.

Александр: ну в принципе да.

Анна: если обращать внимание то да. А еще бывает в метро… ну вы знаете у нас есть станции, где двойные двери, да? Ну и вот там одни-то двери закрываются быстрее, а вторые потом и народ клеит еще на них вот эти наклейки, то есть либо с тегами, либо с маленькими персонажами, либо это какие-то наклейки, несущие смысл, который не всем понятен. На самом деле если присмотреться, то этого много.

Алексей: ну метро это уже андеграунд.

Инна: ну в общем, вы даже уже и рассказали о местах кто где что видел. Ну может тогда расскажете о каких-то особенно запомнившихся?

Вика: я еще вспомнила на среднем проспекте очень много знаете по низу домов трафареты, разные фигурки животных. Кошки, собаки, утята… напротив метро есть очень интересные.

Инна: кто-нибудь еще что-нибудь такое видел, что очень бы запомнилось?

Софья: стрит-арт на комендантском, который во всю стену дома…

Тимофей: на Пионерской улице, угол с Чкаловской...

Инна: а что там?

Тимофей: там что-то с летчиками кажется…

Анна: ну там освоение Арктики, там просто сквер имени Чкалова… и там дом, у него два торца выходят на эту улицу и там изображено освоение Арктики начиная как раз от Чкалова и заканчивая уже Королевым. Но это не совсем стрит-арт видимо, а все-таки по заказу города сделано. Потому что раньше этот сквер был запущен… и там сидели пили местные товарищи, отдыхали, а потом, буквально в прошлом году летом все очистили и нарисовали вот такую очень… ну… очень масштабную работу. Но это все-таки скорее такое… легитимное… в общем, искусство, которое спущено сверху.

Алексей: а стрит-арт он должен быть обязательно спущен снизу?

Анна: нет, нет, нет… думаю, что это можно отнести к различным видам…

Алексей: ну то есть он оплачен скорее всего?

Анна: ну скорее всего за него заплатили, да. Вероятно. Я даже думаю, что были какие-нибудь эскизы согласованные с кем-нибудь.

Алексей: а то что оплачено сверху оно считается стрит-артом?

Анна: В любом случае – да.

Инна: ну вот Анна уже употребила слово «Искусство», как вы считаете стрит-арт должно назвать искусством? И если да, то почему.

Софья: давайте порассуждаем что такое искусство.

Инна: вот вы может быть ударитесь в эти рассуждения, а может быть и нет. Каждый для себя искусство наверное определяет как-то по особенному и это будет отличаться от того как сосед определяет. Вика, стрит-арт это искусство для тебя?

Вика: мне надо подумать пожалуй.

Александр: не любой стрит-арт это искусство, мне кажется. Он может им быть, но по умолчанию им не является.

Инна: а какие виды ты для себя выделяешь?

Александр: ну тут дело не в видах как мне кажется, а… ну в информационном содержании, в качестве, в намерении с которым чел это делает. Ну то есть если это не просто «Здесь был Вася», да, а теги это по сути оно и есть. А если даже допустим он дома посидел, придумал сюжет для этой наклейки, потом напечатал, пошел где-нибудь налепил, то ну… да, пожалуй, это в большей степени искусство если бы он просто взял баллончик пришел и на стене написал свой никнейм.

Тимофей: а если он сделает это красиво?

Инна: а если он сделает это на наклейке, то это уже искусство?

Александр: если он сам полностью продумал дизайн этой наклейки и так далее…

Инна: так то есть получается, что если я баллончиком нарисую «Здесь был Петя», то это не искусство, а если на наклейке…

Александр: не, не, не! Дело не в наклейке, дело не в баллончике, дело не в материальном воплощении, а в информационном содержании… в цели для которой это делается, в посыле в целом… по этому признаку, мне кажется… Ну и даже если он сделает это красиво, но он просто напишет «Здесь был Вася»… не знаю…

Софья: то есть это будет не искусство? Даже если он сделает это красиво?

Александр: скорее нет, на мой взгляд. То есть для меня искусство это прежде всего содержание. Содержательная суть.

Тимофей: Ну это как картина, состоящая только из подписи художника. Вот какой здесь смысл в такой картине?

Софья: ну да, квадрат Малевича это искусство?

Все с отчаянием: оооой…

Софья: ну просто это такая тема, на которую можно спорить сколько угодно.

Инна: но ведь наша задача не спорить и главное кого-то там переубедить, а чтобы вы высказались именно для вас как это. Вот Сашина позиция понятна. Софья?

Софья: а моя позиция плавающая, я еще не решила…

Инна: ну ты скажи нам

Софья: вот я и говорю… просто у меня такая профессия связанная с искусством и мы с однокурсниками часто спорим, что считать искусством и как к этому относиться. Например к современному искусству… особенно после хождения в музей современного искусства ощущения не очень приятные, но с другой стороны кто-то же называет это искусством? Ну и почему тогда… мы… и… говорить что это искусство… наверное если оно ответвлилось в какое-то направление, то наверное это искусство. Опять же вот эти не просто надпись «здесь был Петя или Вася», да, ну есть же там у них у стрит-арта типа свои иероглифы, которые они там друг у друга понимают. Ну вот, они же их пишут, общаются как-то между собой, понимают друг друга… ну не знаю… и если я не могу этого понять имею ли я право не называть это искусством?

Инна: Спасибо. Вика, ты хочешь что-то сказать?

Вика: Я решила, что да. Для меня это искусство. Почему? Потому что те средства, которыми они создают это… ну в грубой форме, упрощенной, это рисование, это тот же танец, песня, музыка и так далее, если брать по различным видам стрит-арта, так как это является общепринятым искусством, то соответственно стрит-арт тоже является искусством.

Александр: ну если уж на то пошло, то не любая музыка вообще-то искусство. Исполнение Михаила Круга, точнее каверов на него, точнее, в ресторане живьем…

Вика: это скорее говорит о ценности этого предмета, а не…

Алексей: о ценности для кого?

Вика: ну вот именно о ценности какой-то общей, локальной… для кого-то это круто, для кого-то это нет…

Софья: то есть приятно людям окружающим смотреть или не приятно?

Алексей: а если это не для кого не приятно кроме него самого?

Анна: а как мы это узнаем?

Алексей: Ну все отрицательно относятся.

Александр: ну вот настоящие художники, мне кажется все делают исключительно для себя.

Вика ну в общем да.

Тимофей: если сделать выборку из ста человек, то все будут относиться отрицательно, а если сделать выборку из тысячи, то кто-то да и найдется кто скажет «клево».

Инна: ну да, и уже не все.

Анна: Тимофей с Алексеем?

Тимофей: ну вообще я наверное, поддерживаю Сашу. Вот как бы… он сформулировал за меня мои мысли.

Александр: Оу… милота…

Софья: не ну, ребята, подождите, тогда получается, что фраза написанная где-нибудь не является искусством?

Алексей: может и есть.

 

Софья: ну просто если написано «Здесь был Петя», то это не искусство, а если написано там не знаю что… там какая-нибудь фраза в веках, я не знаю…

Тимофей: весна пришла…

Александр: Нет, ну если я на месте придумал там гениальный афоризм и написал его… ну…

Софья: ну хорошо, а если ты сидел два дня и придумывал его? Это что?

Александр: дело не в том сколько я сидел, но гениальный афоризм это нечто иное…

Анна: а если например, надпись «Здесь был Петя», Пете какому-нибудь уже икается наверное, ну вот написано… фраза такая, но настолько это филигранно вокруг оформлено и преображает пространство абсолютно, ну вот хоть люди и видят, что написано «Здесь был Петя», но… как-нибудь не знаю…

Александр: ну тогда здесь стоит задуматься что останется если убрать надпись «Здесь был Петя», а оставить только то, что вокруг. Если суть в том, что вокруг, то получается в этой картине ровно столько искусства, сколько в этом обрамлении этой надписи, но сама она по сути дела…

Софья: ну и что, может автор привязал что-нибудь о вечном. «Здесь был Петя». Он был здесь, есть здесь и будет! Что-нибудь в этом духе (общий смех)…

Анна: да, это же в целом работа, ты же не можешь взять и просто отодрать надпись.

Александр: ничего я не от чего не отдираю, я просто сказал, что в этом ровно столько искусства, сколько вот…

Алексей: надпись «Голливуд»… надпись на холме, стоит на склоне… является она искусством или нет?

Александр: ну скажем так, первая мысль была что нет не является, но потом я вспомнил как там эти буквы расположены и как это все прикольно смотрится, то есть если это воспринимать как какую-то работу, связанную с расположением объектов в пространстве и так далее, то ну да, это уже интересно, а сама по себе надпись – нет.

Алексей: но ведь это наверняка работа какого-то дизайнера. То есть вряд ли пришли какие-то рабочие и поставили эти буквы. Скорее всего была задана работа дизайнерской компанией, какой-то дизайнер сел, придумал шрифт какой использовать, как это будет выглядеть, расположение, я думаю, было заранее примерно известно, ну потому что право земли… думаю там не везде можно то поставить. То есть работа на самом деле была проделана огромная, мы же видим просто надпись, стоящую на земле. Вот. Я уже перейду наконец к своему отношению к искусству. Искусство можно с двух сторон рассматривать: искусство со стороны творца и искусство со стороны наблюдателя. Любой человек когда что-то делает у него есть мотивы. Если мотивация является самовыражением, то это уже называется искусство, для этого человека уже гарантировано, для других… они может просто не доросли. Как говорится нет пророка в отечестве своем, мы очень часто не понимаем своих современников, а наше отношение может быть как отрицательным, так и положительным, но так как нас много, то для кого-то даже одинаково… мы смотрим, что мы примерно одинаков учились, одинаково жили, одинаковые у нас источники, одинаковый слой культурный, но у нас все равно существует разное восприятие искусства. Мы что-то считаем за искусство, что-то не считаем. Что-то нам нравится, что-то нет. Это вопрос вкусов. То есть я бы считал искусством… для меня искусство это то, что сделано человеком ради самовыражения. В любом случае это уже искусство. А нравится оно нам или нет это уже наши проблемы.

Софья: так надпись «Здесь был Петя»?

Алексей: конечно это искусство если он это сделал для самовыражения. А если он сделал это для того, чтобы расписать карандаш, ну я иногда так делаю, то тогда это не искусство. Например, если вспомнить фильм отличный «12 стульев» когда там Киса Воробьянинов забрался на гору и там были надписи различных людей «здесь был Вася», «здесь был Петя» и так далее… они выражались таким образом, что они сюда дошли, для них это была радость. Они не просто написали, они оставить пытались свою… у них я уверен было много эмоций в этот момент и они передали это с помощью надписи.

Анна: Понятно. Спасибо.

Подписи часто встречаются в граффити и стрит-арте. Но и любое произведение изобразительного искусства подписывается.

Инна: у нас есть такая смоделированная ситуация… Если бы председатель вашего дома решил, что стены дома нужно как-нибудь украсить, что-нибудь изобразить… как бы вы отреагировали на это (согласны/не согласны) и что бы вы хотели видеть на вашем доме, естественно если вы согласны.

Софья: а если там нет таких штук, где можно было бы разгуляться.

Анна: а ты представь, что у тебя есть.

Инна: ну вот как вы отреагируете? Категорически нет?

Алексей: категорически да.

Вика: да

Тимофей: ну я бы да.

Александр: скорее да.

Софья: ну я бы подумала наверное сначала.

Инна: то есть сразу отвечаете да, или сначала будет вопрос: «а что же там будет нарисовано?»

Александр: скорее да, то есть все-таки сначала спрошу…

Алексей: нет, я спрашивать особо не буду… я верю в председателя (общий смех)… у меня вера в человечество.

Инна: А что бы вы хотели видеть? Ну вот именно ваш возьмем дом, на нем что-то нарисуют… что было бы приятно лицезреть? И если какие-то образы приходят, то может вы какие-нибудь цвета назовете, может быть стили, что-то такое…

Александр: ну лично я например очень люблю советское массовое подобное искусство. Все эти безумные росписи на стенах, мозаика и так далее… то есть мне кажется, что это очень хороший пример. Я конечно, вовсе не имею ввиду, что нужно рисовать что-то столь же идеологически направленное, что-то так же рьяно продвигать, но именно как бы сама манера каких-то таких вещей мне всегда почему-то нравилась… мне кажется может быть уместны какие-нибудь вещи связанные с историей… может быть…

Инна: в смысле какие-то сцены? Или люди?…

Александр: ну… сюжет или сцены. Что-нибудь связанное с историей или природа, пейзажи… или… (смех) ну не знаю, «Слава труду» в нынешних реалиях это конечно, так… ну что-то вроде такое по смыслу типа «Ребята давайте жить дружно».

Алексей: а что плохого в «Слава труду»?

Александр: нет, ну я-то лично тоже ничего не имею против, но только люди будут ходить, смотреть и думать: «черт возьми, опять коммунизм…». То есть у людей уже на этом уровне уже будет неприятие, мне кажется, и это послание до них не дойдет.

Алексей: то есть реакция будет, но отрицательная. Почему же ты думаешь, что оно до них не дойдет.

Александр: ну… просто возможно у меня чуть меньше веры в человечество, чем у тебя.

Лена: я точно да, соглашусь. Я бы вообще не хотела задавать тон, я бы хотела чтобы это сделали талантливые люди, а там уже свобода их творчетсва, самовыражение...

Инна: то есть что это будет вообще не важно.

Лена: ну я думаю, что если это будут талантливые люди, я уверена в их успехе, но…

Аня: у нас есть примеры ты можешь ознакомиться.

Тимофей: да, ведь люди, которые вот это написали тоже считают себя очень талантливыми. Ты бы хотела чтобы подобное было на твоем доме?

Лена: Если говорить лично про меня, чего бы лично мне хотелось бы, то это чтобы было в стиле хип-хоп. Чтоб какие-нибудь нигеры были нарисованы, с пушками, совсеми нигерскими надписями... ну какой-нибудь новостной посыл... кого-нибудь убили... за Тупака пусть нарисуют! Ну в общем вот так.

Инна: круто ваще, спасибо, Лена.

Тимофей: я кстати вспомнил в метро на Невском проспекте в переходе была большая панорама Зенита.

Лена: да, качество было классное.

Инна: там где молочница сейчас?

Лена: ага, вагоны поезда в метро? входишь в эту молочницу... если раньше мимо хотя бы идешь, то тут ты должен целенаправленно зайти в нее.

Инна: я заходила только в этот... в вагон чая тесс. Туда здорово заходить. Они такие яркие.

Лена: действительно здорово было бы разриши стрит-арт в метро. Ну даже если бы не разрешили...

Инна: Тимофей, давай тогда расскажи какие у тебя образы.

Тимофей: а я бы хотел что-нибудь такое может быть немножко сюрреалистичное, невозмжное. Кстати, тоже в европе одно из видов стрит-арта когда рисуют на асфальте объемное что-нибудь, например, бездну, а оттуда тараканы выползают... вот может быть что-то в этом духе...

Инна: спасибо. Алексей?

Алексей: честно говоря я думаю что мои препочтения бы зависили от самого дома. То есть смотря от того где он находится, что его окружает... чтобы его оформление как-то вписывалось в окружающее пространство. Например этот маленький домик стоит в окружении высоченных...

Анна: нет, подожди, давай мы будем рассматривать твой дом, конкретный, ты же где-то живешь?

Алексей: тогда... где-то тут было... ну вот да, мне очень понравилось это произведение, что-то как продолжение города. Так как я живу в центре, то мне интересно продолжение города на самих стенах. Хотя так как это памятник искусства, то думаю вряд ли его бы разрешили расписать.

Инна: спасибо. Соня?

Софья: А я вот до сих пор пытаюсь представить хоть один дом в моем дворе, которому можно разрисовать стену. Так свободно и вольготно... Даже если брать торцы, то... у нас так получается, что вот тут дом, дом и мой высокий дом, то есть получается, что смотреть это произведение искусства можно будет только из это конкретной точки вот туда.

Инна: то есть ты бы выбрала, что на твоем доме ничего не надо рисовать? или ты хотела бы но... это вроде как невозможно.

Софья: ты знаешь, для меня это очень сложный вопрос... потому что... мне не хватает пяти минут чтобы подумать, понять и осознать, я думаю мне нужно несколько дней...

Тимофей: У меня вопрос: а вот кошки на малой садовой это стрит-арт?

Софья: а почему нет, кстати...

Алексей: думаю это нечто спущенно сверху и скорее всего не стрит-арт.

Тимофей: но ведь это же сделано художником, скульптором...

Софья: то есть стрит-арт это то что появилось уже позже, то что туда вписалось-невписалось... в служившуюся...

Александр: мне кажется, что стрит-арт еще интересен тем, что он просто существует на улице... ну вот щас да, коснулись этой темы... мне кажется, что всегда интересно то, что дополняет здание или еще какой-нибудь объект, то есть когда художник посмотре на то что уже есть и привнес что-то свое. То есть допустим картинка вот с этим домом это такой очень яркий пример... ну вот, как бы здесь такое продолжение. Ну и в этом свете мне кажется что любые граффити и скульптуры... здесь две большие разницы было ли оно делано на этапе проектирования или потом, потому что здесь мне кажется ход мысли должен быть совершенно разный, потому что когда человеку приходится иметь дело с чем-то готовым, то есть вписыватьс я в какой-то ландшафт, то... как бы... мне кажется, что там голова работает совершенно иначе, то есть ему больше всего приходится учитывать чем просто архитектуру. Вот как-т о так.

Софья: а если какие-то изображения, мозаика например были задуманы изначально это не стрит-арт?

Александр: это искусство, но не стрит-арт.

Софья: а люди не ходят по улице и не смотрят на это?

Александр: ммм... ходят и смотрят, но стрит-арт... я вот только что для себя лично уточнил определение... и мне кажется что стрит-артом более уместно называть то, в процессе создания чего человеку пришлось вписываться в уже существующий ландшафт.

Лена: чтобы понять что такое стрит-арт давайте переведем это слово, мы же все русские люди. Искусство улиц. Это улицы несут это искусство, это не архитектор придумывает и проекты, концепции различные. Это искусство улиц, это люди, которые просто хотят донести свою идею...

Александр: ну что-то такое более стихийное...

Алексей: то есть он архитектор он уже не имеет права доносить свою идею через стит-арт?

Александр: это не стрит-арт просто.

Анна: подождите, но тогда если возвращаться к нашему вопросу по поводу дома, тогда получается, что это тоже не стрит-арт, потому что это не искусство улиц.

Лена: ну как бы да, не особо стрит-арт

Александр:ну получается что так.

Лена: ну просто если дать...ну я не знаю... талантливость можно определить посмотрев его работы, по любому у него есть какие-то изображения его. Задать ему тон, чтобы он нарисовал все что угодно, тогда возможно это будет стрит-арт.

Александр: да, соглашусь тоже. То есть мне кажется что это стрит-арт настолько, насколько рамки поставить художнику. То есть если ты ему скажешь ну…

Анна: ну я просто уточнила потому что мы с вами пришли к тому что это стихийное искусство улиц и то есть если ты договариваешься с человеком и просишь его что-то нарисовать, то это вроде и не СА… поэтому я и уточнила.

Лена: ну да, вообще к андеграунту все эти различные рамки очень тяжело относятся, вообще…

Александр: тогда у нас автоматически возникает вопрос: СА это только андеграунд или нет.

Лена: мне кажется что не андеграунд.

Инна: Вика?

Вика: мне нравится та картина где это вписано в задние, то есть это должно стать частью здания, а не каким-то таким элементом, которое на нем и оно оторвано…

Инна: следующий вопрос. Является ли Питер какой-то такой уникальной площадкой для СА? Или в принципе Питер такой же город как и все…

Александр: точно так же как и у любого другого города у него есть свое лицо, своя душа, так что он так же уникален к Берлин например. Просто у него своя уникальность, свои черты уникальности… любой город уникален.

Инна: то есть ты не считаешь, что в Питере все-таки эти произведения как-то круче смотрятся чем в том же Берлине или люьом другом городе России.

Александр: я не знаю, мне просто не приходит в голову сравнивать это все. Просто это все везде по-разному. Мыслить категориями хуже/лучше зачем? Мне кажется, что любой город уникален как площадка…

Анна: ну тут вопрос даже не в самом СА, а именно в восприятие среды. Не то что здесь например больше рисуют котов, а где-то больше ну не знаю… косуль, например, а именно городского пространства.

Тимофей: не ну например мы говорили о граффити на крышах… В Питере есть неширокие и невысокие дома с разным количеством этажей, то есть можно например видеть с дороге рисунки на стене выходящей на крышу. Допустим в уездных городах России, во многих, такого нету. Такого пространства, то есть вот пожалуйста…

Александр: то есть да здесь за счет каких-то архитектурных решений получается вот эта черта, во-вторых здесь культурная столица, большая концентрация художников, людей искусства так или иначе, тоже… туда же… ну и много всего. Берлин допустим тоже интереснее тем, что опять же 50-60е гг весь этот андеграунд он на западной стороне, который потом переметнулся на восток, в это гетто и стал там жить своей жизнью, там тоже все совсем по-другому.

Лена: соглашусь с предыдущим оратором. Действительно да, у нас тоже дворы-колодцы, где очень дорово смотрятся все эти граффити, какие-то на окраинах города тоже районы… Но все же я не вижу разницы в различных городах, я много где его смотрела и лично дл меня это просто искусство, оно в разных городах, в разных странах, на разных континентах просто люди этим занимаются так же как и музыкой. То есть я могу слушать музыку и не говорю, что… ну хотя в Нью-Йорке конечно… Ну ладно. У нас да, у нас концентрация творческих людей, она подбадривает всех этих художников, они рисуют, зарисовывают и снова рисуют для того чтобы именно самовыражаться. Вот допустим если сравнить с моим родным городом, то там нет такого, хоть там люди тоже рисуют, самовыражаются, там тоже есть прикольные картинки СА, но в них нет какого-то свободного духа, потому что это закрытый город. В нем все серо и картины точно такие же серые. То есть у людей, ивущих на крайнем севере у них даже красок таких… ну в общем не привыкли они к таким краскам… и картины тоже черно-белые в основном. На мой взгляд художники здесь используют более яркие цвета.

Вика: архитектура Питера лишает город каких-то площадок для СА потому что нанести что-то по заказу государства на них невозможно, и как раз многоярусность… а что касается восприятия… я не знаю. Не думала об этом.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: