Фокус-группа №2. Дата проведения 2 июня 2012 года

Ведущая: Анна

Состав фокус-группы:

Ольга,

Марина,

Любовь,

Алиса,

Юлия

 

Анна: Мы сегодня будем говорить от стрит-арте. Я буду волноваться и задавать вам глупые вопросы. В общем, первый вопрос. Я бы хотела услышать от каждой из вас, как вы считаете, что такое стрит-арт (СА)? Кто-нибудь может быть смелым и начать, например.

Ольга: СА на мой взгляд это работы, которые имеют художественную ценность, вероятно, которые выставлены в общегородском пространстве, в публичном, на всеобщее обозрение, что определяет их специфику. Причем есть разные точки зрения на соотношения стрит-арта и паблик-арта, да… большая часть склоняется к тому что стрит-арт это нелегальное что-то… а паблик-арт это легальное… типа выставки на открытом воздухе… что-то типа…

(молчание)

Анна: вы не бойтесь, мне важно ваше мнение.

Юлия: мне кажется что это что-то такое стихийно-возникающее, что-то что не по заказу сделано, а именно художник мимо шел, у него возникла мысль и он изобразил ее… а не то что пришли к нему из мэрии и говорят: «вот хотим такую-то мысль донести…» что это должна быть именно мысль художника, а не заранее заказанная мысль какая-то…

Ольга: ну да и связанное с этим… не просто ненаказанная, а скорее даже протестная…

Юлия: соответственно вот эта картинка как-то не совсем подходит (сквер Чкалова)…

Анна: то есть она выбивается?

Юлия: ее заранее заказали, она нужна, с конкретной целью, конкретный посыл, в конкретном месте ее расположили… в отличии от этой (мышь с фотоаппаратом)… она именно какая-то полулегальная, полуподпольная мысль доносится что не все так просто в этом мире.

Марина: не, просто да, что называть СА? Когда люди делают такие рисунки или вот такие рисунки? То есть это же не тот саамы СА, который идет по заказу, как вот такой вот, вот такой вот…

Анна: ну и что для тебя СА? Вот те рисунки, или вот эти с книжками?

Марина: и то и другое, просто разные смыслы, разные значения…

Анна: то есть…

Марина: я просто в этом не разбираюсь, я просто хотела чтобы ты мне сказала немножко что-нибудь.

Ольга: но с другой стороны… здесь нет этой стены, которая тоже выполнена по заказу, но не в таком красивом стиле. Вот например эта стена, которая недалеко от Пионерской на испытателей она тоже выполнена по заказу… Аня, правда?

Анна: ну она… это на самом деле был фестиваль граффити, в результате которой родилась эта стена.

Ольга: ну просто вот тут в углу я вижу значок приморского района.

Анна: ну просто им дали, грубо говоря, холст, для того чтобы они выполнили свою работу.

Марина: еще же на Школьной там тоже есть целые огромные стены, тоже был фестиваль по Достоевскому

Анна: да, но я не распечатала, они страшные такие…

Марина: да ладно, а мне нравятся.

Анна: ну не знаю…

Алиса: а фестиваль был в Питере или только в этом районе или каждому району по стене было?

 Анна: нет, он был фестиваль, но они просто в этом районе… может быть там, ну не знаю, согласилось руководство…

Марина: но Достоевского же тоже по заказу рисовали…

Ольга: ну вот здесь мне кажется, нужно различать такую грань, что если сверху навязывается сама работа… то есть возможность предоставляется сделать такое граффити, то это одно, а если сверху навязывается сюжет и точная картинка, которую нужно перенести на стену, то это совсем другое…

Юлия: ну в данном случае тоже все равно определенная концепция была дана, что это должно быть что-то там… не черепа с пролитой кровью, что тоже в принципе может быть в рамках СА, а должно быть что-то позитивное, доброе…

Ольга: здесь дохлый медведь…

Анна: он не дохлый, Оля…

Ольга: поросенок с угрюмой рожей…

Анна: вот например такого там нет, вот зацените эту женщину с кровавыми слезами…

Ольга: прекрасно, прекрасно…

Анна: там медведь не дохлый, он просто угрюмый очень. Так ну вернемся все же, что же такое стрит-арт? У нас еще остались Люба и Алиса.

Алиса: я вот пока что не знаю, так и не решила. Для меня наверное СА это и это и это. Для меня все-таки не важно заказ это или не заказ. Потому что все-таки это на улице… все это доступно бесплатно любому взгляду, любому глазу… и если просто перевести волшебное слово СА, то наверное все что есть на улице такого плана, наверное можно отнести, поэтому я не буду разделять по заказу, не по заказу… потому что мне кажется, что нет ничего плохого в том что это заказ… если будут какие-то те же социальные сферы отражены, например…

Любовь: я тоже считаю, что это совокупность всего что человек увидит на улице… трафарет, не трафарет… как нарисовано… даже если человек подошел и просто свой след оставил, ну тот же самый автограф, тоже будет как СА, он отображает себя, свое видение чего-то… показывает себя… это один из способов человека самовыразиться и показать, что он умеет, что он может и что он хочет донести до других людей. Хотя сейчас и интернет это может, но все-таки… на улице народу ходит больше.

Марина: главное чтобы было талантливо.

Любовь: ну почему же… бывает что человек не умеет рисовать, но он распечатал трафарет и по трафарету все это сделал. Даже не умея рисовать на компьютере можно трафарет сделать.

Марина: я еще вспомнила… смотрела какой-то сюжет и там рассказывали про невидимые рисунки… что в общем, среди этих арт-художников, стрит-художников есть банда, которая на носит на стены города рисунки краской, которая видна только в ультрофиолете…

Ольга: ого!

Марина: ну вот тоже относится это или не относится… там красиво. Журналисты, ходили-бегали, все засвечивали и нашли в итоге всего два или три рисунка.

Анна: это в каком городе?

Марина: в Питере. Это про Питер было.

Анна: а вот интересно, эти люди, что преследуют?

Алиса: выделиться, наверное…

Марина: вот у них это какие-то свои символы, кто знает, кто не знает эти места…

Ольга: суперский барьер для того чтобы быть принятыми в сообщество или непринятым… То есть если ты знаешь эту фишку…

Марина: то есть если ты знаешь где рисунок, то ты подходишь, лампочкой подсвечиваешь, видишь что там, ну… и вот, значит ты крутой.

Ольга: это круче чем цена за билет на выставку.

Марина: ну и в итоге была проблема, что никто не мог найти этих художников… то есть подходили к ребятам, которые рисуют и спрашивали их, знают ли они о тех кто рисует невидимыми красками и они говорили, что слышали, но не знают кто.

Алиса: сначала найди картинку, потом найди художника…

Марина: вот тоже интересно. Есть этот СА, он для всех, да, чтобы каждый человек проходя мимо этого здания это увидел, но… вот невидимые краски…

Анна: Хорошо. Давайте перейдем ко второму вопросу. Потому что вопросов у нас не то чтобы много, но есть. Расскажите, пожалуйста, что и где вы лично сами видели в Петербурге и что вам особенно запомнилось.

Марина: про Питер? А можно не про Питер. Я Глдазго вспомнила. Там у них тоже СА очень много и вот собрали всех этих художников, чтобы по заказу мэрии расписали стены какой-то развязки дорожной в тематике Олимпийских игр… и там спортсмены. Это было так здорово! Так красиво расписали!

Анна: а про Питер?

Марина: ну вот Достоевского видела на Школьной… ну такое, чтобы прям запомнилось и я сказала «Вау! Вау!...» нет, пожалуй больше ничего.

Алиса: я полный лузер, так как я поняла, что до прошлой недели я ничего не видела, ну вот разве что эту стену на Испытателей Аня мне недавно показала, когда мы проезжали, и я ее увидела, ну и она мне в принципе понравилась, впечатлила… а так… только что-то в каких-то подворотнях, непонятное… что-то что меня бы сильно впечатлило и запомнилось у меня такого нет, но сейчас видя эти картинки мне прям хочется посмотреть на эти дома.

Марина: Трафаретные рисунки помню, помню лев был на Гагарина красивый, я все время хотела с ним сфоткаться, но его потом стерли.

Ольга: я видела конечно эту стены на испытателей и вот эту штуку на Оптиков (Оля ману) Хотя вся стена на Оптиков исписана-изрисована, это кусочек буквально. Я просто в трамвае ехала по Оптиков, рассматривала… меня этот мальчик конечно очень удивил в такой шапочке… Еще конечно я видела из трафаретов…. Валентина Матвиенко… когда у нас была та зима жуткая, у нас на остановке у смольного был большой трафарет Матвиенко, что-то над ней издевались… не помню надпись, но что-то издевательское… И еще что-то вспомнилось… с граффити… блин, забыла, щас вспомню…

Марина: я еще вспомнила на невском был рисунок целующиеся полицейские…

Алиса: прям на невском? А они сейчас там есть?

Анна: ну на Невском наверное уже замазали целующихся полицейских

Марина: я видела их там два года назад.

Анна: а я видела эту картинку в интернете, но не думала что это у нас.

Юлия: изначально это, по-моему, Бэнкси нарисовал, а потом уже у нас переняли. Ну и я обычно надписи какие-то вижу… в подъездах, подворотнях… в арках всякий, которые такие… стилизованными буквами написано… «здесь был Вася» и все прочее… но опять же отвлекаясь от Петербурга, я видела в Берлине… вот эта стена, которая… ну я только один кусок видела… там вот да, они такими маленькими колонками оставлено, вот они полностью зарисованы, какие-то жвачки поналеплены, куча всяких рисунков, подсвечивается, в общем так, красиво сделано…

Анна: ну то есть у нас ты видела только вот какие-то надписи в подъездах?

Юлия: как правило, да, ничего запоминающегося.

Любовь: я про вот это хотела сказать. Это ТЭК. На самом деле… очень хорошо замаскировано, обычно стоят такие серые кубики… особенно оно еще стоит так, что фактически вокруг и зданий-то никаких нет, как бы пустырек, такая площадка… и отдельным таким кубиком очень органично смотрится такое яркое пятно на фоне всех серых домов рядышком, вооот… мне конечно понравилось… Так что я видела только вот это и да, типа такого плана трафаретные рисунки. Вот чтобы что-то сильно въелось в голову такого нет.

Ольга: Можно добавить? На канонерском острове в Петербурге, там есть такое местечко.. там стоит… ну какое-то бывшее производственное здание… я забыла… раньше знала, но могу поискать информацию если что… там на этом здании и внутри этого здания пустующего очень много рисунков делается… причем канонерцы делают это постоянно… причем там не только рисуют, но еще и играют в пейнтбол поэтому все стены в кляксах таких, но перед этим разваленным зданием есть еще трубы, такие цистерны ржавые… и там вот эти цистерны они ржавые и на них рисунки нарисованы… и там самое классное… что канонерцы они вообще себя позиционируют против всего остального питера… и там надпись… девочка стоит с каким-то чудиком на плечах и надпись «beware Kupchino and Grazhdanki». Ну Канонерский остров вообще славен на это… там набережная сделана бетонными плитами и на них тоже какой-то слоник… у них там вообще какой-то миф о слонах очень распространен.

Анна: давайте перейдем к третьему вопросу. А то вопросов много, а вопрос только третий. Как вы считаете СА это искусство? Если да, то почему? И если нет, то тоже почему?

Юлия: мне кажется что тут зависит не от самого понятия СА, а от конкретного рисунка. В зависимости от конкретного объекта, что там нарисовано… а СА это как правило рисунок… но это уже на вкус, это каждому на вкус! СА это ведь не обязательно рисунок, то есть есть какой-то объект и вот соотвественно объект если он несет какой-то смысл, социальный, философский, то это можно называть артом, а стритом… ну потому что он расположен в общедоступном месте и на него можно посмотреть в любой момент. А если мне вот просто захотелось краской помалевать на стене и поэтому я это сейчас назову СА, это мне кажется не правильно. Еще зависит все от вкуса человека…

Алиса: я все-таки наверное назову это искусством и не буду разделять. То есть если мы говорим в целом о понятии СА, то мне кажется, что это искусство, просто… ммм… наверное как любое другое искусство таким громким словом «искусство» его можно будет называть когда пройдет какое-то количество времени. Потому что все проверяется со временем и потом признается или не признается. Во-первых, это арт и потом это отдельное… ну это как отдельное направление в искусстве и мне кажется оно имеет право так называться, но как и в любом виде искусства наверное… есть вот такое, а есть вот такое. То есть как бы… как только что нам понравилось кому-то что-то больше, кому-то что-то меньше точно так же мы можем взять живопись 19го века, в котором мы скажем: «Господи, что это такое? Что там за г... нарисовано?» То есть одна картина нам понравится, другая не понравится, мне кажется здесь тоже самое. Поэтому мне кажется на то чтобы называться искусством право имеет СА полное.

Марина: я тоже поддержу. Есть художник? Есть. Есть особая техника у каждого? Есть. Есть какая-то идея? Есть. И есть время, которое потрачено на воплощение этой идеи, есть зритель, да. А кому нравится, кому не нравится это уже в общем-то… у каждого человека свой вкус. Поэтому для меня это искусство и даже вот это. Потому что здесь была идея, был художник и пусть кому-то нравится, кому-то не нравится.

Любовь: ну я считаю, что искусство. Искусство оно может быть разное. Как человек себя проявляет, что он выражает… это все равно есть какой-то посыл, смысл в том, что вот он показывает, он о чем-то говорит… искусство бывает разное.. кто-то что-то переделывает, кто-то акулу в жидкости там… как называется? Бальзамическая? Тоже считается искусством, кучу денег стоит. Она разлагается ну, ничего, стоит миллионы, мужик хорошо заработал, оказался в теме в свое время. Так же Кандинский… когда кто-то смотрит, кто-то видит треугольники-прямоугольники-кружочки, а кто-то видит какую-то композицию, некий смысл. Так же и здесь кто-то видит просто девушку, а кто-то видит, может это какая-нибудь весна, лето… что в совокупности со всем она не просто на здании, а за счет того пространства, которое вокруг еще и некий смысл какой-то. В принципе это искусство, которое не просто на стене, а когда оно органично смотрится… во внешнем пространстве, когда задействуется не просто стена, а что это дом вокруг, небо... которое конечно, чаще всего бывает серым… какие-то дома еще рядом. Все-таки у всех мнения разные… искусство бывает разным, даже если кто-то что-то пальцем грязным нарисовал, со временем кто-то может пройти посмотреть и сказать «Да, это круто!». Со временем различные виды искусства появляются, что-то отмирает, что-то наоборот на пике актуальности. Вот.

Ольга: действительно, вопрос крутой, потому что… для меня знаешь в чем вопрос на самом деле, извини, ты меня только не убивай, но вот смотри здесь все что мы видим представленные работы с сюжетом, а тут шрифт… Ну вот ты знаешь, я раньше вообще не посчитала бы это за искусство, но сейчас я больше склоняюсь к точке зрения, что все –таки это искусство. Ну вот смотри, все-таки есть в этом виде искусства профессионалы и любители, да? То есть может быть качество изображений поэтому и отличается и у начинающего художника, который рисует не СА, а просто обычные картины у него же тоже есть деление на профессионалов и любителей. Меня немного смущают трафареты, так как искусство все-таки должно отличаться своей уникальностью и эксклюзивностью, а здесь это все-таки мы можем воспроизвести на миллионе других стен. Но с другой стороны вспоминая изобразительное искусство мы вспоминаем, что там тоже очень было распространено копирование, когда художники друг у друга тырили все что можно, сюжеты… там те же самые статуи, которые являются древнегреческими они являются копиями римских статуй, это общеизвестный факт, поэтому копирование тоже не воспрещено в принципе… не знаю… мне кажется что все-таки это искусство… почему бы нет? Городское искусство… А по поводу… ну особенно у меня это ощущение формируется из-за общественного дискурса, так как теперь уже граффити и подобные картинки выставляются в музеях… ммм… выставка работ Бэнкси. Когда на самой улице застекляется его работа и создается некоторый музейный фрейм, да? Немного не органично да, то есть они рамку улицы пытаются связать с рамкой музея и получается какая-то дикая смесь, но… тем не менее.

Анна: ну хорошо, тогда продолжая этот вопрос, хочу спросить зачем художники это делают.

Юлия: мне кажется самое первое для них это возможность доступно донести… ну то есть нарисовать на стене это для них гораздо проще чем договориться с музеем, с какой-нибудь галереей, чтобы выставить твою картину. То есть в тихушку подошел, нарисовал, излил свою душу… люди ходят, если получилось очень хорошо на видном месте, то обсуждают... даже возможно где-нибудь в газете какая-нибудь дискуссия возникнет, твое имя появится и все прочее… соответственно это самый доступный способ донести до масс свое творение.

Ольга: ну мне трудно говорить точно, потому что я не они. Но если я принимаю на себя роль стрит-артера, то почему мне бы захотелось рисовать на стене? Мне бы захотелось рисовать чтобы украсить какую-нибудь хмурую стену… потому что вот так идешь бывает по улице, видишь какой-нибудь брендмауэр, который так и просится… какой-нибудь серенький или желтенький… а на нем так хорошо будет лежать слой краски… а во-вторых, конечно чтобы о тебе заговорили. Если действительно говорить о том, что это рождалось как протестное движение, то может действительно люди протестуют против своей незаметности, то есть на работе они могут быть какими-нибудь клерками, а потом они снимают свой офисный стиль, берут баллончики с краской и так выплескивают свою эмоцию, что «смотрите! Я тут! Я нарисовал это! Не забывайте о том, что я есть в этом мире!» Ну что-то типа того.

Любовь: а мне так кажется, что порой так надоедает жить в сером городе, что хочется внести яркое пятно. Когда мы ходим по улицам мы не улыбаемся, никуда не смотрим, а тут человек нарисовал… он выразил то что ему хочется видеть сейчас на улице… и человек другой подойдет, улыбнется и себе настроение повысит… смысл все равно будет и это украшает все-таки город. Я конечно, не говорю когда вот какие-то кровищи хлещут… когда это органично смотрится… такие яркие стены… Вот например я видела в Чехии… у них вот едешь по улице и у них даже обычные дома раскрашены какими-то полосками, обычные панельные дома они раскрашены… а когда у нас все серое, блеклое и все-таки грустные ходят.

Ольга: ну вот и правда, знаете я из Заполярного и там вот эта полярная ночь когда все темно и все ходят ужасные, хмурые и в это время всегда очень большое количество суицидов, и власти чтобы уменьшить… чтобы как-то пожизнерадостнее люди были… у нас была такая политика все дома разукрасили… но разукрасили так забавно… сочетая розовый, зеленый, желтый, голубой… ну то есть там линии, квадратики, то есть город стал вообще ненормальным (смеется) то есть у нас есть профилакторий… это место где люди отдыхают и подлечиваются так, так периодически… он разукрашен во все цвета радуги, так очень забавно смотрится…

Марина: они это делают, чтобы люди стали добрее… я вот тоже хожу, смотрю на свою коричневую дверь подъезда… я прям тоже уже который год хочу ее разукрасить потому что мне грустно, она меня угнетает. И хвала и уважение этим людям…

Алиса: вот блин, а я даже не знаю как тут ответить… потому что конечно же каждый несет свое почему он идет рисует… может потому что ему листа бумаги мало, может потому что он хочет сделать мир добрее… не знаю, я наверное отвечу таким банальным ответом, потому что это наверное способ самовыражения, потому что все-таки нужно… здесь разделять по группам по каким-то ну самих этих художников, в зависимости от возраста от степени профессионализма… и каждый делает это, наверное, со своими целями… вот.

Любовь: ну вот есть же какие-то протестные рисунки…

Алиса: да, кто-то протестует, кто-то чисто позитив рисует, кто-то вот эти буковки…

Анна: ну кстати, позитивного на самом деле очень мало… И вот следующий вопрос, мы так плавно перешли и Ольга уже даже его задела рассказом про Заполярный. Давайте смоделируем ситуацию… предположим, председатель или руководитель вашего дома выдвинул идею того, чтобы раскрасить ваш дом. Предложил пригласить художников… в общем, вопрос состоит в том, что согласитесь ли вы и если согласитесь, то какой сюжет вы захотите увидеть и может быть примерные какие-то оттенки, краски…

Ольга: ну платим мы, да? Просто это ведь будет главным стопором. Первое это деньги, а второе, что будет привлечено внимание и что повалит народ к нашему дому. Это будет два главных протеста.

Анна: ну давай на деньгах сейчас не будем зацикливаться, предположим, все оплачивают.

Юлия: ну у меня типичная многоэтажка, вокруг меня стоят типичные… все, вот в квартал этот заходишь, и это может быть в Питере, может быть в Новосибирске, может быть вообще черт знает где, дома вообще не отличаются… не догадаешься вообще где находишься… То есть «С легким паром» могло случиться именно у меня (смеется), типичнее некуда такое все. Ну я на счет раскрасить-не раскрасить… я бы в первую очередь исходила из того что хотят нарисовать, потому что я бы рассматривала все равно как мою недвижимость, которую смогу я или нет потом продать… допустим с таким психоделическим рисунком… а так с точки зрения «повеселее», наверное было бы повеселее если бы раскрасили как-нибудь позитивно… ну вот например, вот так сбоку, оно не вызывает никакого шока и неприязни мне кажется у подавляющего большинства людей. Можно в принципе и просто серый бетон раскрасить… ну бывают же дома… есть такие, которые изначально из цветных блоков построены, они уже изначально смотрятся повеселее. То есть в принципе я не против, лишь бы было что-нибудь повеселее и цвета пожизнерадостнее… мне кажется зеленый хочется и можно было бы розовенький… и чтоб не грязные оттенки… но чтоб и не ярко… что-нибудь такое бледненько-веселенькое… Зато хоть не заблудишься среди домов.

Марина: да, может быть это выход для всех этих спальных районов… когда там реально одинаковые дома все… может быть если каждый дом разрисовать, тогда было бы проще находить их… ну вот реально, спальные районы там же все дома одинаковые… А относительно моего дома я всему руками и ногами «ЗА», я даже чай бы им выносила и пирожки бы пекла (смеется)

Анна: а что бы ты хотела, чтобы там было?

Марина: у меня уважение к художникам, поэтому что у них там в голове есть, то пускай они и воплощают… я надеюсь, что в руки каких-то совсем уж слабых художников целый дом бы не дали, поэтому худо-бедно это все-таки профессионалы, а профессионалы полную муть и пессимизм на стенах рисовать не стали бы. Тоже что-нибудь яркое и веселое, но никаких рамок я бы не ставила. Главное чтобы не пессимистично. Ну не кресты там… Хотя… мне в общем все равно… если художник хочет это изобразить – пожалуйста.

Алиса: ну я вот соглашусь со спальными районами, так как сейчас очень много всего строят и это было бы круто, если задавать тематику целому комплексу и пусть все дома будут в одной теме. Тогда действительно будет понятно, если жилой комплекс разрисован в стиле Зоопарк, то я живу в доме с крокодилом.

Любовь: ну вот действительно, называют же жилые комплексы, например «Жемчужина», так пускай и разрисуют жемчужинами…

Алиса: ну вот. Хотя с другой стороны… вот эти новые дома сейчас строят, они в принципе… не все строят серыми и ужасными, в принципе они есть и позитивного цвета, с архитектурными уже более или менее изысками и, наверное, на них сейчас смотришь и они уже более или менее радуют глаз и не всегда хочется что-то менять, но если речь идет о каких-т вот этих… домах, годов начиная с 90ых, то тут я бы, наверное, тоже согласилась, но у меня было бы пожелание было… хотя зависит от того района где твой дом… учитывать наверное то что вокруг и наверное чтобы сюжет более или менее вписывался… то есть если рядом мы видим шпили, башни, реку… то наверное какую-нибудь кукуруза на доме не хотелось бы видеть. Наверное, мне бы в любом случае, вне зависимости от района было бы клево видеть на своем доме виды петербурга, какие-нибудь… чтобы все было симпатично…

Марина: а можно еще отталкиваться от названия улиц…

Алиса: ну вот да, кстати…

Ольга: Генерала Хрулева, например

Марина: ну вот пусть и нарисуют…

Ольга: кого? Генерала Хрулева?

Марина: ну да!

Алиса: зато люди будут знать кто все эти генералы, девочки, мальчики, Лени Голиковы… там еще какие-то люди…

Ольга: так, но все же возвращаясь к вопросу. Я была бы очень за, очень-очень за. И честно говоря, для меня сюжет… ну даже если бы было изображено что-то не очень симпатичное… все равно было бы здорово, но я понимаю, что в моем доме живут пожилые люди и для них это было бы травматично. Вот если бы в доме жила я одна, то я была бы готова к любому сюжету, а так я понимаю, что это может быть очень остро воспринято. Вот например если какая-нибудь православная бабушка увидит эту тетку с крестами и кровью, то ей будет больновато, я думаю. Но вообще конечно, если была бы возможность что-то сказать исполнителю, то я бы попросила не делать черно-белого, не делать сильно вызывающих цветов, хотя я думаю, что на это сильно обращают внимание стрит-артеры, чтобы это было кричаще, заметно, чтобы можно было выделиться, то есть меня, конечно, привлекают веселые, но пастельные рисунки…

Любовь: и я за. Тоже живу в девятиэтажке панельной, рядом с которой есть несколько похожих девятиэтажек… и там стоит сейчас новостройка, вот она выделяется, она коричнево-белая. В моем доме тоже живут очень много бабулек. Такое (показывает на картинку с кровавой девочкой), конечно, будет шок. Мне, конечно, очень нравится, когда ломается пространство. Я только против чистых цветов…

Ольга: ой, у меня дополнение, если мы говорим о новостройках, то да, а если об историческом центре, то нет, конечно.

Анна: нет, в данном случае мы все же говорим про спальные районы. То, что за границей охраняемого исторического центра.

Любовь: только я еще за то чтобы дом органично смотрелся в окружающем его пространстве. Потому что если у меня у дома растут яблоня, черемуха, сирень под окном и будут какие-то… какие-нибудь такие (показывает на картинку с расписанной пятиэтажкой), то это конечно не очень будет… вот.

Анна: мне кажется это какие-то персонаж русских сказок.

Ольга: вот это персонажи русских сказок?

Анна: ну да, вот кощей, вот баба яга, а вот и что-то типа внучки… ну это мне так кажется.

Юлия: тебе очень кажется... (смех)

Анна: ну ладно. Так, перейдем еще непосредственно к Петербургу. Поговорили про наши места обитания и перейдем к Петербургу в целом. Как вы считаете, является ли Петербург какой-то уникальной площадкой для СА или он в принципе такой же, как другие города?

Ольга: как Нью-Йорк?

Анна: ну нет, давайте все же возьмем российские города… То есть Питер в этом плане уникален, именно как площадка, не касаясь самих работ, а именно как холст.

Марина: надо отталкиваться от количества спальных районов и вот этих домов одинаковых, там где можно это все рисовать…

Юлия: мне кажется, что Петербург надо в принципе рассматривать как исторический центр - отдельно, спальные районы – отдельно, так как они настолько отличаются… кардинально, как я думаю. Что лично для меня их в принципе нельзя смешивать. Лично для меня вот это центральный район, я считаю, что он должен быть неприкосновенен. Если изначально дом задуман пастельно-желтым, то он и должен быть пастельно-желтым, не надо ему на боку рисовать собачку какую-нибудь. Может это и гениальная мысль какая-нибудь. Но согласитесь, что эту собачку можно нарисовать точно так же на любом спальном доме, блочном… сильно не пострадает от этого идея художника.

Анна: у меня вопрос, конечно, так сформулирован… но изначально посыл был другой немножко посыл… то есть я имею ввиду то, что… я хотела спросить у вас то, что в центре Питера трафареты, наклейки вот такого плана (показываю на картинку двора на Литейном), именно то что есть оно как-то по особенному смотрится или ты можешь приехать, например, в Саратов, нарисовать там тоже самое и это будет смотреться так же? Или все-таки есть что-то особенно именно в Питере, что способствует тому, что восприятие наше меняется?

Любовь: Питер вообще уникальный город в нашей стране, все-таки такого второго нет. Если брать какой-нибудь Саратов или какую-нибудь Сибирь, да…

Анна: ну хорошо, давайте возьмем Москву, например…

Любовь: есть города, которые похожи один на другой и ты можешь просто не замечать в каком ты городе… там такие же дома, все одновременно застраивалось. А в Питере есть такие дворики, уголочки, в которые ты зашел и… да, на фасаде ты ничего не нарисуешь, это все же должно как-то отслеживаться, культурное наследие все-таки… вот. А когда ты заходишь во двор, то в принципе, если жильцы конечно напротив, то это только за, других таких дворов не будет, это все уникально… это единственное… Конечно это будет смотреться, все равно это Питер, причем когда приезжают люди… не зря город считается именно городом творческих людей. Художники подпитывают свои энергию, исторически так уже сложилось. И многие люди чувствуют себя так. Когда приезжаешь в другой город, там эти спальные районы будут по- другому смотреться, там все равно будут другие люди жить. Да мы все, конечно, одна страна, но… проблемы у людей разные. Уровень дохода разный… Москва-Питер и то когда ходишь по улицам видишь, что люди разные, что заботы у них разные. В Москве даже пришел сказал «Спасибо» за покупку, продавцы и то будут на тебя смотреть и думать, что ты не местный.

Ольга: это демонизация Москвы какая-то…

Любовь: нет, я не говорю, что там в Москве все очень плохо, это просто на живом примере…

Ольга: в Питере тоже такое бывает, это не специфика.

Любовь: ну все равно это два разных города.

Ольга: Аня, а повтори пожалуйста вопрос.

Анна: является ли Петербург какой-то уникальной площадкой для СА или...

Ольга: для создания СА или для восприятия?

Анна: в моей задумке для восприятия, но... в самом вопросе про это ничего не сказано.

Ольга: Ага, на мой взгляд есть специфика. Если мы говорим о том, что такие вещи можно чаще всего увидеть в спальных районах, то на самом деле это очень классно. Потому что все мы прекрасно знаем что у нас колоссальная разница между центром и спальными районами. И в частности художники наверняка тоже впитывают все это, вдохновляются и потом переносят на окраину, гепотетически, это одна здоровская черта, как мне кажется, а вторая... есть такой растространенный миф, ну или мне так попадалось, что Петербург это стареющий город, город пожилых людей... но ведь это же определяет специфику воприятия... ты ходишь, смотришь на этот старый город, на этих бабулек и дедулек, я вот сейчас просто на невском много времени провожу и вижу, что действительно по невскому ходит очень много пожилых людей...

Юлия: а мне кажется наоборот, что везде одна молодежь ходит, притом примерно моего возраста от 20 до 30...

Любовь: вы просто в разное время ходите..

Ольга: ну да, девчонки, вы может действительно ближе к вечеру ходите. Ну вот, и когда действительно ты впитываешь этот дух древности, а потом видишь эти всплески молодежных проявлений, то это действительно очень ярко. Я вот если думаю о Нью-Йорке, то он сам такой энергичный, молодой, какой-то воспринимается (хотя он конечно тоже не такой уж и молодой) и там вот СА вписывается вот в эту энергетику, а вот в Петербурге энергетика СА немного контрастирует с энергетикой самого Петербурга, классического. Такого древнего, классического, торжественного немножко, тихого... может быть немножко сумасшедшего, но по-достоевски сумасшедшего, не по-молодежному и тут вот эта молодежная энергетика. По-моему классно! Вот в этом по-моему уникальность!

Юлия: Поскольку я в целом, как уже раньше сказала, не так часто его вижу... в основном мне встречается вот это все одинаковое, то что хулиганский характер носит... мне чаще... вот особенно когда я в центре это вижу, то есть вот красивый старинный дом и на нем такая некрасивая клякса, это скорее неприятно. Мне жалко этот дом становится... А в целом... я их не часто вижу, поэтому у меня такой вопрос не возникает никогда.

Алиса: я в плане уникальности скажу, что да, Питер будет восприниматься как уникальная площадка даже за счет концентрации здесь... ну даже если в центре брать, то если приедешь, то ты намного больше увидишь... ну и вот эта уникальность этих подворотен... так что ты вроде идешь-идешь, заглянул в подворотню, а там бах и все стены непонятно чем исписаны-изрисованы, и ты можешь надолго остановиться посмотреть, что тут изображено и тебе это может понравится, а может и нет. Это конечно здорово, потому что если сравнивать с нашим городом... я вот так сейчас сидела... чего-то я даже не могу вспомнить ничего... не говоря уже о том, чтобы вспомнить что-то красивое, классное и интересное...

Любовь: трафареты есть в Архангельске. Очень много трафаретов.

Алиса: я вот кроме этих букв, тегов...

Ольга: ой, а можно мне добавить продолжая размышления Алисы?... Мне кажется, что это очень классная идея ведь всегда что-то необычное воспринимается еще более необычным за счет своей неожиданности и Питер был изначально построен как ожидаемый город. Почему вот линии, все разлиновано, ты ожидаешь, что если пройдешь прямо, потом налево, еще раз налево и еще раз налево, то ты окажешься в то же самой точке. Это не Москва где ты непонятно как будешь блуждать. Питер он действительно формировался как такой очень правильный город, выверенный... Вот и... когда в таком выверенном, правильном городе появляются такие протестующие, нелегальные, подпольные штучки, то это наверное тоже впечатляет еще больше если бы это было в каком-нибудь менее правильном городе.

Анна: то есть ты думаешь, что в твоем городе… ммм… это не выглядело бы так?

Ольга: в моем городе всегда можно было ждать неожиданностей из-за угла. Ну отличный же пример с этими дворами колодцами, когда ты заходишь, ожидаешь, что там стена, а она вся расписана.

Любовь: да, есть же двор тоже там где эти Битлз, лодка…

Анна: да, Пушкинская 10…

Марина: ну да, мне и кажется, что вся уникальность СА в Питере это вот эти подворотни… «Ты знаешь?!...» и это все передается из уст в уста и чтобы попасть в этот дворик Битлз, либо еще в какие-нибудь дворики интересные, где не только СА, а еще всякие из мозаики штуки делают, еще что-то…

Ольга: кстати да, получается, что вот эти художники, о которых Марина говорила, с прозрачными красками, они очень логичное продолжение этой идеи. Смотри, если специфика Питерского СА в том, что ты должен знать места, обладать информацией, какими-то связями, быть в этом сообществе чтобы зайти и увидеть, если например тот же Бэнкси он рисует на виду у всех, чтобы видели все на улице…

Марина: да это не дворик, который ты должен ЗНАТЬ, чтобы прийти и посмотреть…

Анна: с одной стороны да, ты должен знать, но с другой стороны… получается, что это больше характерно для центра, что ты должен знать, чтобы зайти и посмотреть…

Марина: ну да вот так ты не знаешь где и спрашиваешь «о, а где это?», вот даже те же саамы книжки… Я вот узнаю где это, я может быть даже туда и съезжу, посмотрю.

Юлия: если говорить о книжках, то это все-таки больше зависит от района. Если ты в этом районе бываешь, то ты знаешь, что это там есть. Я вот на Академке никогда не бываю, я не знаю что там есть.

Анна: то есть получается, что эта сакральность все-таки характерна для центра, а в спальных районах СА общедоступен?...

Ольга: но опять же, это же заказ, может быть это характерно для заказа, что это делается в общедоступном месте, а то что делается не по заказу делается в укромном месте и ты должен обладать связями чтобы туда попасть.

Анна: Может быть…

Алиса: Просто интереснее про центр говорить, потому что если взять СА в сальных районных, то он везде одинаково воспринимается и в Архангельске, и в Саратове, и в Москве. А вот уникальность центра как площадки… Так что в общем, ты можешь выделить центр Питера как уникальное пространство для СА.


[1]         Статья «Паблик-арт» на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA-%D0%B0%D1%80%D1%82, доступно на 13.01.13

 

[2]         Статья «Про Паблик-арт» на сайте http://partizaning.org/?p=2268, доступно на 13.01.13

 

[3]         Статья «Монументальное искусство и public art» на сайте http://www.33plus1.ru/Decor/Fine_Monumental_Art/ARTICLE/090215_Shugurov_Monumental_Public-art.htm, доступно на 13.01.13

 

[4]         Статья «Стрит-арт» на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82-%D0%B0%D1%80%D1%82, доступно на 13.01.13

 

[5]         Определение «Стрит-арт» на сайте http://www.lookatme.ru/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82-%D0%B0%D1%80%D1%82, доступно на 13.01.13

 

[6]         Статья «Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды» на сайте http://partizaning.org/?p=2490, доступно на 13.01.13

 

[7]         Определение «Граффити» на сайте http://www.onlinedics.ru/slovar/slang/g/graffiti.html, доступно на 13.01.13

 

[8]         Определение «Граффити» на сайте http://www.graffiti.su/graffiti_is/, доступно на 13.01.13

 

[9]         Статья «Граффити» на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%B8, доступно на 13.01.13

 

[10]        Статья «Граффити — искусство?» на сайте http://graffitimarket.ru/article/20322/, доступно на 13.01.13

 

[11]        Термин «тру-стайл» взят из лексикона одного из моих информантов, который является граффити-художником

[12]        Бомбер - другое название граффитчиков. Подробно об отличиях бомберов в статье «Бомберы и райтеры — кто они?!» на сайте http://xvatit.com/nichego-sebe/lessons-charisma-style/28670-bombery-i-rajjtery-kto-oni.html

[13]        Статья «Шепард Фейри, OBEY на сайте http://www.netlore.ru/show/post/3691, доступно на13.01.2013

[14]        «Пост-граффити» в тексте статьи «Пост-граффити», доступной по ссылке http://graphitic.ru/stati/3156/, представлено как наклейки и трафареты.

[15]        Статья «Стрит-арт» на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82-%D0%B0%D1%80%D1%82, доступно на 13.01.2013

[16]                Статья «Трафаретное граффити от «BLEK Le RAT»: проход сквозь стены» на сайте http://actual-art.ru/trafaretnoe-graffiti-ot-blek-le-rat-proxod-skvoz-steny/, доступно на 13.01.2013

[17]        Источник — документальный фильм о Blek Le Rat, на сайте http://www.creammag.ru/posts/art/street-art/dokumentalnyy-film-o-blek-le-rat/index.php, доступно на 13.01.2013

[18]        Статья «История стрит-арта» на сайте http://anysite.ru/publication/street-art, доступно на 13.01.2013

[19]        Статья «Бэнкси» на сайте http://www.lookatme.ru/wiki/%D0%91%D1%8D%D0%BD%D0%BA%D1%81%D0%B8, доступно на 13.01.2013

[20]        Статья «Правила жизни. Бэнкси» на сайте http://esquire.ru/wil/banksy, доступно на 13.01.2013

[21]        Статья «Стрит-арт как искусствоведческая проблема» на сайте http://shmandercheizer.livejournal.com/20232.html, доступно на 13.01.2013

[22]        Статья «Эпоха развитого вандализма» на сайте http://www.kommersant.ru/doc/1404520/print, доступно на 13.01.2013

[23]        Статья «Российский стрит-арт: развитие и недостатки», на сайте http://www.kreafish.ru/gallery/9, доступо на 13.01.2013

[24]        Статья «Российский стрит-арт: развитие и недостатки», на сайте http://www.kreafish.ru/gallery/9, доступо на 13.01.2013

[25]        Статья «В Великобритании вандалы закрасили граффити Бэнкси» на сайте http://fun.bibo.kz/266330-v-velikobritanii-vandaly-zakrasili-graffiti.html, доступно на 13.01.2013

[26]        Лефевр А. Социальное пространство. Журнал «Неприкосновнный запас» 2010, №2 (70), на сайте http://www.urban-club.ru/?p=125, доступно на 13.01.2013

[27]        Мошкин М. Тезисы доклада «Пространство как социальный продукт. Теория спатиализации Анри Лефевра», на сайте http://arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1574, доступно на 13.01.2013

[28]        Статья «Анри Лефевр» на сайте http://ru.knowledgr.com/00510437/%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8%D0%9B%D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80, доступно на 13.01.2013

[29]        Мошкин М. Тезисы доклада «Пространство как социальный продукт. Теория спатиализации Анри Лефевра», на сайте http://arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1574, доступно на 13.01.2013

[30] Статья «Публика» на сайте «Энциклопении и словари», см.ссылку http://enc-dic.com/postmodern/Publika-326/

[31] Nancy Fraser, “Rethinking the Public Sphere”, in Craig Calhoun (ed.), Habermas and the Public Sphere (Cambridge, MA: MIT Press, 1992)

[32]        Бурдье П. Социология социального пространства. СПб: Алетейя, 2005. С.53-54.

[33]        Там же. С.15.

[34]        Бурдье П. Социология социального пространства. СПб: Алетейя, 2005. С.16.

[35]        Сам термин «топология» заимствован П.Бурдье у технических наук, поскольку топология – раздел математики, изучающий топологические, наиболее общие, качественные свойства геометрических фигур

Большой Энциклопедический словарь: [сайт]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf.enc3p/295106

(дата обращения 27.01.2013).

[36]        Бурдье П. Социология социального пространства. СПб: Алетейя, 2005. С.48.

[37]        Там же. С.49.

[38]        Бурдье П. Социология социального пространства. СПб: Алетейя, 2005. С.49.

[39]        Там же. С.55.

[40]        Бурдье П. Социология социального пространства. СПб: Алетейя, 2005. С.55.

[41] Е.В.Тыканова. Автореферат «Стратегии и практики оспаривания городского пространства Санкт-Петербурга». Санкт-Петербург: СПбГУ, 2013.

[42]        Трубина Е. Видимое и невидимое в повседневности городов. Визуальная антропология. М: ООО «Вариант»,ЦСПГИ,2009. С.53

[43]        Волков В., Хархордин О. Теория практик, СПб: Издательство Европейского университета в СПб, 2008. С. 194

[44]        Там же. С. 197

[45]        Там же С. 197-200

[П1]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: