Методические указания 3 страница


Вариант 9

1. Установите объем и содержание понятия: Война.

2. Определите вид данных понятий по объему:

Шахматный турнир, Г.Каспаров, победитель межгалактических соревнований по шахматам.

3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Монарх Бурятии.

4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в разделительном смысле: Дети.

5. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?

Преступление, изъятие вещи.

6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера *:

Прибор, электрический прибор, чайник, утюг, утюг «Brawn», ложка.

       
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задачи):

 

 
8. Ограничьте и обобщите понятие: Конституция РФ.

9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:  

Барометр – метеорологический измерительный прибор.

10. Попробуйте дать определение данным понятиям:

Враг, стол.

11. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?

Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.

12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление):

Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную.

13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:

Музыкальный коллектив.

14. Определите тип суждения по характеру предиката:

Площадь Антарктиды почти вдвое больше территории России.

15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Оказанная любезность порождает любовь. (Бенджамин Франклин).

16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

Песни бывают застольными.

18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):

Ни один свидетель не дает правдивых показаний.

19. Переведите на символический язык сложное суждение:

Если научился знаниям в полной мере, не скрывай их от жаждущих научиться. Иначе знания потухнут без пользы, подобно горению светильника, заключенного в кувшин. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).

20. Постройте таблицу истинности формулы:

((А®С)Ù(ØВÚØА))®В;

21. Установите, является ли выражение логическим законом?

Ø(АÚВ)º(АÙВ)Ú(ØАÙØВ);

22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:

Вселенная не имела начала во времени и всегда пребывала в одном и том же состоянии.

23.* Правильно ли построено рассуждение?

Если человек совершил преступление, то он должен быть наказан. Если человек совершил проступок, то он должен быть наказан. Человек наказан. Значит, он совершил преступление или проступок.    

24. Какой из основных законов мышления нарушен?

Я не хочу сказать, что за истекший год наша секция ничего не делала. Вместе с тем я не возьму на себя смелость говорить, что секция что-нибудь делала (Из отчета).

25. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Киты не рыбы.

26. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Все королевы красоты имеют длинные волосы. Петров имеет длинные волосы. Значит, он - королева красоты.

27. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС. Определите характер вывода.

Лица, совершившие неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 166 УК РФ. Гр. Л. совершил неправомерное завладение автомобилем без цели хищения.

28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Все современные девушки стремятся одеваться модно. Профессор Иванов не стремится одеваться модно, так как профессор Иванов – не современная девушка.

29. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Ложь заслуживает презрения, так как она безнравственна.

30. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.

Этот поступок заслуживает уважения.

31. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

Если не ухаживать за зубами, то возникнет кариес; в этом случае, участки зубной эмали деминерализуются, и затем зуб разрушается.

32. Условно-категорический силлогизм.Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эту бутылку не выносили на мороз.

33. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам.

Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта.

34. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Однако пожар не мог возникнуть в результате стихийного бедствия.

35. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный).

Кража могла быть совершена либо Б., либо В.

36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Если преступление совершено вследствие стечения тяжелых личных (или семейных) обстоятельств, то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного. Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего, то это обстоятельство также признается смягчающим ответственность. Это преступление совершено вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего.

37. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.

В течение одних суток в городе зафиксировано несколько случаев заболевания бруцеллезом. Выяснение причин появления этого заболевания показало, что в составе меню каждого больного была рыба. По-видимому, рыба и явилась причиной заболевания.

38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.

39. * Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

Россияне стали жить лучше.

40.* Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.

Все врачи – классные специалисты.

41.* Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).

Преступность.

 

 


Вариант 10

1. Установите объем и содержание понятия: Юрист.

2. Определите вид данных понятий по объему:

Кодекс; Уголовный кодекс РФ; Кодекс о детях РФ.

3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Отклик.

4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в разделительном смысле: Книга.

5. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?

Книга, библиотека.

6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера *:

Число, 75, целое число, положительное число, четное число.

       
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задачи):

 

 
8. Ограничьте и обобщите понятие: Телевизор.

9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:  

Медицина – наука, изучающая человеческие болезни

10. Попробуйте дать определение данным понятиям:

Стул; квадрат.

11. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?

Люди делятся на веселых и глупых.

12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление):

Политические институты делятся на государственные и негосударственные.

13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:

Субъекты права.

14. Определите тип суждения по характеру предиката:

Инопланетяне не существуют.

15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Ответственное отношение к делу очень тесно связано с уверенностью в себе.

16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

Кроликов в Австралии не было.

17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

Древние греки изобрели Олимпийские игры.

18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):

Все пошли за ним.

19. Переведите на символический язык сложное суждение:

Если смотреть на людей радостными глазами, то даже ранее незнакомые люди станут относиться к тебе как близкие родственники. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).

20. Постройте таблицу истинности формулы:

Ø(АÙВ)Ú(С®(ВÚА));

21. Установите, является ли выражение логическим законом?

(А®(В®С))º(В®(А®С));

22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:

Если предприятия соперничают, то они от этого выигрывают.

23.* Правильно ли построено рассуждение?

Если Джон ляжет сегодня поздно, он будет утром в отупении. Если он не ляжет поздно, то ему будет казаться, что не стоит жить. Следовательно, или Джон будет завтра в отупении, или ему будет казаться что не стоит жить.

24. Какой из основных законов мышления нарушен?

В одной из статей молодых ученых, посвященных восточной медицине, промелькнула мысль о том, что западная медицина себя изжила.

25. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Ни один студент юридического факультета не изучает теоретическую механику.

26. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Во всех дореволюционных книгах есть буква i. Некоторые книги в моей библиотеке дореволюционного издания. Значит, некоторые мои книги содержат букву i.

27. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС. Определите характер вывода.

Статья 145 УК распространяется на лиц, виновных в открытом похищении личного имущества граждан. Однако, Н. не виновен в открытом похищении личного имущества.

28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Иванов имеет право на труд, потому что он гражданин РФ, а все граждане РФ имеют право на труд.

29. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Н. болеет аллергией, поэтому ему запрещено сладкое.

30. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.

Современная молодежь мало читает.

31. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

Если поставить ртутно-амальгамовую пломбу, то токсические материалы будут поступать в организм, а через некоторое время будут проблемы с почками.

32. Условно-категорический силлогизм.Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Если высказывание не подтверждено фактами, оно не убедительно. Ваше высказывание не подтверждено фактами.

33. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам.

Суд оставляет иск без рассмотрения, если иск предъявлен недееспособным лицом.

34. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Лекция может быть содержательной или занимательной. Эта лекция содержательная.

35. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный).

Потеряв меня сударь, она либо умрет от печали, либо умрет с голоду. (М.Ю.Лермонтов).

36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Несколько лет назад Британское адмиралтейство обратилось к министру финансов с просьбой выделить 18 шиллингов в месяц на питание кота, охраняющего документы от мышей. Министр ответил так: Если в адмиралтействе есть мыши, то деньги на пропитание не нужны, поскольку он может питаться мышами. Если мышей нет, то деньги тоже не нужны, поскольку незачем держать кота».

37. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.

Около ста лет назад впервые было описано заболевание овец и крупного рогатого скота, распространенное только в определенных местностях Шотландии. Животные теряли аппетит, у них быстро развивалась слабость, истощение; они с трудом держались на ногах и быстро погибали. Долгое время искали причину заболевания и способы лечения животных пока не обратили внимание на то, что заболевшие овцы и коровы выздоравливали, как только им добавляли в пищу кору осиновых деревьев. Выяснилось, что кора осины содержит кобальт, а в районах, где животные болеют этой болезнью, трава и вода бедны кобальтом. Стали делать добавки кобальта в корм – болезнь исчезла. Следовательно, кобальт в составе пищи животных занимает значительное место.

38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.

39. * Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

Некоторые студенты используют время на занятиях нерационально.

40.* Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.

Все студенты – серьезные люди.

41.* Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).

Ответственность.


Вариант 11

1. Установите объем и содержание понятия: Университет.

2. Определите вид данных понятий по объему:

Улан-Удэ; 100 км; Расстояние в 100 кг.

3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему:. Преступность.

4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в разделительном смысле:

Лекция по логике.

5. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?

Книга, учебник.

6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера *:

Велосипед, двухколесный велосипед, трехколесный велосипед, детский велосипед, спортивный велосипед.

       
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задачи):

 

 
8. Ограничьте и обобщите понятие:

Президент Бурятии.

9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:  

Железные дороги есть средства сообщения людей между собой.

10. Попробуйте дать определение данным понятиям:

Портфель, любовь.

11. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?

Церкви делятся православные и католические, высокие и низкие.

12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление):

Негосударственные политические институты делятся на партийные и непартийные.

13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:

Городской транспорт.

14. Определите тип суждения по характеру предиката:

Индивидуализм А.Швейцера отмечали многие исследователи.

15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Одно из главных возражений против использования ископаемых остатков для доказательства эволюции – отсутствие непрерывности в палеонтологической летописи.

16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

Мертвые организмы быстро разлагаются.

17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

Кроликов в Австралии не было.

18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):

Никто не пошел за ним.

19. Переведите на символический язык сложное суждение:

Не покупай кота в мешке, если тебе не нужен мешок.

20. Постройте таблицу истинности формулы:

((АºВ)Ú(С®А))®(ØАÚС);

21. Установите, является ли выражение логическим законом?

((А®В)Ù(В®С))®(А®С);

22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:

Иванов – выдающийся писатель или поэт.

23.* Правильно ли построено рассуждение?

Заработная плата возрастет, только если будет инфляция. Если будет инфляция, то увеличится стоимость жизни. Заработная плата возрастет. Следовательно, увеличится стоимость жизни.

24. Какой из основных законов мышления нарушен?

Речь адвоката в суде: «Чем отчетливее выявляется стремление Бердникова к тому, чтобы Туркина ушла с завода, тем меньше остается оснований обвинять его в понуждении к сожительству, используя ее служебную зависимость. Ведь с уходом Туркиной с завода исчезает ее служебная зависимость. Бердников теряет единственный способ воздействия на нее. Признав, что Бердников выживал Туркину с завода – а не признать это невозможно, - прокурор понимает, что это означает признать установленным, что Бердников сознательно лишал себя средств понуждения».

25. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Многие страны Африки завоевали политическую независимость.

26. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Во всех дореволюционных книгах есть буква i. Некоторые книги в моей библиотеке содержат букву i. Значит, некоторые мои книги дореволюционного издания.

27. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС. Определите характер вывода.

Каждый из участников общей долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. В. – участник общей долевой собственности.

28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. Данная доверенность недействительна, потому что в ней не указана дата ее совершения.

29. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Все преступники должны быть наказаны за совершенное зло, а Н. – преступник.

30. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.

Конфуций – великий философ.

31. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

Если гнев становится привычным состоянием, какими бы образованными, богатыми или могущественными мы ни были, - люди все равно начнут просто-напросто избегать нас. В этом случае нам грозит одиночество.

32. Условно-категорический силлогизм.Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Если цены возрастут, то политическая ситуация обострится. Цены возросли.

33. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам.

Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет.

34. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Простые суждения могут быть единичными, общими или частными. Это суждение не единичное и не частное.

35. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный).

Либо я должен отправиться на войну и отомстить фашистам за брата, либо остаться с матерью, у которой я единственная опора.

36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Если партия характеризуется в СМИ как экстремистская, то ее регистрация по закону не допускается, если представленная информация подтвердится. Данная партия была зарегистрирована.

37. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.

Если стрессовая ситуация имеет выход, то она не влияет сильно на жизнь и здоровье живых существ. Это показал опыт, проведенный над крысами. Две группы крыс подвергали ударам электрическим током. Общее количество ударов было одинаковым. При этом у крыс из первой группы была возможность найти выход из клетки, в которой проводились опыты. А у крыс из второй группы выхода не было. Крысы второй группы быстро погибли, а первой - остались живы.

38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.

39.* Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

Некоторые студенты этой группы недисциплинированны.

40.* Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.

Россияне стали жить лучше.

41.* Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).

Красота.

 


Вариант 12

1. Установите объем и содержание понятия: Народ.

2. Определите вид данных понятий по объему:

Писатель; А.П.Чехов; автор миллиона романов.

3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Военнообязанный.

4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в разделительном смысле:  Праздник.

5. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?

Книга, пособие.

6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера *:

Кошка, домашнее животное, животное семейства кошачьих, тигр, корова, дикое животное.

       
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задачи):

 

 
8. Ограничьте и обобщите понятие: Следователь.

9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:  

Историк – человек, изучающий историю.

10. Попробуйте дать определение данным понятиям:

Карандаш, свекла.

11. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?

Свет делится на искусственный, голубой и лунный.

12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление):

По степени юридической завершенности договора делятся на основные и предварительные.

13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:

Художественное произведение.

14. Определите тип суждения по характеру предиката:

Трудности неизбежны.

15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Конституция Республики Бурятия принята Верховным Советом РБ 22 февраля 1994 г.

16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

Никто не станет разыскивать скрытых добродетелей.

17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

Приятная улыбка наполняет сердце радостью.

18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):

Все студенты нашей подгруппы хорошо разбираются в логике.

19. Переведите на символический язык сложное суждение:

Кто хочет что-нибудь сделать, находит средства. Кто не хочет ничего делать, тот находит оправдание.

20. Постройте таблицу истинности формулы:

(С®(АÚВ))Ù((ВÙС)®А);

21. Установите, является ли выражение логическим законом?

(А®(В®С))º((АÙВ)®С);

22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:

Если мне дадут отпуск летом, то я поеду к морю или буду работать на даче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: