Методические указания 7 страница

Дзюдо, каратэ.

6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера *:

Февраль, сентябрь, зимний месяц, летний месяц, календарный месяц

       
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задачи):

 

 
8. Ограничьте и обобщите понятие: Кодекс.

9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:  

Засуха – период, в течение которого практически не выпадает дождей.

10. Попробуйте дать определение данным понятиям:

Дверь, кодекс.

11. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?

Это произведение помогло мне лучше понять жизнь бурятского народа и поставило на новую ступень исторического развития бурятскую литературу

12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление):

Производство может быть рентабельным или нерентабельным.

13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:

Очки.

14. Определите тип суждения по характеру предиката:

Некоторые знаки не имеют значения.

15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Ресурсная основа жизни северных народов резко подорвана.

16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

Киты – млекопитающие.

17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

Дельфины – друзья человека.

18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):

Ни один студент нашей группы не поет.

19. Переведите на символический язык сложное суждение:

Никогда не мсти другим за причиненное тебе ранее зло. Примешь на себя новый грех, если хотя бы один раз ответишь даже на сотню совершенных против тебя зол. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).

20. Постройте таблицу истинности формулы:

Ø(АÙВÚС)º(ØАÚØС);

21. Установите, является ли выражение логическим законом?

((АÚВ)ÚС)®(АÚ(ВÚС));

22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:

Если человек честный, то он бедный.

23.* Правильно ли построено рассуждение?

Если бухта замерзла, то суда не смогут в нее входить. Тогда я опоздаю на деловую встречу с партнерами и сделка не состоится. Значит, если я сделка состоялась, то бухта не замерзла.

24. Какой из основных законов мышления нарушен?

- Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
– Нет и не существует.
– Это ваше убеждение?
– Да.
– Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.
Все в комнате улыбнулись и переглянулись.

25. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Некоторые военнослужащие – связисты.

26. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Закон исключенного третьего – закон мышления. Закон исключенного третьего впервые сформулирован Аристотелем. Значит, некоторые законы мышления впервые сформулировал Аристотель.

27. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС. Определите характер вывода.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей. Р. не лишена родительских прав.

28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

У всех мух по два крыла, это насекомое – не муха, так как у этого насекомого – нет крыльев.

29. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Все преступники – люди, а некоторые люди заслуживают уважения.

30. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.

Честность помогает в жизни.

31.Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

Если нервная система человека страдает, то страдают и другие системы человека (эндокринная, пищеварительная и т.д.). В этом случае может развиться болезнь какого-нибудь органа.

32. Условно-категорический силлогизм.Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Если студент-бюджетник учится на «отлично», то он получает повышенную стипендию. Этот студент-бюджетник не учится на отлично.

33. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам.

Если люди работают в несплоченной группе, то они склонны к пассивности.

34. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Велотренажеры бывают на ремнях или на магнитах. Этот тренажер на ремнях.

35. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный).

Он лжет или говорит правду.

36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Если людям свойственно повышенное самосознание, то они проявляют достаточно большое соответствие между своими высказываниями о ситуации и своими действиями в ней. Если у людей вызвали повышенное самосознание, то они тоже проявляют достаточно большое соответствие между своими высказываниями о ситуации и своими действиями в ней. У этих людей не проявляется соответствие между высказываниями и делами.

37. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.

Талая вода удивительно благотворно влияет на рост живых существ. Подопытные цыплята, которых поили талой водой, прибавляли в весе вдвое быстрее, чем их братья, пьющие обычную воду.

38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.

39. * Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

Люди весьма почтенного возраста нуждаются в заботе.

40.* Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.

На любой простой вопрос достаточно простого ответа.

41.* Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).

Благородство.








Вариант 24

1. Установите объем и содержание понятия: Монарх.

2. Определите вид данных понятий по объему:

Млечный Путь; самая удаленная звезда во Вселенной; черная дыра.

3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему).

Созвездие Большой медведицы

4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в разделительном смысле: Семья.

5. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?

Вкусное, невкусное.

6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера *:

Дерево, тополь, вечнозеленое дерево, сосна, растение, фиалка.

       
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задачи):

 

 
8. Ограничьте и обобщите понятие: Закон РФ.

9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:  

Утвердительное суждение – это суждение, в котором что-либо утверждается.

10. Попробуйте дать определение данным понятиям:

Сигнал, автобус.

11. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?

Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные

12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление):

Год делится на четыре сезона.

13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:

Часы.

14. Определите тип суждения по характеру предиката:

Москва больше Рязани.

15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Пятна азональной пустыни имеются в таежной полосе Забайкалья.

16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

Студенты иногда опаздывают на занятия.

17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

Киты – млекопитающие.

18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):

Все книги интересны.

19. Переведите на символический язык сложное суждение:

Хотя и другие подстраивают, не лезь как собака, в грешное дело. Кто-нибудь разве выпьет расплавленный чугун, если скажут, что это вкусно. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).

20. Постройте таблицу истинности формулы:

(АÙВÚС)®(АÚØС);

21. Установите, является ли выражение логическим законом?

((АÙВ)ÙС) ®(АÙ(ВÙС));

22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:

Если человек богат, то он счастлив.

23.* Правильно ли построено рассуждение?

Если я стану консультантом, а Сидоров – нет, то тогда я буду проверять задачи у Сидорова. Если я, проверяя задачи у Сидорова, не допущу ошибок, то мне поставят зачет. Значит, если я стану консультантом, то мне поставят зачет.

24. Какой из основных законов мышления нарушен?

Один торговец занимался продажей копий и щитов и нахваливая свои щиты кричал: «Вот самые крепкие щиты, ничто не сможет пробить их!» Тут же, расхваливая свои копья, он говорил: «Эти копья пробивают что угодно». Один из прохожих, услышав его слова, спросил: «А что будет, если попытаться проткнуть твой щит твоим же копьем?».

25. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Всякий закон является нормативно-правовым актом.

26. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Все рабовладельческие государства являются диктатурой рабовладельцев. Государство Древнего Рима было рабовладельческим. Значит, государство Древнего Рима являлось диктатурой рабовладельцев.

27. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС. Определите характер вывода.

Супруги должны материально поддерживать друг друга. О. и П. – супруги.

28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Иванов обязан давать правдивые показания, так как все свидетели обязаны давать правдивые показания, а Иванов – свидетель.

29. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Простой категорический силлогизм строится из двух простых посылок, а это рассуждение не строится из двух простых посылок.

30. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.

Курумканские горы трудны для восхождения.

31.Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

У ребенка будет формироваться спонтанное доброжелательное отношение к среде, если он уверен в доброжелательности окружающей среды. В этом случае ребенок вырастает уверенным в себе и доброжелательным человеком.

32. Условно-категорический силлогизм.Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Если сильно человек голоден, то он не в состоянии работать в полную силу. Этот человек не в состоянии работать в полную силу.

33. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам.

Одобрение обесценивается, если становится постоянным.

34. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Война может быть справедливой или несправедливой. Война в Ираке – несправедливая.

35. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный).

Он говорит то, что он сам думает или то, что от него хотят услышать.

36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Если Элен не удастся написать серьезный роман, она потратит много сил без всякой отдачи. Если не будет иметь успеха, то она потратит много сил без отдачи. Силы Элен потратила не напрасно.

37. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.

Собаки, которые обучились чувству беспомощности (они не могли избежать удара электротоком), не проявляли инициативу в тех случаях, когда могли избежать наказания. Собаки, которые обучились контролировать ситуацию (они удачно увертывались от первых ударов током), легко адаптировались к новым условиям.

38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.

39. * Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

Юристам необходимы навыки аргументации.

40.* Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.

Все нечетные числа - простые.

41.* Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).

Искусство аргументации.

 


Вариант 25

1. Установите объем и содержание понятия: Кража.

2. Определите вид данных понятий по объему:

Основатель логики; человек, внесший значительный вклад в развитие логики; Джон Стюарт Милль.

3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему): Сила.

4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом - в разделительном смысле: Часы.

5. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?

Варежки; шарф.

6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера *:

Орудие преступления, нож, холодное оружие, пистолет.

       
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задачи):

 

 
8. Ограничьте и обобщите понятие: Спутник Земли.

9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:  

Астроном – ученый, изучающий звезды.

10. Попробуйте дать определение данным понятиям:

Ремонт, воспитание.

11. Соблюдены ли правила деления в примере, а если - нет, то какие правила нарушены?  

Видами искусства являются художественная литература, музыка, скульптура, архитектура и портретная живопись

12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление):

Простые суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные.

13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»: Преступление .                                                                           

14. Определите тип суждения по характеру предиката:

Государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей.

15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Справедливость – это высшая ценность социальных институтов.

16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

Некоторые знаки не имеют значения.

17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

Студенты иногда опаздывают на занятия.

18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):

 Все больные плохо себя чувствуют.

19. Переведите на символический язык сложное суждение:

С бессознательной грубостью, собственным нахальством не действуй никогда. Если будешь поступать как обезумевший слон, ты повредишь либо себе, либо другим. (Зерцало мудрости).

20. Постройте таблицу истинности формулы:

(АÙØВÚС)º(ØАÚØСÙВ)

21. Установите, является ли выражение логическим законом?

((А®В)Ù(В®С))®(А®С);

22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:

Кто много читает, тот много знает.

23.* Правильно ли построено рассуждение?

Если число четное и не 2, то оно не простое. Значит, если число простое, то оно нечетное.

24. Какой из основных законов мышления нарушен?

- Значит, это самая новая ткань?
– Только вчера получил, прямо с фабрики!
– А она не линючая?
– Да что вы! Больше месяца висела на витрине, и ничего ей не сделалось!

25. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Граждане РФ имеют право на образование.

26. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Некоторые студенты – спортсмены. Иванов – студент. Значит, он – спортсмен.

27. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС. Определите характер вывода.

Некоторые студенты не умеют учиться. С. – студент.

28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Некоторые животные питаются мясом, так, например, волк питается мясом и волк – животное.

29. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Духовные проповеди важны, так как они обращают внимание человека на необходимость нравственного совершенствования.

30. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.

К. не может быть избран Президентом РФ.

31. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

Если взрослые при воспитании ребенка применяют агрессию, то ребенок перенимает ее как модель поведения по отношению к другим детям. В этом случае ребенку трудно научиться доброжелательному поведению.

32. Условно-категорический силлогизм.Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Человек будет наказан, если его участие в преступлении будет доказано. Смит наказан.

33. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам.

Если за человеком во время работы наблюдают, то он старается работать хорошо.

Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

34. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

В иракской войне победить могли сторонники Саддама Хусейна или сторонники Джоржа Буша. Победили сторонники Джорджа Буша.

35. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный).

Он добрый или расчетливый.

36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Если С. добрый, то он поможет этим беднягам. Если его убедить в его доброте, то он поможет этим несчастным. С. не помог этим несчастным.

37. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.

Бегуны на беговой дорожке университета Калифорнии в Санта-Барбаре, пробегая мимо женщины, сидящей на траве, увеличивали скорость – если она сидела лицом к ним, а не спиной.

38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.

39. * Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.

Некоторые первокурсники не стремятся к знаниям.

40 * Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.

Ни одно животное не понимает слов.

41 * Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).

Общение с природой.

 






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

 

Тема 1. Понятие. Содержание и объем понятия. Виды понятий

Теория к задачам 1-4: Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или  явления в их наиболее общих и существенных признаках. Понятие следует отличать от представления (формы чувственного познания), в котором предметы даются нам во множестве несущественных признаков. Понятие «дерево» отражает общие и существенные признаки для всех деревьев: «растение», «имеющее ствол, корни и крону». А в представлении деревья могут быть высокими и низкими, с листьями и без; березами, осинами и т.д.

Содержание понятия – это мыслимые в понятии общие и существенные признаков предметов. Например, в содержание понятия «столица» входят следующие признаки: «город», «административный, политический, культурный центр страны».

Объем понятия – это охватываемые им предметы мысли. В объем понятия «столица» входят все столицы.

По объему понятия делятся на единичные, общие, пустые и неопределенные. Единичные понятия – это понятия, объем которых состоит из одного элемента /например: «Москва», «Пушкин А.С.»/; общие понятия – это понятия, объем которых состоит из двух и более элементов /«планета», «река»/; пустые понятия – это понятия, объем которых является пустым множеством, т.е. не содержит ни одного предмета из универсума рассуждения /«водяной», «вечный двигатель»/; неопределенные понятия – это понятия, объем которых не установлен /«инопланетянин»/.

По содержанию понятия делятся на конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, собирательные и несобирательные (разделительные). Конкретные – в них мыслятся предметы или явления как внешнего мира (реальные), так и внутреннего мира человека (идеальные), обладающие относительной самостоятельностью существования /«стол», «преступление», «память»/. Абстрактные – в них мыслятся свойства или отношения между предметами и явлениями, не существующие самостоятельно без самих предметов /«твердость», «успеваемость», «дружба»/. Положительные – понятия, в содержании которых указывается на наличие у предметов мысли признаков /«любовь», «ненависть, «неряха»/. Отрицательные – понятия, в содержании которых указывается на отсутствие признаков у предметов /«независимость», «неметалл»/. Относительные – понятия, в которых предмет мысли предполагает существование другого, содержит в себе ссылку на другой предмет мысли /«родители»-«дети», «левый»-«правый»/. Безотносительные не содержат в себе ссылку на другие предметы мысли /«человек»/. Собирательные – это понятия, каждый элемент объема которых представляет собой множество однородных предметов, мыслимых как единое целое /«народ», «законодательство», «прокуратура»/. Несобирательные (разделительные) – это понятия, элементами объема которого являются отдельные предметы /«ручка», «факультет», «закон»/.

Одни и те же понятия в разных суждениях могут употребляться как в собирательном (когда о предметах мысли говорится обобщенно: о всех, но не о каждом), так и в разделительном смыслах (когда нечто утверждается или отрицается о всех предметах объема и о каждом).

Задача 1: Установите объем и содержание понятий:

Пример: «Право».

Решение: Содержание понятия «право» – «совокупность норм поведения людей, установленная или санкционированная государством, обеспеченная принудительной силой государственных органов». Объем понятия «право» – все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем; например: римское, советское, современное российское право и т.д.

Задача 2: Определите вид данных понятий по объему.

Пример: «Прокурор», «премьер-министр РФ», «кандидат театральных наук».

Решение: «Прокурор» - общее, «премьер-министр РФ» - единичное, «кандидат театральных наук» - пустое.

Задача 3: Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

Пример: «Галактика».

Решение: Конкретное, положительное, безотносительное, собирательное, общее.

Задача 4: Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом – в несобирательном смысле.

Пример: «Артисты театра».

 Решение: «Артисты театра получают небольшую зарплату» – данное понятие употребляется в предложении в собирательном смысле, потому что говорится обо всех артистах театра обобщенно, но не о каждом.

    «Артисты театра – люди искусства» – в разделительном смысле, потому что речь идет о каждом артисте театра.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: