Цель: определить секреторную и кислотообразующие функции желудка.
Оснащение:
- резиновые перчатки;
- стерильный желудочный зонд;
- полотенце;
- капустный отвар, подогретый до 39—40°С;
- стерильный шприц в лотке;
- зажим;
- кипяченая вода;
- штатив с 10 пробирками, пронумерованными от 0 до 9;
- резервная емкость для остатков желудочного содержимого, пробного завтрака;
- часы;
- бланк-направление в клиническую лабораторию;
- лоток для отработанного материала.
Обязательные условия: проводить процедуру утром натощак;
- приготовить капустный отвар накануне вечером по следующей рецептуре: 0,5 кг капусты + 0,5 л воды кипятить 0,5 часа после закипания, затем настоять 0,5 часа и процедить.
Этапы | Обоснование | ||
Подготовка к процедуре | |||
1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход процедуры, получить согласие. | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре. | ||
2. Подготовить необходимое оснащение. Выписать направление в клиническую лабораторию. | Обеспечение четкости выполнения процедуры. | ||
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. | ||
4. Усадить ребенка. Измерить зондом расстояние от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка. Сделать метку на зонде. | Определение расстояния до желудка. | ||
Выполнение процедуры
| |||
5. Взять зонд правой рукой на расстоянии 10 - 15 см от «слепого конца», а левой рукой поддерживать его свободный конец. Смочить «слепой конец» зонда кипяченой водой методом полива. | Облегчение введения зонда. Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка. | ||
6. Предложить ребенку открыть рот и положить «слепой конец» зонда по средней линии на корень языка. Предложить ребенку закрыть рот, глубоко дышать носом и делать глотательные движения. Во время глотательных движений ввести зонд до метки. Примечание: если ребенок во время введения зонда начал кашлять, задыхаться, немедленно извлечь зонд. | Во время глотательных движений зонд легче продвигается в желудок. Признаки попадания зонда в дыхательные пути. | ||
7. Завести зонд за зубы указательным пальцем правой руки. | Профилактика рвоты. | ||
8. Попросить ребенка сжать зубы и не разжимать их до конца зондирования. | Открытие рта ведет к попаданию зонда на корень языка и появлению рвотного рефлекса. | ||
9. Дать полотенце и попросить сплевывать в него слюну в течение всего времени проведения процедуры. | Слюна имеет щелочную реакцию, а в желудке среда кислая, следовательно, при попадании слюны в желудок происходит реакция нейтрализации и цифры кислотности желудочного сока занижаются. | ||
10. Опустить свободный конец зонда в 0 пробирку и собрать в нее остатки желудочного содержимого. Примечание: при большом его количестве - использовать дополнительную емкость. | Обеспечение достоверности результатов. | ||
11. При прекращении истечения остатков желудочного содержимого (определяется по исчезновению мутности, различных примесей) наложить зажим или завязать зонд на 15 минут. Через 15 минут снять зажим (развязать зонд) собрать желудочный сок с помощью шприца в 1 пробирку. Вновь наложить зажим (завязать зонд) на 15 минут, после чего снять его и собрать желудочный сок в пробирку 2. Аналогично собрать желудочный сок в пробирки 3 и 4. | Сбор 4-х фракций базального секрета за 1 час с целью определения дебит-часа соляной кислоты в нем. | ||
12. Ввести в желудок через зонд с помощью шприца теплый пробный завтрак (капустный отвар) и завязать его на 15 минут. Примечание: количество капустного отвара определяется по формуле N х 10, где N - число лет ребенка. | Стимуляция секреции желудочного сока. Теплый раствор лучше всасывается. | ||
13. Через 15 минут развязать зонд и собрать в пробирку 5 остатки пробного завтрака. После их истечения наложить зажим на зонд на 15 минут. | |||
14. Через 15 минут снять зажим (развязать зонд) и собрать желудочный сок с помощью шприца в 6 пробирку. Вновь наложить зажим (завязать зонд) на 15 минут, после чего снять его и собрать желудочный сок в пробирку 7. Аналогично собрать желудочный сок в пробирки 8 и 9. | Сбор 4-х фракций стимулированного секрета за 1 час с целью определения дебит-часа соляной кислоты в нем. | ||
15. Быстрым движением извлечь зонд из желудка через полотенце. Поместить зонд в лоток. | Профилактика рвоты. Механическая очистка зонда. | ||
Завершение процедуры
| |||
16. Весь использованный инструментарий подвергнуть дезинфекции. | Обеспечение инфекционной безопасности. | ||
17. Снять перчатки. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. | ||
18. Организовать транспортирование полученного материала (в биксе) в лабораторию с направлением не позднее 2 часов после сбора. | Обеспечение достоверности результатов исследования. |