Цель: - определить тип дискинезии желчевыводящих путей;
- обнаружить лямблии, описторхи.
Оснащение:
- резиновые перчатки;
- стерильный дуоденальный зонд с оливой;
- полотенце;
- 33% раствор сернокислой магнезии, подогретый до 39-40°С;
- стерильный шприц в лотке;
- кипяченая вода;
- штатив с 7 промаркированными пробирками:
А — 1 шт.;
В — 5 шт.;
С — 1 шт.;
- набор резервных пробирок;
- грелка, заполненная теплой водой и обернутая полотенцем или пеленкой, сложенной в 4 слоя;
- емкость для сбора желудочного содержимого в ходе продвижения зонда в 12-перстную кишку;
- часы;
- бумага, ручка для фиксирования времени;
- бланк-направление в клиническую лабораторию;
- лоток для отработанного материала.
Обязательное условие: проводить процедуру утром натощак.
Этапы | Обоснование | ||
Подготовка к процедуре | |||
1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие. | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре. | ||
2. Подготовить необходимое оснащение. Выписать направление в лабораторию. | Обеспечение четкости выполнения процедуры. | ||
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности. | ||
4. Усадить ребенка. Сделать первую метку на зонде, измерив зондом расстояние от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка. Сделать вторую метку на зонде, измерив, расстояние от конца мечевидного отростка до пупка + 2 см. | Определение расстояния до желудка. Определение расстояния до 12-перстной кишки. | ||
Выполнение процедуры
| |||
5. Взять зонд правой рукой на расстоянии 10 - 15 см от «слепого конца», а левой рукой поддерживать его свободный конец. Смочить «слепой конец» зонда кипяченой водой методом полива. | Облегчение введения зонда. Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка. | ||
6. Попросить» ребенка открыть рот и положить «слепой конец» зонда по средней линии на корень языка. Предложить ребенку закрыть рот, глубоко дышать носом и делать глотательные движения. Во время глотательных движений ввести зонд до первой метки. Примечание: если ребенок во время введения зонда начал кашлять, задыхаться, немедленно извлечь зонд. | Предупреждение возникновения рвотных движениий. Во время глотательных движений зонд легче продвигается в желудок. Признаки попадания зонда в дыхательные пути. | ||
7. Для дальнейшего продвижения оливы с зондом ребенку предлагают спокойно походить 20 минут, заглатывая зонд до 2-ой метки. Когда 2-я метка достигает резцов – олива в 12-перстной кишке. Уложить ребенка на правый бок на валик и грелку, обернутую полотенцем, с t воды 40ºC. Свободный конец зонда опустить в заранее подготовленную чистую емкость. | Продвижение зонда в 12-перстную кишку происходит под действием силы тяжести оливы и с помощью перистальтики желудка. | ||
8. Завести зонд за зубы указательным пальцем правой руки. | Профилактика рвоты | ||
9. Попросить ребенка сжать зубы и не разжимать их до конца зондирования. | Открытие рта ведет к попаданию зонда на корень языка и появлению рвотного рефлекса. | ||
10. При появлении в емкости секрета светло-желтого цвета поместить свободный конец зонда в пробирку А и собрать кишечную порцию (до ее прекращения или изменения цвета). | Изменение цвета порции А происходит в случае очень слабого тонуса сфинктера Одди, когда без дополнительных мероприятий начинает истекать порция В из желчного пузыря. | ||
11. С помощью шприца ввести через зонд теплый раствор сернокислой магнезии в количестве 20-30 мл. | 33% раствор сернокислой магнезии раздражает, способствует открытию сфинктера Одди и стимулирует сокращение желчного пузыря. | ||
12. Зафиксировать время ее введения. | Время введения сернокислой магнезии - это время отсчета для определения времени открытия сфинктера Одди. | ||
13. Подняв свободный конец зонда вверх, зажать его на 1-2 минуты. | Создание условий для прохождения и действия раствора сернокислой магнезии. | ||
14. Разжать зонд и опустить его свободный конец в первую пробирку порции В. Зафиксировать на бумаге время появления и окончания порции В. | Отрезок времени, прошедший с момента введения магнезии до появления порции В, соответствует времени открытия сфинктера Одди. | ||
15. Собирать «пузырную» порцию В по 5 минут в четыре пробирки, в пятой пробирке оставить зонд до изменения цвета желчи. Примечание: при большом количестве порции В добавить для ее сбора резервные пробирки. Измерить объем порции В. | •Определение равномерности истечения по сравнению уровней желчи в пробирках. Изменение цвета свидетельствует о появлении печеночной порции С. | ||
16. Зафиксировать время появления печеночной порции С. Перенести зонд в пробирку С. | Время, прошедшее с момента появления порции В до изменения ее цвета, равно времени истечения порции В. | ||
17. Собрать 5-10 мл печеночной порции С. | Достаточное количество для исследования. | ||
18. Быстрым движением извлечь зонд через полотенце. | Профилактика рвоты. | ||
19. Поместить зонд в лоток. | Механическая очистка зонда. | ||
Завершение процедуры
| |||
20. Весь использованный инструментарий подвергнуть дезинфекции | Обеспечение инфекционной безопасности. | ||
21. Снять перчатки. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. | ||
22. Организовать транспортирование полученного материала (в биксе) в лабораторию в сопровождении направления. | Получение результатов клинического исследования трех порций желчи. |