Потребность нравиться

Большинство людей имеют врожденную потребность, чтобы их принимали и одобряли другие люди. Конформизм часто является тем билетиком, который позволяет добиться признания группы. Для этого есть веская причина: команды предоставляют ценные ресурсы. Одни из наиболее коротких путей немедленного признания в группе — выражение позиции, совпадающей с позицией членов группы. Говоря иначе, большинству людей нравятся другие члены группы, которые согласны с их собственными убеждениями. Это означает, что люди более склонны к общему мнению группы, поскольку позиции, которые приближены к групповой, скорее всего, будут позитивно вознаграждены.

Потребность нравиться связана с тенденцией людей соглашаться с группой, чтобы более уверенно ощущать себя частью этой группы. Проще говоря, люди хотят принимать правильные решения и хотят, чтобы их одобряли команды, в которые они входят. Возьмем ситуацию с г-ном А, инженером-электриком. Многие действительно позитивно настроены, когда соглашаются рекомендовать г-ну А. серьезно рассмотреть возможность смены работы. Но причины, по которым г-ну А. следует сменить место работы, каждый видит по-своему. Кое-кто может считать, что г-ну А. необходимо оставить надежную работу, поскольку она неинтересна и сложна; другие думают, что г-ну А. надо уйти из старой компании, так как он должен поднять уровень жизни.

Таким образом, люди понимают, что г-ну А следует рассмотреть переход на новую работу, но причины, по которым они поддерживают это решение, у них различные (хотя и взаимодополняющие). Это тот рациональный тип согласия, который мы обсуждали раньше.

Гнет конформности

Эффект поляризации группы связан с гнетом конформности. Конформность имеет место, когда люди приводят свое поведение в соответствие с ожиданиями и мнениями группы. Хотя многие считают, что их мнения и поведение основываются на их собственной свободной воле, на них оказывают сильное влияние другие люди. Для понятной и поразительной иллюстрации гнета конформности обратитесь к иллюстрации 4.6.

Конформность проявляется сильнее, когда вопрос, по которому выносится суждение или мнение, сложный и когда люди не чувствуют уверенности. Люди особенно часто соглашаются, если сталкиваются единодушной группой (Asch, 1956; Wilder &Allen, 1977). Конформность усиливается, когда люди ценят свою команду и восхищаются ею — отказ от группы воспринимается как что-то угрожающее (Back, 1951).

Например, когда люди знают, что член их группы защищает более слабое решение какой-то проблемы, они с меньшей вероятностью вмешаются, если мотивированы быть совместимыми, а не точными (Quinn &Schlenker,2002). Но мы не хотим рисовать картину, на которой менеджерам не хватает честности. Люди более склонны высказывать свою точку зрения, когда у них есть уверенность в своей компетентности, когда у них более высокий общественный статус (Harvey & Consalvi, 1960), если они сильно привержены своим первоначальным мнениям (Deutsch & Gerard, 1955) и не любят или не уважают людей, которые пытаются оказать на них влияние (Hogg & Turner, 1987).

С потребностью нравиться связано желание не подвергнуться остракизму со стороны команды. Это веская причина для беспокойства, поскольку люди, которые отклоняются от мнения своей группы, оцениваются более сурово, чем те, которые проявляют конформизм (Levin, 1989). Группа может отвергнуть отклоняющегося от нормы человека Даже тогда, когда у нее нет необходимости достичь полного согласия (Miller, Jacksonfylueller & Schersching, 1987). Понятно, что выражения отличного от других мнения достаточно для того, чтобы вызвать антипатию, даже если это не препятствует достижению цели группы. Поэтому люди склонны соглашаться с большинством, если отвечают публично (например, Deutsch & Gerard, 1955), ожидают будущих контактов с другими членами группы (например, Lewis, Langan & Hoilander, 1972), менее уверены Allen, 1965), считают, что рассматриваемый вопрос неоднозначен или сложен (Tajel, 1978), и зависят друг от друга в вопросе вознаграждения (Deutsch & Gerard, 1955).

Большинство менеджеров сильно недооценивают конформность в группах. Возможно, потому, что люди любят думать о себе как об идеалистах, которым не страшно высказать собственное мнение. Однако гнет конформности в группах реально существует, и он оказывает воздействие на качество принимаемых решений. Менеджеры должны понять основное: следует ожидать конформности в группах, понимать, почему она возникает (то есть потребность нравиться и потребность быть правым), и создавать такие структуры групп, которые не позволят конформности ставить под угрозу качество принимаемых решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: