Принципы участия, организация общины и создание сети

Предоставление ухода и социальной помощи должно обеспечить многообразие возможностей, отражающих потребности, которые выходят за рамки непосредственной работы соответствующих агентств. … Права же, сколь важными и существенными они бы ни были, не обязательно охватывают весь спектр потребностей, желаний и мечтаний (это справедливо для всех стран, а тем более для государств, где социальное обеспечение находится на низком уровне).

Необходимо, чтобы наши услуги входили в целый ряд проектов по сотрудничеству и партнерству, которые превосходят по качеству службы, охраняющие права (уход, помощь, поддержка). Партнерство в рамках общины чрезвычайно важно для развития более целостных структур, отвечающих требованиям и пожеланиям в таких сферах, как образование, культура и местная экономика. Работая на уровне общины, можно обеспечить непрерывное участие местного населения и местных групп в решении определенной проблемы, создание направленных групп самопомощи и групп по интересам.      …Местные службы как форма сотрудничества нуждаются в теории, которая рождается из систематизации опыта о формах сотрудничества, его проявлений, пути реализации, его влияния.

Немалую помощь в этом может оказать существующая теория о создании сети в сообществе. Сотрудничество охватывает агентства (или их часть), которые имеют отношение к общей структуре (проблемная сфера). Либо на более официальном уровне отмечалась бы взаимозависимость, представляющая собой результат сотрудничества, направленного на совместное достижение особой цели. Местные службы как форму сотрудничества можно рассматривать в качестве сети, то есть собрания независимых агентств; каждая организация автономна, и поэтому все они равны между собой. Каждая работает на добровольной основе, осознав необходимость своего участия и проанализировав аргументы «за» и «против» на данный момент времени.

Можно рассматривать идею создания сети как арочную концепцию, что способствовало бы приданию смысла и дальнейшему пониманию сложности местных служб как форм сотрудничества и местных реалий как сферы деятельности, особенно, когда предстоит уделить внимание социокультурным и экономическим проблемам».

Родригес Ф. Злободневность социального вмешательства в социальных проектах и социальных службах / Что такое социальная работа. — К., 1996. — 30 с. — С. 16–23.

«Современная история социальной работы постоянно изменяется и подвергается критике. Роль, организационная структура и философия социальной работы — все претерпевает изменение с большой скоростью. За последние двадцать лет произошел сдвиг от работника с конкретными случаями к соци­альному работнику сообщества и менеджеру по уходу; от «специалиста [узкого профиля]» к «универсалу [широкого профиля]» и возврат назад. Критики социальной работы даже подвергают сомнению наличие у нее своего собственного отличительного корпуса знаний. Ее критикуют левые политики за то, что она слабый защитник, правые — за то, что она порождает зависимость, а бульварная пресса — за серию трагедий и скандалов в сфере государственной опеки над детьми, которыми были отмечены 80-е и начало 90-х годов.

В настоящее время социальная работа снова переживает период больших перемен. На этот раз она уже часть гораздо более широких перемен в обществе и государственной системе социальной защиты, отражающихся в переходе к изменившейся «экономике ухода», «расслоению на покупателей — поставщиков» и «контрактной культуре». Теперь ведется полемика о более «сосредоточенных на пользователе» службах, и ключевой идеей, наполняющей ее, является «вовлечение пользователей». Такой поворот событий может иметь много различных причин, но большинство из них могут объясняться неудовлетворенностью послевоенной системой социальной защиты. Они включают:

– подъем правых в политике и выборы консервативных правительств, противостоявших правительственному вмешательству и крупномасштабной общественной системе социальной защиты;

– большая общественная обеспокоенность низким качеством и отсутствием отчетности служб социальной защиты и других;

– возникновение широкого круга организаций и движений людей, пользовавшихся такими услугами социальной защиты и не удовлетворенных ими;

– прогрессивных профессионалов системы социальной защиты, стремящихся работать более самостоятельно;

– возникновение инициатив снизу в предоставлении иных услуг, предполагающих большее участие пользователей и предлагающих новые ролевые модели;

– возрастающий интерес к идеям гражданского общества, гражданских прав и равных возможностей;

– возникновение новых философий, таких как нормализация и социальная модель инвалидности.

Социальной работой, подобно другим службам социальной защиты, руководят «поставщики», то есть ее формируют предоставители услуг, включая политиков, менеджеров, университетских преподавателей, исследователей, плановиков и практических работников, а не люди, для которых она предназначена. С такими службами, которыми управляют предоставители, связано большое число проблем, включая институционализацию, патернализм, неадекватное отстаивание прав пользователей услуг и их нарушение.

Заинтересованность в подходе с более активным участием пользователей в социальной работе не нова (Beresford & Crift, 1980). В Докладе Сибома (Seebohm Report) 1968 года, который привел к учреждению департаментов социальных служб, говорилось о «гражданском участии» и рекомендовалось как индивидуальное, так и групповое участие в предоставлении и планировании служб (Seebohm, 1968). Идеи вовлечения и наделения пользователей большими полномочиями и возможностью реального влияния давно стоят на первом месте в повестке дня прогрессивных практиков социальной работы. Существует история скрытой борьбы клиентов за свое большее влияние в социальной работе. Модели работы в сообществах, связанные с социальной работой, также придают особое значение вовлечению пользователей на местном уровне.

Однако послужной список социальной работы в области участия в ней клиентов был в целом бедным…

Книга Майера и Тимса (Мауег & Timms) «Говорит клиент» («The Client Speaks»), опубликованная в 1970 году — в год, когда, согласно Акту о социальных службах местных органов власти, были учреждены департаменты социальных служб, — запомнилась как впервые предложившая оценку социальной работы ее клиентов. Она выявила массу непонимания между клиентами и работниками с конкретными случаями…

Книга «Говорит клиент» не является руководством по социальной работе, в частности по вовлечению клиентов. Авторы были заинтересованы в клиентах преимущественно как в дополнительном источнике данных для исследований. В ней нет никакого обсуждения того, как мнения потребителей могут быть учтены в процессе практических перемен. Вместо этого книга «Говорит клиент» обозначила другое направление, давшее начало еще одной области научных и профессиональных исследований, которая стала называться «исследования клиентуры», и которая была cul de sac, в той мере, в какой затрагивались вовлечение и наделение пользователей большими полномочиями (Fisher, 1983). И только позднее идеи вовлечения вышли за эти рамки.

В то время как термины «вовлечение» и «участие» стали все чаще использоваться в социальной работе, еще не достигнуто согласие по поводу того, что же они означают. История участнических инициатив также запутана и пестра (Beresford & Croft, 1992). Поэтому, возможно, небесполезно объяснить, что собственно мы подразумеваем под вовлечением.

Когда люди говорят о своем вовлечении, они часто имеют в виду помощь со стороны. Такое вовлечение по существу влечет за собой определенную добровольную работу. Но такие обязательства вовсе не должны сопровождаться и обычно не сопровождаются возрастанием степени влияния или контроля самих людей. Инициативы взаимопомощи иногда заполняют этот пробел. Как говорили Крю и Золя (Crewe & Zola), писавшие об инвалидах:

Группы взаимопомощи... стали мощным источником взаимной поддержки, образования и действия среди людей, имеющих проблемы со здоровьем или инвалидность... Работая и обучаясь вместе, инвалиды могут объединять свои усилия для влияния на социальные и политические решения, воздействующие на их жизнь (Crewe & Zola, 1983: xiii-xiv).

…целью вовлечения, кроме добровольных действий, является внесение перемен. … перемены — это объединяющая цель всех участнических инициатив, за исключением тех, которые являются преднамеренно обструктивными или препятствующими возрастанию реального влияния клиентов.

Сейчас предлагается широкий спектр аргументов в пользу возрастания влияния людей на социальную работу и социальные службы. Эти аргументы подчеркивают его важность как с практической, так и с теоретической точки зрения.

Большинство людей хотят быть вовлеченными. Неудивительно, что боль­шинство из нас желает иметь некоторое влияние в агентствах и на принятие решений, которые могут иметь серьезные последствия для нашей жизни. …Ущемление пользователей социальных служб иногда рассмат-ривалось как особая проблема, ограничивающая их заинтересован­ность или способность к вовлечению, …Желание большего вовлечения напрямую отражается и в факте роста, целях организаций защиты прав инвалидов и взаимопомощи. Они охватывают многих пользователей услуг социальной работы.

Люди имеют право быть вовлеченными. Существуют различные категории прав. Права, которые особенно уместны здесь, — это права человека, гражданские и юридические. Социальная работа явно может воздействовать на все из них. Ее вмешательство простирается до наиболее интимных и личных сторон нашей жизни. У нее есть сила ограничить права людей, и мы знаем, что в некоторых случаях она не может уважать их. Иметь голос в социальной работе является важным выражением прав. Еще точнее, теперь люди имеют законные права быть вовлеченными. Провозглашенная правительством с 80-х годов приверженность к «власти народа» и выбору потребителей означает, что теперь есть законные требования вовлечения граждан в широкий ряд общественных служб — от здравоохранения до образования, от жилищных вопросов до земельного планирования. Акт о национальной службе здравоохранения и уходе в сообществе и Акт о детях распространили это на социальную работу. Люди теперь имеют право улучшать, комментировать и давать консультации относительно социальной работы.

Вовлечение людей в социальную работу отражает демократический характер нашего общества. Реальность этого можно поставить под многочисленные вопросительные знаки. Западная традиция явно состоит скорее в более представительской демократии, чем в демократии соучастия. Однако нет сомнения в том, что демократия является влиятельной и направляющей в Британии и других западных рыночных экономических системах. Очень важным является то, что социальная работа наряду с другими видами государственного вмешательства явно может рассматриваться как согласующаяся с этим. … вовлечение пользователей служб и других граждан является необходимым, если социальная работа стремится быть демократической деятельностью.

Вовлечение усиливает подотчетность. Подотчетность означает, что официальные лица и организации не просто откликаются на просьбы людей, но и в ответе перед ними. Люди имеют право знать, что происходит, и на свои вопросы «почему?» и «для чего?», должны получать ответ. … Подотчетность может быть прямой и косвенной. Если она является косвенной или дистантной: больше перед всеми местными избирателями вообще, чем конкретно перед людьми — пользователями служб; больше перед родителями, чем перед самими людьми с трудностями в обучении, то это может показаться чем-то сродни еще одному выражению патернализма, а не эффективной отчетностью, когда одна группа говорит от имени другой. Прямая отчетность требует вовлечения людей или вовлечения их организаций и напрямую избранных представителей. Возрастающее вовлечение ведет в результате к более эффективной отчетности.

Соучастие делает службы более эффективными и менее затратными. Аргумент эффективности ныне один из наиболее весомых. Пока что имеется мало четких свидетельств прямой связи между возросшим «вовлечением пользователей» и повышением экономии и эффективности, но это может быть лишь из-за того, что исследований таких проводится очень мало. Может быть и то, что связи между вовлечением и оптимальностью, экономичностью и эффективностью являются более сложными и менее прямыми, чем это предполагалось. … Если социальные работники хотят предоставить поддержку и услуги, в которых люди действительно нуждаются, тогда вовлечение их в этот процесс вероятно позволит избежать дублирования и недостаточного предложения, улучшить «нацеливание» и создать давление, чтобы появлялись более эффективные и отвечающие потребностям системы менеджмента».

Крофт С., Бересфорд П. Соучастие пользователей в социальной работе / Практика социальной работы / Под ред. К. Ханвея, Г. Рилпорта. — К., 1996. — 240 с. — С. 69–73.

«…коммуникация никогда не оказывается просто передачей идеи из головы одного индивида в голову другого; скорее, это процесс, при котором лица, участвующие в диалоге, пытаются каким-то образом воздействовать на поведение друг друга. Поскольку человек никогда не может в полной мере оказаться на месте другого (не потеряв при этом своего собственного), двое собеседников никогда не могут вполне понять друг друга; они лишь частично оказываются удовлетворены взаимными репликами. Каждое высказывание вызывает отклик, таким образом, творческое преодоление каждой пропасти вызывает нужду в дальнейшем отклике, и лингвистическая цепь остается ненарушенной. Применительно к индивиду это означает, что «идея интеринди­видуальна и интерсубъективна... Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний».…

Но если связь между мыслью и словами являет собой живой процесс, а не автоматический — в том смысле, что не существует заранее заданного, упорядоченного постоянного соотношения между мыслями и словами, что это соотношение развивается или формируется при нашей попытке выразить их для других, — то где же нам поместить нашу умственную активность, как не в центре себя? Где поместить наше самосознание? М. М. Бахтин отвечает на этот вопрос следующим образом: «Я осознаю себя и становлюсь самим собой только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого… Само бытие человека (и внешнее, и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть — значит общаться… Быть — значит быть для другого и через него — для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе».

Другими словами, в соответствии со взглядами Л. Витгенштейна, то, что мы называем своими мыслями, приобретает форму только тогда, когда мы говорим или пишем; мы не обладаем уже систематизированными и упорядоченными мыслями где-то в центре нашего существа, только кодирующимися в слова при их произнесении. Начинаясь как смутные (хаотические), неупорядоченно рассредоточенные, хотя и не вполне неопределенные «чувства» или «тенденции», открытые для дальнейшей спецификации, они упорядочиваются только в поэтапном процессе — таком, какой окружающие сочтут понятным и законным. Если нам не удается осуществить такое упорядочение высказываний, если мы не обращаемся к другим так, чтобы это отвечало их ожиданиям, коммуникация теряет всякий смисл, и не приходится ожидать, что последует хоть какая-то реакция на наше высказывание».

Шоттер Дж., М. М. Бахтин и Л.С. Выготский: интериоризация как «феномен границы» / Вопр. психол. — 1996. — №6. — С. 107–117.

«Радикальні перетворення в економіці породжують принципово нові відносини у сфері праці. За умов, коли дедалі більше з’являється колективних та індивідуальних власників, трудові відносини звільняються від жорсткого державного регулювання. Щоб захистити трудові права людини в перехідній економіці, необхідна розгалужена й ефективна система колективних переговорів. Саме тому зараз акцентують увагу на розвитку соціального партнерства.

…Головним здобутком органів виконавчої влади, об’єднань роботодавців і профспілок можна вважати перехід від епізодичного спілкування до постійної співпраці. Відбулися позитивні зрушення в громадській свідомості щодо необхідності розв'язання складних соціально-економічних проблем не шляхом конфронтації, а через співпрацю за принципами партнерства.

Проте слід констатувати, що в Україні досі не створено цілісної багаторівневої системи соціального партнерства. Хиби існуючої значною мірою є наслідком нерозвиненості її правової, нормативної та організаційної баз. Не досить чітко визначені суб’єкти та їхній статус. Нагальними залишаються розробка й упровадження комплексного системного аналізу стану трудових відносин на національному та інших рівнях, підвищення на цій підставі їх керованості.

Практика трипартизму, яка склалася в Україні, неспроможна змінити механізм партнерства на рівні підприємств. Досі не задіяно потенціал трудових колективів у переговорному процесі.

Однією з головних причин нинішньої неповновартості соціального партнерства є слабка правова культура найманих працівників, неусвідомлення ними ролі і значення соціального діалогу, відсутність практики ведення переговорів, а також прихована або агресивна протидія роботодавців.

…У Франції, крім традиційних органів законодавчої, виконавчої й судової влад, функціюють спеціальні державні структури, де репрезентовані робітники, роботодавці й інші категорії активної частини населення. Таким органом, наприклад, є Економічна і Соціальна рада. До її складу входить 230 осіб: 72 підприємці (31%) 69 представників профспілок (30%), 17 членів сільськогосподарських кредитних спілок (2,3%) та ін. Тут працюють 40 експертів, котрих призначає президент країни. Рада складається з дев’яти робочих груп, кожна з яких налічує 27 членів і декілька спеціалістів, запрошених урядом. Головна функція цього закладу — оцінка проектів нормативних актів, які готує уряд, а також розробка власних.

Представники робітників Франції беруть участь у роботі Планової комісії, заснованої ще 1946 року, Національного агентства з поліпшення умов праці, що розпочало діяльність 1976 року, Центральної ради промислових судів та інших органів. На рівні підприємств вони є учасниками представницьких органів профспілок, а також комітетів підприємств, які репрезентують трудові колективи загалом.

У Німеччині склалася ефективна форма участі робітників в ухваленні рішень на виробництві через ради підприємств. Діалог на тристоронній підставі існує і в інших західноєвропейських країнах. Цей механізм запроваджено, наприклад, в Іспанії й Португалії, які нещодавно перейшли до ліберальної соціально орієнтованої економіки».

Новіков В. Соціальне партнерство / Соціальна політика і соціальна робота. — 2000. — №1 (13). — С. 47–52.


РОЗДІЛ ІІ
Соціальна політика як основа
соціальної роботи

2.1. Роль соціальної політики у вирішенні завдань
соціальної роботи

«Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе».

Теория и методика социальной работы. Учеб. пособие. — М.: Издательство «Союз», 1994. — 339 с. — С. 93.

«Гертруда Боймер, один из пионеров социальной работы и обучения социальной работе в Германии, ставшая во времена Веймарской республики секретарем Министерства внутренних дел, определяла социальную педагогику более конкретно, как инструмент социальной политики. В учебнике 1929 года по социальной педагогике под редакцией Ноля и Паллята она отмечала, что функция социальной работы первоначально заключалась в латании дыр законодательства и распределении благотворительности. Но подобно тому, как школьное образование приобрело первостепенное значение (с элементами обязательности), так и государственные индивидуальные социальные службы должны сейчас позитивно определить свою универсальную функцию. Для Боймер «социальная» в названии «социальная педагогика» предполагает общественный мандат на проведение образовательной социализации детей в соответствии с их естественными запросами независимо от материального положения и взглядов их родителей.

В одной из первых в Европе программ развития индивидуальных социальных служб она наметила три компонента социально-педагогической деятельности: а) контроль, коррекция и при необходимости замена воспитательной функции семьи — внесение таким образом лепты «в новое распределение задач и ответственности между семьей, обществом и государством»; б) выявление и устранение структурных и экономических причин, порождающих социальные проблемы и препятствующих отдельным индивидам и семьям выполнять свои «воспитательные функции»; в) обеспечение социальной помощи тем детям, чьи трудности обусловлены врожденными или приобретенными дефектами».

Лоренц, Уолтер. Социальная работа в изменяющейся Европе / Уолтер Лоренц; Асоц. психіатрів України. — К.; Амстердам, 1997. — 199 с. — С. 101.

«Значною перешкодою для формування умов соціальної безпеки населення України є невизначеність концептуальних підстав соціальної політики, не­з’ясованість співвідношення соціальної політики і соціальної роботи та незабезпечення на цій підставі ефективного соціального управління.

Серед вітчизняних літературних джерел вкрай обмежено висвітлюються результати теоретичних та науково-практичних досліджень з проблем визначення змісту та співвідношення соціальної політики і соціальної роботи. Але загальною є думка, що соціальна робота є механізмом (засобом, формою) реалізації соціальної політики, а в свою чергу соціальна політика є орієнтиром соціальної роботи».

Новікова О.Ф., Сорока І. В. Соціальна політика і соціальна робота: співвідношення, проблеми, перспективи // Соці­альна робота: теорія, досвід, перспективи: Матеріали доповідей та повідомлень Міжнародної науково-прак­тич­ної конференції / За ред. І. В. Козубовської, І.І. Миго­вича. — Ужгород, 1999. — Ч. ІІ. — 368 с. — С. 132.

«Сучасне українське суспільство охоплене глибокою кризою, в якій вирішення соціальних проблем, на жаль, до недавнього часу більш ніж в інших сферах носило лише декларативний характер. … практично найслабкіше місце сучасної української держави залишилось без реальних ефективних програм при найвищому рівні потреби в них…

На сьогоднішній день розробка окремих напрямків стала пріоритетною для вчених, наукових центрів, соціальних служб. Але взагалі система соціальної роботи не має як чітко вдосконаленої для українського суспільства програми реалізації, так і комплексного, системного підходу до вивчення проблем цього кола, який є важливим у зв’язку з тим, що соціальні зв’язки та взаємні впливи дуже сильні в будь-якій соціальній системі.

Поряд з комплексною розробкою різноманітних напрямків соціальної роботи, створення соціальних програм повинно вестися у двох «масштабах»: нам треба мати стратегічну програму, і нам потрібні тактики ведення цієї стратегії.»

Михайльова К.Г. Соціальні ініціативи як елемент соціальної політики // Соціальна робота: теорія, досвід, перспективи: Матеріали доповідей та повідомлень Міжнародної науково-практичної конференції. / За ред. І. В. Козубовсь­кої, І.І. Миговича. — Ужгород, 1999. — Ч. ІІ. — 368 с. — С. 97–98.

«І в стратегічних цілях соціальної політики держави і регіонів, і в основних її завданнях та шляхах впровадження присутні положення з соціальної роботи. Вони сконцентровано містяться в розділі «Реформування системи соціального забезпечення населення» зазначених Основних напрямків. Першочерговими заходами щодо формування стратегії соціальної роботи є реформування системи соціальної допомоги, розвиток адресної допомоги; соціальна підтримка сім’ї, ветеранів війни та праці, жінок, дітей і молоді; соціальний захист громадян, які потерпіли від наслідків Чорнобильської катастрофи; забезпечення інвалідів рівними з іншими громадянами можливостями для участі в економічній, політичній і соціальній сферах життя суспільства, умовами для реалізації потенційних можливостей інвалідів, створення оптимальних умов для самообслуговування інвалідів; соціальна підтримка громадян, звільнених у запас або відставку з військової служби, служби в органах внутрішніх справ, та членів їх сімей».

Новікова О.Ф., Сорока І. В. Соціальна політика і соціальна робота: співвідношення, проблеми, перспективи // Соці–альна робота: теорія, досвід, перспективи: Матеріали доповідей та повідомлень Міднародної науково-практичної конференції. / За ред. І. В. Козубовської, І.І. Миговича. — Ужгород, 1999. — Ч. ІІ. — 368 с. — С. 133.

«…методологическая функция научно-познавательного компонента социальной политики не означает однородности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных регионах общества и обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное и притом активное воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, она обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и социальной работы».

Теория и методика социальной работы. Учеб. пособие. – М.: Издательство «Союз», 1994. – 339 с. – С. 96.

«…соціальна політика в Україні має певні кроки щодо забезпечення соціального захисту населення України завдяки концентрації зусиль на удосконаленні соціальної роботи, її змісту, форм, методів, фінансового, законодавчого та нормативно-правового забезпечення, а також невикористані резерви щодо її поліпшення».

Новікова О.Ф., Сорока І. В. Соціальна політика і соціальна робота: співвідношення, проблеми, перспективи // Соці­альна робота: теорія, досвід, перспективи: Матеріали доповідей та повідомлень Міжнародної науково-прак­тичної конференції / За ред. І. В. Козубовської, І.І. Миго­вича. — Ужгород, 1999. — Ч. ІІ. — 368 с. — С. 135.

«У сфері людських взаємин окреслилась своєрідна криза, що має яскраво виражений соціально-психологічний зміст: з одного боку, ми відчуваємо потребу в іншій людині, в її розумінні, в інтимному спілкуванні з нею, з іншого боку, зближення породжує низку болісних проблем, взаємозобов’язань.

В цих умовах посилюється роль інституцій соціального захисту в українському суспільстві, спрямованих у своїй діяльності на підтримку як окремої особистості, так і сім’ї, зростає потреба суспільства у професійно підготовлених для самостійної роботи фахівцях».

Скотна Н.В. Проблеми фахової підготовки соціальних педагогів та соціальних працівників у вищому педагогічному навчальному закладі // Соціальна робота: теорія, досвід, перспективи: Матеріали доповідей та повідомлень Міжнародної науково-практичної конференції. / За ред. І.В. Козу­бовської, І.І. Миговича. — Ужгород, 1999. — Ч. ІІ. — 368 с. — С. 217–218.

«Любые практические шаги и действия в области социальной работы складываются из совокупности усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными чертами, качествами. Как социальная практика социальная работа не является простой суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное, цельное системное образование, проявляющее себя на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря органичному сочетанию системности и индивидуальности, дифференцированности социальная работа дополняет, расцвечивает социальную политику государства, обогащая общественно-гуманистическими, духовно-нравственными ценностями».

Теория и методика социальной работы. Учеб. пособие. — М.: Издательство «Союз», 1994. — 339 с. — С. 96.

«…Если мы должны побороть отчуждение больных от общества и экзистенциальный невроз, продолжающий калечить психически больных людей, которых поддерживают лечением в сообществе, то нам надо применить другой подход, заняв их целенаправленной деятельностью. Вот почему при отсутствии благоприятных условий для продуктивной работы соответствующая общественная программа службы защиты психического здоровья должна использовать способности и возможности потребителей в работе и управлении собственными организациями для взаимопомощи».

Р. Уорнер. Творческое программирование // За пределами ухода в сообществе. Опыт нормализации и интеграции / Под ред. Ш. Рамон. — Амстердам-Киев, 1996. — Гл. 5. — С. 155–156.

«Социальная работа в условиях трансформации общества необходима, как ни в какую другую эпоху. Проблема цивилизованного реформирования общества состоит в том, чтобы обеспечить самодеятельность и личную инициативу граждан. В условиях системного глубочайшего кризиса, когда государство не способно прокормить своих граждан, единственный выход заключается в том, чтобы дать им возможность прокормить себя. Именно с социального действия, направленного на постоянное развитие, эволюционное изменение себя и общества, должен начинаться процесс выхода Украины из социального кризиса.

В реализации данного процесса важное место принадлежит социальной работе, в ее комплексном, системном смысле, как деятельности и как профессии. При всей важности социальной деятельности, по социальной защите отдельных слоев населения, социальная работа должна развиваться от социальной защиты к социальной эволюции и формированию позитивного (для всех членов) развития общества».

Халтобин В.О. Социальная работа как деятельность // Соціальна робота: теорія, досвід, перспективи: Матеріали доповідей та повідомлень Міжнародної науково-практичної конференції / За ред. І.В. Козубовської, І.І. Ми­говича. — Ужгород, 1999. — Ч. ІІ. — 368 с. — С. 273.

«Социальная работа в европейском измерении воспринимается в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство.

Важное значение для формирования современной модели социальной помощи оказали принципы Эль-берфельдской системы, получившей свое название от города, где она эффективно была применена, и в последующем получившей распространение в середине XIX в. практически на всей территории Германии и части Франции. В основу этих принципов легли следующие положения:

– самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

– индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;

– привлечение к активному участию в деле призрения бедных слоев общества.

Со временем изменялись приемы и формы работы, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, развития его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.»

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 366.

2.2. Діяльність державних, громадських та благодійних
організацій: історія і сучасність

«В ХІХ веке общественное признание осуществляется со стороны не только государственных организаций, но и общественного попечения. Учреждения императрицы Марии, Императорское Человеколюбивое общество и многие другие общества распространяют свою деятельность на всей территории Российской империи».

Антология социальной работы в России. — Т. 1. — М.: Сварогъ. — НВФСПТ, 1994. — С. 5.

«Первый дом трудолюбия в России основан в 1882 г., почти одновременно с новейшими учреждениями трудовой помощи в Германии и во Франции. И подобно тому, как идея основания первого такого дома неразрывно связана там с именами духовных пастырей — его основателей — Бодельшвинга и Робэна, так и в нашей стране название дома трудолюбия вызывает в памяти имя о. Иоанна Кронштадтского…

Мы должны знать, что церковное попечительство главнейшим образом учреждено для уничтожения нищенства и попрошайничества в нашем городе, для искоренения лености, праздности, тунеядства и нищеты, для приискания работы бедным, для учреждения ремесленной школы для бедных детей, для устройства работного дома». Слова о. Иоанна оказались настоящею программою для деятельности органов попечительства. Кронштадтский дом трудолюбия стал главным и концентрировал вокруг себя целую сеть благотворительных учреждений — училище, читальню, рисовальный класс, воскресную школу, народную столовую, ночлежный приют, убежище для сирот, дешевые квартиры, бесплатную амбулаторию и т.п. …

В 1886 г. возникает первый дом трудолюбия в С.-Петербурге по инициативе доктора Дворяшина. Первое время материальные средства дома были очень ограничены, главным образом потому, что о нем знал только небольшой круг лиц, наиболее преданных делу. В 1887 г. положение дома значительно улучшилось, благодаря щедрым пожертвованиям о. Иоанна и других лиц, последовавших его примеру.

В 1886 г. в С.-Петербурге возник еще один дом трудолюбия, основанный на средства евангелического общества по инициативе известного деятеля по устройству таких домов в России барона О.О. Буксгевдена. Благодаря его энергии и личному примеру в течение нескольких недель была собрана лицами протестантского вероисповедания и всеми сочувствовавшими благому почину инициатора значительная сумма, что дало возможность приступить к практическому осуществлению идеи. Сам дом трудолюбия был организован на несколько иных началах, чем те, которые уже существовали в России… Главное его отличие состояло в том, что он не ограничивался только помощью нуждающимся, а ставил своей целью нравственное перевоспитание призреваемых и укрепление их сил для дальнейшей самостоятельной честной трудовой жизни.

… Принципы, заложенные деятельностью Кронштадтского дома трудолюбия, легли в основу дальнейшего развития в России всей системы домов трудолюбия.

В 1888 г. в С.-Петербурге был основан дом трудолюбия для бедных женщин. Этот дом, кроме предоставляемой временной работы приходящим бедным женщинам, имел еще при себе рукодельную школу для бедных девушек, которых здесь обучали кройке, шитью, кухонному делу, хлебопечению, глаженью и другим домашним работам. Вскоре в Петербурге были открыты еще два дома трудолюбия для женщин.

Параллельно с распространением домов трудолюбия в С.-Петербурге шло также и постепенное развитие сети их по всей России. В 1887 г. возник дом трудолюбия в Пскове. В 1888 г. при нем был открыт ночлежный приют,  в котором некоторые из «трудолюбцев» оставались и на ночь. Такое устройство было значительным шагом к соединению двух различных задач домов трудолюбия, которым также должны соответствовать два различных их типа: с одной стороны — предоставление труда тем несчастным, которые, выражаясь словами из Высочайшего указа от 1 сентября 1895 г., «терпя крайнюю нужду, тщетно ищут себе заработка и приюта», с другой — нравственное перевоспитание контингента ночлежных домов. Сюда полицией препровождались такие нищие, для которых пребывание в доме трудолюбия являлось наказанием. Объяснялось это и до некоторой степени оправдывалось тем, что для них не существовало особых учреждений с принудительным трудом. Способ вознаграждения за работу был установлен также по примеру Кронштадтского дома трудолюбия для всех одинаково в виде поденной платы, из которой уже сами призреваемые платили за свое содержание. Своей ближайшей и непосредственной цели — уменьшения уличного нищенства — Псковский дом трудолюбия достиг на первых же порах своей деятельности…

1 сентября 1895 г. был опубликован Указ императора Николая II об учреждении особого попечительства о домах трудолюбия и работных домах, «предназначенных оказывать существующим подобного рода учреждениям необходимую поддержку и помощь, а также содействовать приумножению их». Таким образом, создание домов трудолюбия получило государственное и общественное признание, и их численность значительно возросла».

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 369–372.

«Церковноприходские попечительства — историческая форма организации благотворительной деятельности в России, соединявшая конфессиональные и светские начала.

Памятники древней письменности, а в особенности дошедшие до нас писцовые книги, указывают на существование богаделен едва ли не при всех церквах. В городах, кроме того, устраивались «убогие дома», «Божьи дома», «скудельницы». Они строились при особых кладбищах для бедных, странников, для убитых и вообще для всех умерших без напутствия и без отпевания. С XI в. при церковных приходах открывались школы первоначального обучения.

Приходская благотворительность принимала нередко самые разнообразные формы, из которых особого внимания заслуживает выдача в ссуду из церковной казны денег, хлеба, семян, сена и пр. Ссуды раздавались как отдельным «скудным» крестьянам, так и целым обществам под заклад и без заклада. Они выдавались старостами то на уплату государевых и земских податей, то на личные надобности, то на постройку церквей. …Из других видов филантропической деятельности приходов необходимо отметить широкую заботу их о насаждении грамотности, о защите слабых от сильных и в особенности женщин от тирании мужей. Для детского призрения, кроме упомянутых Божьих, убогих и скудельных домов, при некоторых богадельнях открывались приюты, в которых воспитывались подкидыши и сироты. … Ввиду этого, надо полагать, приходская благотворительность гораздо больше соответствовала действительным нуждам бедных, чем милостыня…

С 1836 г. при приходских церквах и некоторых монастырях стали создаваться церковно-приходские школы «для мирян». Священник или дьякон учили в них чтению «церковной и гражданской печати, а желающих письму», с «присовокуплением начал арифметики». В 1839 г. числилось уже 2 тыс. таких школ с 19 тыс. учащихся, а в 1860 г. — 18 тыс. с 320 тыс. учащихся.

После отмены крепостного права 2 августа 1864 г. был принят Закон о приходских попечительствах при православных церквах. Закон этот, относящий приходские попечительства к числу «учреждений, на особых основаниях управляемых», вошел в устав об общественном призрении».

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 391–394.

«Ясли-приюты в деревне историческая форма общественного воспитания детей и организации социальной взаимопомощи…

Ясли появились впервые во Франции в 40-х гг. прошлого столетия как частное учреждение и получили статус правительственных учреждений благодаря декрету 1862 г., затем это начинание в той или иной форме распространилось во всех государствах Европы…

В создании яслей-приютов в деревне участвовали наряду с благотворительными учреждениями правительственные организации, а также земства во главе с земскими врачами, наконец, частные лица. Почти во всех яслях заведующими были сельские учительницы, фельдшерицы, жены врачей, священников, псаломщиков, в редких случаях — мелкопоместные землевладелицы и самое последнее (по числу отчетов) — заведующие, добровольно приезжающие из городов и получившие начальное образование крестьянские девушки».

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 405–506.

«…С середины XIX в. в России начиняется активный рост детских приютов, в т. ч. создаваемых частными лицами и общественными организациями. Характерно, что рост приютов для малолетних в С.-Петербурге лидировал среди всех благотворительных учреждений; они составили к 90-м годам 33% от их общего числа. К концу XIX в. все большую активность в решении проблемы беспризорничества проявляет государство, организуя приюты для детей нравственно запущенных, преступивших закон или отбывших наказание. В начале XX в. активную деятельность по устройству таких Д. б. развернул московский Совет по призрению беспризорных. Их передавали в семьи, которые получали определенную плату; создавали «искусственные семьи» из нескольких детей во главе с заслуживающими доверия женщинами; организовывали небольшие приюты.

После Октябрьской революции Советское правительство, несмотря на трудности, которые испытывала страна, направило значительные силы и средства на преодоление беспризорности детей, число которых к 1921 г. достигло 4,5 млн. В 1921 г. была создана Комиссия, объединившая усилия разных ведомств в решении этой социальной проблемы. В результате появилась сеть государственных учреждений, взявших Д. б. (детей беспризорных) под свою опеку. В нее входили: приемно-распределительные пункты, оказывающие беспризорным первую помощь и проводившие разностороннюю диагностическую работу силами врачей, педологов, педагогов; детские дома различных типов, детские городки, колонии и коммуны, в которых дети получали воспитание, образование и трудовые навыки. В устройстве жизни Д. б. (детей беспризорных) помогала работа по передаче их на попечение родственникам, на воспитание в семьи (патронат), усыновление, назначение опеки; организация их трудоустройства в профессиональные школы и техникумы…

Для преодоления детской беспризорности в современных условиях предпринимается ряд мер. Так, … создается сеть специализированных учреждений, в которые помещаются Д. б. (дети беспризорные). Это социальные приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних.

Задачи этих учреждений: снять у ребенка остроту психического напряжения, защитить его права, провести первичную адаптацию к жизни в социально здоровой среде; восстановить или компенсировать утраченные социальные связи; вернуть к позитивным формам активности в игре, познании, труде. Важнейшей задачей является помочь ребенку обрести опыт семейной жизни. Поэтому коррекционная, реабилитационная работа направляется не только на ребенка, но и на его семью с целью восстановления семейных связей. Помимо известных форм семейного устройства детей (усыновление, опека), появляется практика создания при приютах домашних групп, которая позволяет реализовать потребность и право ребенка на жизнь и воспитание в семейной обстановке».

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 72–74.

«1. К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов принадлежат:

а) собственные (самоуправленческие) полномочия:

1) установление за счет собственных средств и благотворительных поступлений дополнительных к установленным законодательством гарантий относительно социальной защиты населения;

2) решения согласно законодательству вопросов о предоставлении помощи инвалидам, ветеранам войны и труда, семьям погибших (умерших или признанных такими, которые пропали без вести) военнослужащим, а также военнослужащим, уволенным в запас (кроме военнослужащих срочной службы) или отставку, инвалидам детства, многодетным семьям в строительстве индивидуальных жилых домов, проведении капитального ремонта жилья, приобретении строительных материалов; отведении указанным лицам в первоочередном порядке земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и огородничества;

3) организация для малообеспеченных граждан пожилого возраста, инвалидов домов-интернатов, бытового обслуживания, продажи товаров в специальных магазинах и отделах по социально доступным ценам, а также бесплатного питания;

4) решение вопросов о предоставлении за счет средств городских бюджетов ритуальных услуг, связанных с захоронением одиноких граждан, ветеранов войны и труда, а также других категорий малообеспеченных граждан; предоставление помощи на захоронение граждан в других случаях, предусмотренных законодательством;

б) делегированные полномочия:

1) подготовка и подача на утверждение совета территориальных программ занятости и мероприятий относительно социальной защищенности различных групп населения от безработицы, организация их исполнения; участие в разработке территориальных программ занятости населения, которые утверждаются исключительно районными, областными советами;

2) обеспечение исполнения предусмотренных законодательством мероприятий относительно улучшения жилищных и материально-бытовых условий инвалидам, ветеранам войны и труда, гражданам, реабилитированным как жертвы политических репрессий, военнослужащим, а также военнослужащим, уволенным в запас или отставку, семьям которые утратили кормильца, многодетным семьям, гражданам пожилого возраста, для которых требуется обслуживание дома, устройство в дома инвалидов граждан пожилого возраста, которые имеют потребность в этом, детей которые остались без опеки роди­телей, на воспитание в семье граждан;

3) решение согласно законодательству вопросов о предоставлении льгот и помощи, связанных с охраной материнства и детства;

4) решение в установленном законодательством порядке вопросов опеки и попечительства;

5) предоставление согласно законодательству одноразовой помощи гражданам, которые пострадали от стихийного бедствия;

6) решение согласно законодательству вопросов о предоставлении компенсаций и льгот гражданам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, в других случаях, предусмотренных законодательством;

7) организация проведения оплачиваемых общественных работ для лиц, зарегистрированных как безработные, а также учащейся и студенческой молодежи в свободное от занятий время на предприятиях, в учреждениях и организациях, принадлежащих к коммунальной собственности, а также по догово­рам — на предприятиях, в учреждениях и организациях, принадлежащих к другим формам собственности;

8) осуществление контроля по обеспечению социальной защиты трудящихся, занятых на работах с вредными условиями труда, на предприятиях, учреждениях и организациях, а также за качеством проведения аттестации рабочих мест, за условиями труда и предоставлением работникам согласно законодательства льгот и компенсаций за работу во вредных условиях;

9) участие в ведении коллективных переговоров и заключение территориальных тарифных соглашений, решении коллективных трудовых споров (конфликтов) относительно предприятий, учреждений и организаций расположенных на подотчетной территории; регистрация коллективных договоров и соглашений, обеспечение контроля за их исполнением;

10) установление согласно законодательству размеров и порядка выплат ежемесячной помощи лицам, которые осуществляют присмотр за одинокими гражданами, которые по заключению медицинских заведений требуют постоянного постороннего присмотра;

11) осуществление контроля за предоставлением согласно закону предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности сведений о наличии свободных рабочих мест (должностей); организация информирования населения о потребности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в работниках;

12) бронирование в порядке, установленном законом, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности рабочих мест, предназначенных для трудоустройства лиц, которым согласно законодательству требуется социальная защита и не способным конкурировать на рынке труда, установление нормативов на эти рабочие места; принятие решений о создании на предприятиях, в учреждениях и организациях специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью, организация профессиональной подготовки этих лиц; недопущение проведения ликвидации таких рабочих мест;

13) государственная регистрация местных благотворительных организаций и фондов, других неприбыльных организаций.

2. К ведению исполнительных органов сельских, поселковых советов, кроме полномочий, обозначенных в пункте «б» части первой этой статьи, принадлежит также решение вопросов относительно предоставления работникам образования, культуры, охраны здоровья, другим категориям граждан, которые работают в сельской местности, установленных законодательством льгот».

Закон Украины о местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. №280/97-ВР. Статья 34. Полномочия в сфере социальной защиты населения.

«Мероприятия по реализации государственных социальных программ.

1.1.       Обеспечить исполнение законодательных актов Украины по вопросам социальной защиты населения.

1.2.       Осуществлять контроль за выплатой государственных пенсий и пособий.

1.2.1. Вести индивидуальную работу с гражданами по вопросам назначения, перерасчета и выплат пенсий и пособий.

1.2.2. Доводить до сведения населения через средства массовой информации и учреждения социальной защиты населения механизм назначения дополнительных доплат к пенсиям и пособиям.

1.3.       Проводить работу по усовершенствованию и упрощению механизма предоставления населению субсидий, для чего оперативно внедрять изменения, которые вносятся в механизм предоставления субсидий на уровне государственного законодательства, а также обеспечение высокого уровня информированности населения о государственной Программе жилищных субсидий.

1.3.1. Принимать участие в разработке рекомендаций по штатной численности отделов субсидий.

1.3.2. Разработать информационно-аналитические материалы по итогам работы отделов субсидий города в 1998 г.

1.3.3. Выработать механизм распространения передового опыта работы отделов субсидий г. Харькова с целью повышения качества реализации государственной программы субсидий в г. Харькове».

Основные направления социальной защиты населения г. Харькова

«Основными направлениями социальной политики горисполкома в сфере труда и занятости населения являются:

– содействие занятости населения;

– предотвращение массовой безработицы;

– социальная защита неконкурентоспособных на рынке труда граждан, путем предоставления дополнительных возможностей для трудоустройства;

– профессиональная ориентация, подготовка и переподготовка незанятого населения профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда;

– организация оплачиваемых общественных работ;

– предоставление социальной и материальной помощи безработным и членам их семей».

Основные направления социальной защиты населения г. Харькова

«Ассоциация работников социальных служб (межрегиональная) (МАРСС) добровольное общественное объединение сотрудников социальных служб, деятелей органов социального управления, преподавателей, ведущих подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе…

основные цели деятельности Ассоциации:

– содействие созданию, развитию и совершенствованию системы социального обслуживания в РФ;

– стимулирование развития социальной работы как основной сферы профессиональной деятельности в России.

МАРСС ставит перед собой такие задачи, как: оказывать влияние на государственную социальную политику, развивать как государственные, так и негосударственные формы социального обслуживания, стимулировать привлечение граждан к участию в социальной работе, способствовать возрастанию престижа и авторитета социальных работников, содействовать законодательному, организационному и материальному обеспечению труда работников социальных служб, повышать уровень профессионального мастерства социальных работников, организовывать исследования в области социальной работы, осуществлять публикацию и распространение материалов по проблемам деятельности учреждений социального обслуживания и их специалистов, развивать сотрудничество с отечественными и зарубежными коллегами, защищать социальные и профессиональные права членов Ассоциации».

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 7.

«Армия спасения — международная организация, занимающаяся благотворительной и евангелистской работой. Образованная в 1878 г. английским священником Уильямом Бутом Армия спасения построена по военному принципу, включая ношение формы, присвоение военных званий. Ее целью является борьба со злом и человеческими страданиями. У нее есть своя программа, которая реализуется в более чем 100 странах с использованием 127 языков. Международный центр А. с. находится в Лондоне. Армия насчитывает 14 000 корпусов (приходов), а также большое количество социальных, медицинских, образовательных и других общественных служб. Международная программа Армии спасения включает следующие направления:

– предоставление жилища бездомным. Армия спасения является домом для более чем 30 000 людей, о которых она заботится;

– еда для голодных. Действуют около 1 500 столовых;

– забота о пожилых людях. Около 15 000 пожилых людей проводят осень своей жизни в 258 домах престарелых, принадлежащих Армии спасения;

– забота о женщинах. Более 600 женщин могут быть размещены в 50 родильных домах и клиниках, тогда как еще 1 600 женщин находят приют и безопасность в 31 доме для женщин;

– работа с детьми. 224 детских дома, 334 яслей, 27 домов отдыха, 133 ла­геря отдыха и 531 клуб и игровой центр помогают делать счастливее 20 000 детей ежегодно;

– образование. Более 1 000 начальных и средних школ дают возможность получить образование 280 000 детям. Еще 3 500 студентов проходят курс обучения в 28 домашних научных и торговых школах;

– помощь семьям. Например, в 1987 г. А. с. помогла более чем 2 млн. семей;

– больницы и клиники. В 237 больницах и клиниках А. с. 205 000 человек получили стационарное лечение, а около 3 млн. человек прошли лечение амбулаторно;

– борьба с проказой. Три лепрозория обеспечивают проживание и лечение более 200 больных проказой;

– реабилитационные центры. После лечения в больнице или клинике Армий спасения нет более подходящей атмосферы для восстановления здоровья, чем та, которую находят выздоравливающие в одном из 20 реабилитационных центров;

алкоголизм  и наркомания. 105 приютов и центров для больных алкоголизмом, а также сеть программ лечения наркомании, реализуемых по всему миру, дали Армии спасения возможность помочь за прошедший год более чем 15 000 человек с проблемами такого рода;

– помощь слепым. 15 учреждений обеспечивают жильем и обучением более 1 300 слепых;

– помощь инвалидам. Армия спасения обладает 28 специально построенными приютами для инвалидов, в которых размещается более 1 500 человек; организовано также 14 лиг для глухонемых;

– отношения с военнослужащими. Более 200 столовых, передвижных подразделений и общежитий удовлетворяют потребности людей, служащих в вооруженных силах;

– пропавшие родственники. Благодаря поискам, проведенным Армией спасения, было найдено более 9 500 пропавших родственников;

– помощь заключенным. Была оказана помощь в суде в 224 000 случаев, Армия спасения взяла под свою опеку более 250 000 заключенных, и 25 000 из них получили помощь по освобождении;

– исправительные и испытательные заведения. 124 таких дома, которые управляются Армией спасения, размещают более 2 000 юных правонарушителей;

– предотвращение самоубийств. За прошедший год ночные патрули Армии спасения, ее спасательные и предназначенные для предотвращения самоубийств команды помогли более 15 000 человек;

– консультационные центры. В течение года более 63 000 человек получили консультации у персонала Армии спасения;

– забота о членах Армии спасения. 29 домов отдыха для офицеров и 26 до­мов для вышедших в отставку обеспечивают комфортабельное проживание для тех, кто посвятил жизнь служению в Армии спасения».

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 16–17.

«Ассоциация социальных педагогов и социальных работников (АССОПиР) добровольное объединение специалистов в области социальной защиты населения стран СНГ, а также всех, кто занимается воспитанием детей, подростков и молодежи. Создана в июне 1990 г., имеет свыше 20 тыс. членов.

Цель Ассоциации — способствовать созданию воспитывающей среды, условий для культурного, нравственного, интеллектуального, профессионального и физического саморазвития личности, объединению детей и взрослых.

Высшим руководящим органом АССОПиР является конференция, которая избирает президента и вице-президентов, правление и ревизионную комиссию. Летом 1992 г. Ассоциация вошла в состав Международной федерации социальных работников».

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 22.

«Международная федерация социальных работников (МФСР) — создана в 1956 г. …

основные цели МФСР:

– поддерживать национальные организации, активно участвующие в социальном планировании и выработке социальной политики своих стран, а также в международном масштабе;

– содействовать различным социальным акциям и программам, проводимым под флагом МФСР и ее национальными ассоциациями;

– обеспечивать деловые контакты между социальными работниками разных стран, устойчивый обмен полезной информацией и идеями, организовывать профессиональные встречи, научные симпозиумы и дискуссии.

Высшим органом МФСР является Генеральный съезд (конгресс), собирающий представителей от всех входящих в нее стран. Съезд утверждает программу действия. Ее реализацией занимается Исполнительный Комитет.

Ныне в состав МФСР входит более 50 национальных организаций. Наряду со странами Европы и Америки в этом мировом сообществе представлены и такие государства, как, например, Нигерия, Зимбабве, Бахрейн, Малайзия, Шри-Ланка и др.

МФСР имеет свои штаб-квартиры в Европе и Америке, свои представительные службы в таких авторитетных учреждениях ООН, как ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ».

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 168–169.

«Идеология независимой жизни рассматривает инвалидность  как ограниченное умение человека ходить, видеть, слышать, говорить или мыслить обычным образом, обусловленное психологическими, физиологическими, функциональными нарушениями или аномалиями. Помощь в осуществлении этих возможностей человек, имеющий инвалидность, может ожидать и получить от социальных служб, создание которых должно быть нормой в обществе, если оно руководствуется принципом равенства прав человека».

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 201.

«…человек в инвалидной коляске может жить полной жизнью, если архитектурная среда будет доступной для него и если государство предоставит ему систему социальных служб, которым он мог бы делегировать свои проблемы».

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 202.

«Так, в 1970 г. родилась программа образования для студентов, имеющих самые серьезные формы инвалидности. В ее основу был положен принцип, резко отличающийся от прежде существующего: человек, имеющий инвалидность, лучше других знает, как и чем можно ему помочь; он должен быть признан главным экспертом по проблеме инвалидности и допущен к принятию решений, затрагивающих интересы таких же, как и он, людей; он может жить независимой жизнью, если для него будут созданы соответствующие социальные службы, помогающие ему преодолевать физические барьеры. В 1972 г. появился первый в мире Центр независимой жизни. Его целью стало обучение людей, имеющих инвалидность, развитие идеологии независимой жизни, осуществление программ экспертного консультирования, открывающего перед людьми с самыми сложными формами инвалидности дорогу к независимой жизни. В 1978 г. г. Делонг (Новый английский медицинский центр Бостон) сформулировал три теоретических суждения, которые были положены в основу идеологии движения за независимую жизнь и впоследствии стали основными элементами при создании служб в структуре центров независимой жизни: 1. Суверенитет потребителя. Человек, имеющий инвалидность — основной потребитель социальных служб и является главным защитником своих интересов. Он должен быть допущен к прямому участию в решении социальных проблем, связанных с инвалидностью. 2. Самоопределение. Люди, имеющие инвалидность, должны в первую очередь опираться на свои способности и умения для того, чтобы добиться прав и привилегий, на которые они претендуют. 3. Политические и экономические права. Люди, имеющие инвалидность, должны получить право участвовать в политической и экономической жизни общества.

В 1978 г. Конгресс США официально принял положение об оказании поддержки программам независимой жизни как части программ Администрации реабилитационных служб. В Закон о реабилитации 1973 г. была внесена поправка: «всеобъемлющие службы, обеспечивающие независимую жизнь». Таким образом, было закреплено право на существование центров независимой жизни, которые основывались на поддержке общества и направляли свою деятельность на обеспечение людей, имеющих инвалидность, обучающими материалами, транспортом, помощью ассистентов, организацию консультаций экспертов (главными экспертами по проблемам инвалидности определялись люди, имеющие инвалидность) и других форм социального обслуживания. Введение указанной поправки в Закон о реабилитации положило начало расширению движения людей, имеющих инвалидность, за независимую жизнь, которое перешагнуло границы США. Центры независимой жизни появились в Канаде, Швеции, Голландии, Бельгии, Англии.

Международное движение за независимую жизнь способствовало появлению сети альтернативных социальных служб, которые: усилили влияние людей, имеющих инвалидность, на социальную политику и укрепили свои экономические и политические права; ослабили влияние профессионалов в принятии решений, затрагивающих интересы людей, имеющих инвалидность; существенно ограничили патерналистический подход к проблеме инвалидности, рассматривающий людей с ограниченными возможностями как пассивных пациентов».

Словарь-справочник по социальной работе / Беличева С.Л. и др. — М., 1997. — С. 202–203.

«Оклендский центр поддержки независимости в Калифорнии является управляемым клиентами центром для бездомных. Центр обслуживается и управляется клиентами, и используется тоже клиентами. Через планерки, комитеты и представительский совет сообщества клиенты этой программы полностью контролируют работу и исполнение программы. Центр в основном обслуживают людей с нарушениями психики и бывших пациентов психиат­рических клиник. Главными целями центра являются: содействовать людям в получении дохода, находить жилье, оказывать поддержку для того чтобы они снова не превратились в бездомных…

Философия Оклендского центра поддержки независимости бывших больных — это, в основном, философия взаимопомощи. Бездомные, инвалиды или бывшие пациенты могут помочь себе и другим. Люди, которые не имели жилья и понимают цену этого тяжелого опыта, идеально подходят для оказания помощи другим в аналогичных проблемных ситуациях. «Люди, которые были, но больше не являются бездомными, вселяют надежду в других, что и их жизнь также улучшится».

М. Лосэн. Мнение клиента // За пределами ухода в сообществе. Опыт нормализации и интеграции / Под ред. Ш. Рамон. — Амстердам-Киев, 1996. — Гл. 3. — С. 96.

«Практически Оклендский центр предлагает место, чтобы встречаться, общаться, заводить друзей. Здесь есть бесплатная пища, группы поддержки и прочая деятельность в том месте, которое надежно и безопасно. Центр предлагает почтовые услуги, пользование душем и ванной, информацию, питание, жилье и прочие необходимые услуги. Здесь помогают в получении социальной помощи, содействуют претендентам на денежные пособия. Здесь помогают найти безопасное, приличное, доступное по средствам жилье. Здесь имеется неформальная консультация: один клиент консультирует другого. Здесь имеется менеджер по оказанию материальной помощи, обучению навыкам самостоятельного проживания и перехода к другим программам, обслуживающим бездомных, содействующим в предоставлении помощи бывшим клиентам пси­хиатрических служб.

Нам надо больше служб такого типа в каждом большом и маленьком городе, если мы действительно намерены начать интеграцию в окружающее нас общество».

М. Лосэн. Мнение клиента // За пределами ухода в сообществе. Опыт нормализации и интеграции / Под ред. Ш. Рамон. — Амстердам-Киев, 1996. — Гл. 3. — С. 95–96.

«Давно вже потрібно створити в масштабах держави консультаційні пункти при управліннях соціального захисту чи спеціальні чорнобильські дні, в які пенсіонери-чорнобильці могли б «без напруження» отримати відповіді на всі свої запитання, не обов’язково з конфліктної ситуації. Бажано, щоб консультації ці проводила людина, що знається на чорнобильських проблемах, а не фах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: