Структура и функции текстов

Язык текстов Живой Этики специфичен, отражает афористичность и образность, ха­рактерную для философской и культурной традиции Востока, да и само их содержание многослойно. Последователи Агни Йоги считают, что тексты Живой Этики расширяют соз­нание, очищают биопсихическое поле человека, и эта их функция неотделима от специфики языка, которым они написаны. В текстах Агни Йоги одинаково важны как вибрационный, ритмический ком­понент, так и смысловой, вербальный. Первый способствует формированию особых измененных состояний сознания, подобных тем, которые возникают при чтении мантр или дзэн-буддийскихкоанов, и ведет к особой интерпретации смыслового содержания. Акт чтения Живой Этики выступает актом «сопричастности Шамбале». Са­мо «слово» в учении Живой Этики рассматривается как важнейшее средство «одуховления» и просветления человеческой жизни (См.: Трофимова Е.А. Учение Живой Этики: слова и образы //Матерь Агни Йоги: Сборник. Новосибирск, 1989. С. 131-132).

Текст Живой Этики подобен мозаике, каждый отдельный фрагмент которой является частью целого, проявляющегося только после того, как все или многие фрагменты попали в поле зрения. Эффект расширения сознания связан с панорамным видением целого, которое наступает в определенный момент чтения. Качественный скачок, происходящий после накопления определенного количества информации, воспринимается читателем как озарение. В этом одна из задач и специфическая сверхпрограмма текста.

Утверждают, что в силу сложности и большого объема текста полный охват его может бьпъ произведен только структурами засознания — многомерной внутренней психики, так как целое ускользает от обычного вербально-логического мышления. Поэтому чтение текста выступает так же, как способ активизации высших структур бессознательной психики.

В текстах Живой Этики нет систематического, последовательного изложения теории. Читателю постоянно приходится проделывать внут [243] ренюю работу достраивания текста по различным линиям—онтологической, гносеологической, психологической, этической.

Учение о высших мирах

В фундаментеучения Агни Йоги о мире лежит учение о духовном огне. «Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь... Материя утверждается как огненная субстанции, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу высшую, которая есть 0гонь..» (Мир Огненный. III. § 60 //Агни Йога. В 3 т. Тольятти, 1992. Т. 2. С. 478) Огонь рассматривается как источник всех материальных и духовных форм и явлений во Вселенной. Трансформация огненной субстанции рождает совокупность миров.

Учение Агни Йоги в структуре мира выделяет: 1) Человеческий земной мир; 2) Тонкий Мир; 3) Огненный Мир; 4) Высшие сферы. В обычной земной жизни человек не воспринимает высших миров. Только огненное сознание, общее всем Мирам, может свидетельствовать о дальних жизнях. Более того, Иерархия высших существ обе­регает человечество от распространения сведений о Тонком Мире «по неполезному кругу» (См.: Братство //Мозаика Агни Йоги. Тбилиси, 1990. Кн. 2. С. 23).

Тонкий Мир населен разнообразными существами. Их общим свойством является отсутствие плотных физических тел. Среди них есть существа как низкого, так и высокого уровня развития. Материальный, земной мир рассматривается Агни Йогой как вторичный по отношению к Тонкому, духовному миру. «Каждый камень на планете создан мыслью» (Аум. § 23. Новосибирск, 1990. С. 16), — утверждает книга «Аум».

Еще более высоким и совершенным является Огненный Мир. Это мир, состоящий из «субстанции огня», высшей психической энергии: «Мир Огненный так же наполнен, как и другие сферы. Так же существа разных эволюций, но огненных степеней, стекаются для сотрудничества. Если плотное состояние под влиянием хаоса почти не принимает сотрудничества, если Тонкий Мир принимает сот­рудничество групповое, то Огненный Мир отличается сотрудничест­вом полным». Огненный Мир— первичный источник процессов и явлений как Тонкого, так и плотного земного мира. Все строится в Огненном Мире, затем опускается в тело тонкое; созданное на Земле лишь тень Огненного Мира.

Земной мир и высшие миры взаимопроникают друг в друга. Не только высшие миры питают Землю знергией: в свою очередь, человечество насыщает пространство своими эманациями и поддерживает их своей психической энергией. Состояние коллективной и индивидуальной психики человека оказывает влияние на всю совокупность миров, в том числе и физический. Каждое человеческое несовершенство духа отравляет также и физический мир, может вызвать землетрясения, бури и другие стихийные бедствия.

Учение об иерархии

Одним из краеугольных камней учения Агни Йоги является учение о космической иерархии. Иерархия Света пронизывает всю структуру мира, она представляет собой иерархию разумов на различных ступенях эво [244] люционной лестницы. Иерархи, стоящие на высших ее ступенях, не сверхъестественны, они прошли длинный путь эволюционного развития, реализовали свою богочеловеческую сущность и теперь помогают выполнить эту задачу другим.

В критические периоды развития Земли, когда чистота истины утрачивается и многие следуют ложными путями, великие иерархи воплощаются на Земле и в новые исторические эпохи, на новых языках приносят людям утраченную истину. К числу таких воплощенных иерархов Живая Этика относит основателей религий, философских учений, общественных реформаторов.

Однако это не единственная форма работы космической иерархии. Процессы и явления плотного мира, как физического, так и социаль­ного, зарождаются первоначально в Тонком Мире, а уже затем реализуются в плотной материи.

Местом обитания представителей иерархии — учителей человечества является легендарная Шамбала — твердыня света, географическое местонахождение которой в книгах Агни Йоги не указано.

Космической Иерархии Света противостоят силы хаоса и Иерархия Тьмы, цель которой — замедлить космическую эволюцию человече­ства, внести в нее дезинтеграцию. С ними Иерархия Света ведет упор­ную и самоотверженную борьбу. В проявленном мире развитие движется в противоположностях. Иерархия Света с необходимостью предполагает Иерархию Тьмы.

В Иерархии Тьмы есть силы, воплощенные на Земле: «черные ложи» Темной Иерархии раскинуты по всей планете и обычно размещаются в крупных городах. Назначение их — всячески вредить делам Иерархии Света и разлагать планету. Но еще более опасны темные существа, обитающие в низших слоях Тонкого Мира. Находясь в тонких телах, они «могут направить мысль на земных воплощенных», побудить их совершить преступления и грехи. Они могут вселиться в тела живущих на Земле. Тексты Агни Йоги говорят о близящейся окончательной битве сил Света и Тьмы.

Учение о человеке

Агни Йога считает человека продуктом длительного эволюционного развития, воб­равшим в себя опыт человеческих воплощений на протяжении миллионов лет. Человек концентрирует в себе мощные энергии; энергия, которой обладает человечество, способна повлиять на про­цессы планетарного и космического масштаба: «Нужно не забыть, что энергия, получаемая человечеством, нужна для правильного движения планеты. Когда же эта энергия становится отравленной, она ослабляет оградительную сеть и тем нарушает равновесие многих светил» (Мир Огненный. II. § 365. Новосибирск. 1991. С. 191).

Одним из главных законов человеческого существования является закон кармы. Агни Йога рассматривает карму как многомерный процесс, совокупность пересекающихся кармических линий. Карма [245] рас, племен и личности, карма давняя и настоящая — все они обра­зуют сложные клубки. Подчеркивая трудность изменения кармы, Агни Йога считает, что до известной степени ее можно регулировать. Че­ловек, прошедший множество воплощений, содержит в глубинах своего духа огромную информацию, не осознавая этого. Наслоения наблю­дений за многие жизни, сложенные в глубинах духа, образуют «спя­щую мудрость».

Дальнейшую эволюцию Земли Агни Йога рисует как двусторонний процесс взаимодействия Тонкого и плотного миров. Если люди минуют катастрофу, наступит время сближения двух Миров. Построение моста между Тонким и плотным мирами — первая задача человечества. Вто­рая задача, которая встанет после выполнения первой, — общение с дальними Мирами.

Этика

Агни Йога не случайно носит также название Живой Этики. Она уделяет большое внимание внутренней работе человека над собой, подробно рассматривает процесс самосовершенствования и восхождения ко все более высоким формам бытия и сознания. Самосовершенствование должно начинаться с отрешения от малых вредоносных привычек. Живая Этика указы­вает, от каких негативных качеств должен избавиться человек, чтобы достичь высших миров. Злоба, сомнение, недоверие, нетерпение, лень и прочие вдохновения Тьмы отделяют мир от Высших Сфер. Необ­ходимо также изгнать из человеческого обихода хулу на ближнего и кощунство на высшее, ибо они порождают «черное пламя» и пожирают «светлую ауру». Еще одно препятствие на пути к высшим мирам — чувство собственности, а потому «опытом жизни и почитанием Иерархии» необходимо освободиться от этого чувства.

Важным аспектом этической теории Агни Йоги является утверждение в земной жизни общечеловеческих ценностей: существует мно­гообразие в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества, а такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни. Выполнение этических принципов Агни Йоги рассматривается как магистральный путь духовной и физической эволюции человека и человечества, вос­хождения человека по ступеням космической иерархии. [246]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: