Язык текстов Живой Этики специфичен, отражает афористичность и образность, характерную для философской и культурной традиции Востока, да и само их содержание многослойно. Последователи Агни Йоги считают, что тексты Живой Этики расширяют сознание, очищают биопсихическое поле человека, и эта их функция неотделима от специфики языка, которым они написаны. В текстах Агни Йоги одинаково важны как вибрационный, ритмический компонент, так и смысловой, вербальный. Первый способствует формированию особых измененных состояний сознания, подобных тем, которые возникают при чтении мантр или дзэн-буддийскихкоанов, и ведет к особой интерпретации смыслового содержания. Акт чтения Живой Этики выступает актом «сопричастности Шамбале». Само «слово» в учении Живой Этики рассматривается как важнейшее средство «одуховления» и просветления человеческой жизни (См.: Трофимова Е.А. Учение Живой Этики: слова и образы //Матерь Агни Йоги: Сборник. Новосибирск, 1989. С. 131-132).
Текст Живой Этики подобен мозаике, каждый отдельный фрагмент которой является частью целого, проявляющегося только после того, как все или многие фрагменты попали в поле зрения. Эффект расширения сознания связан с панорамным видением целого, которое наступает в определенный момент чтения. Качественный скачок, происходящий после накопления определенного количества информации, воспринимается читателем как озарение. В этом одна из задач и специфическая сверхпрограмма текста.
|
|
Утверждают, что в силу сложности и большого объема текста полный охват его может бьпъ произведен только структурами засознания — многомерной внутренней психики, так как целое ускользает от обычного вербально-логического мышления. Поэтому чтение текста выступает так же, как способ активизации высших структур бессознательной психики.
В текстах Живой Этики нет систематического, последовательного изложения теории. Читателю постоянно приходится проделывать внут [243] ренюю работу достраивания текста по различным линиям—онтологической, гносеологической, психологической, этической.
Учение о высших мирах
В фундаментеучения Агни Йоги о мире лежит учение о духовном огне. «Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь... Материя утверждается как огненная субстанции, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу высшую, которая есть 0гонь..» (Мир Огненный. III. § 60 //Агни Йога. В 3 т. Тольятти, 1992. Т. 2. С. 478) Огонь рассматривается как источник всех материальных и духовных форм и явлений во Вселенной. Трансформация огненной субстанции рождает совокупность миров.
|
|
Учение Агни Йоги в структуре мира выделяет: 1) Человеческий земной мир; 2) Тонкий Мир; 3) Огненный Мир; 4) Высшие сферы. В обычной земной жизни человек не воспринимает высших миров. Только огненное сознание, общее всем Мирам, может свидетельствовать о дальних жизнях. Более того, Иерархия высших существ оберегает человечество от распространения сведений о Тонком Мире «по неполезному кругу» (См.: Братство //Мозаика Агни Йоги. Тбилиси, 1990. Кн. 2. С. 23).
Тонкий Мир населен разнообразными существами. Их общим свойством является отсутствие плотных физических тел. Среди них есть существа как низкого, так и высокого уровня развития. Материальный, земной мир рассматривается Агни Йогой как вторичный по отношению к Тонкому, духовному миру. «Каждый камень на планете создан мыслью» (Аум. § 23. Новосибирск, 1990. С. 16), — утверждает книга «Аум».
Еще более высоким и совершенным является Огненный Мир. Это мир, состоящий из «субстанции огня», высшей психической энергии: «Мир Огненный так же наполнен, как и другие сферы. Так же существа разных эволюций, но огненных степеней, стекаются для сотрудничества. Если плотное состояние под влиянием хаоса почти не принимает сотрудничества, если Тонкий Мир принимает сотрудничество групповое, то Огненный Мир отличается сотрудничеством полным». Огненный Мир— первичный источник процессов и явлений как Тонкого, так и плотного земного мира. Все строится в Огненном Мире, затем опускается в тело тонкое; созданное на Земле лишь тень Огненного Мира.
Земной мир и высшие миры взаимопроникают друг в друга. Не только высшие миры питают Землю знергией: в свою очередь, человечество насыщает пространство своими эманациями и поддерживает их своей психической энергией. Состояние коллективной и индивидуальной психики человека оказывает влияние на всю совокупность миров, в том числе и физический. Каждое человеческое несовершенство духа отравляет также и физический мир, может вызвать землетрясения, бури и другие стихийные бедствия.
Учение об иерархии
Одним из краеугольных камней учения Агни Йоги является учение о космической иерархии. Иерархия Света пронизывает всю структуру мира, она представляет собой иерархию разумов на различных ступенях эво [244] люционной лестницы. Иерархи, стоящие на высших ее ступенях, не сверхъестественны, они прошли длинный путь эволюционного развития, реализовали свою богочеловеческую сущность и теперь помогают выполнить эту задачу другим.
В критические периоды развития Земли, когда чистота истины утрачивается и многие следуют ложными путями, великие иерархи воплощаются на Земле и в новые исторические эпохи, на новых языках приносят людям утраченную истину. К числу таких воплощенных иерархов Живая Этика относит основателей религий, философских учений, общественных реформаторов.
Однако это не единственная форма работы космической иерархии. Процессы и явления плотного мира, как физического, так и социального, зарождаются первоначально в Тонком Мире, а уже затем реализуются в плотной материи.
Местом обитания представителей иерархии — учителей человечества является легендарная Шамбала — твердыня света, географическое местонахождение которой в книгах Агни Йоги не указано.
Космической Иерархии Света противостоят силы хаоса и Иерархия Тьмы, цель которой — замедлить космическую эволюцию человечества, внести в нее дезинтеграцию. С ними Иерархия Света ведет упорную и самоотверженную борьбу. В проявленном мире развитие движется в противоположностях. Иерархия Света с необходимостью предполагает Иерархию Тьмы.
В Иерархии Тьмы есть силы, воплощенные на Земле: «черные ложи» Темной Иерархии раскинуты по всей планете и обычно размещаются в крупных городах. Назначение их — всячески вредить делам Иерархии Света и разлагать планету. Но еще более опасны темные существа, обитающие в низших слоях Тонкого Мира. Находясь в тонких телах, они «могут направить мысль на земных воплощенных», побудить их совершить преступления и грехи. Они могут вселиться в тела живущих на Земле. Тексты Агни Йоги говорят о близящейся окончательной битве сил Света и Тьмы.
|
|
Учение о человеке
Агни Йога считает человека продуктом длительного эволюционного развития, вобравшим в себя опыт человеческих воплощений на протяжении миллионов лет. Человек концентрирует в себе мощные энергии; энергия, которой обладает человечество, способна повлиять на процессы планетарного и космического масштаба: «Нужно не забыть, что энергия, получаемая человечеством, нужна для правильного движения планеты. Когда же эта энергия становится отравленной, она ослабляет оградительную сеть и тем нарушает равновесие многих светил» (Мир Огненный. II. § 365. Новосибирск. 1991. С. 191).
Одним из главных законов человеческого существования является закон кармы. Агни Йога рассматривает карму как многомерный процесс, совокупность пересекающихся кармических линий. Карма [245] рас, племен и личности, карма давняя и настоящая — все они образуют сложные клубки. Подчеркивая трудность изменения кармы, Агни Йога считает, что до известной степени ее можно регулировать. Человек, прошедший множество воплощений, содержит в глубинах своего духа огромную информацию, не осознавая этого. Наслоения наблюдений за многие жизни, сложенные в глубинах духа, образуют «спящую мудрость».
Дальнейшую эволюцию Земли Агни Йога рисует как двусторонний процесс взаимодействия Тонкого и плотного миров. Если люди минуют катастрофу, наступит время сближения двух Миров. Построение моста между Тонким и плотным мирами — первая задача человечества. Вторая задача, которая встанет после выполнения первой, — общение с дальними Мирами.
Этика
Агни Йога не случайно носит также название Живой Этики. Она уделяет большое внимание внутренней работе человека над собой, подробно рассматривает процесс самосовершенствования и восхождения ко все более высоким формам бытия и сознания. Самосовершенствование должно начинаться с отрешения от малых вредоносных привычек. Живая Этика указывает, от каких негативных качеств должен избавиться человек, чтобы достичь высших миров. Злоба, сомнение, недоверие, нетерпение, лень и прочие вдохновения Тьмы отделяют мир от Высших Сфер. Необходимо также изгнать из человеческого обихода хулу на ближнего и кощунство на высшее, ибо они порождают «черное пламя» и пожирают «светлую ауру». Еще одно препятствие на пути к высшим мирам — чувство собственности, а потому «опытом жизни и почитанием Иерархии» необходимо освободиться от этого чувства.
|
|
Важным аспектом этической теории Агни Йоги является утверждение в земной жизни общечеловеческих ценностей: существует многообразие в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества, а такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни. Выполнение этических принципов Агни Йоги рассматривается как магистральный путь духовной и физической эволюции человека и человечества, восхождения человека по ступеням космической иерархии. [246]