Глава XIX свободомыслие в древнем мире

Зарождение свободомыслия

 Элементы свободомыслия, как говорят этно­графы, возникают уже на стадии разложения первобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами, которые не верили в духов, отрицали могущество шаманов. Видимо, такие взгляды были единичными и являлись следствием осознания своей собственной силы, ловкости и бесстрашия, а также обнаружения того что мистические силы не оказывают воздействия на трудовые процессы.

С возникновением классового общества, с появлением людей умственного труда, по мере развития культуры свободомыслие проявляется чаще, захватывая и демократические, и элитарные слои общества. Оно присуще всем народам древнего мира, хотя развивалось нерав­номерно. Так, в крупных рабовладельческих деспотиях Древнего Во­стока (Египет, Вавилон), где фараон или царь обладали правом распорядиться жизнью человека, а жрецы выделились в отдельную ка­сту, имели большую власть, свободомыслие пробивалось в духовную жизнь народа с трудом. Наиболее яркие проявления свободомыслия мы находим в Древней Греции и Риме. Благоприятные климатические и географические условия давали возможность человеку здесь чувст­вовать себя более независимым от природных стихий. Для древнегре­ческих городов-полисов было характерно демократическое устройство общества; свободных граждан здесь было больше, чем рабов, и они могли участвовать в управлении государством. Многие афинские граж­дане были грамотными. Жречество как особое сословие не сформирова­лось, ритуалы выполняли граждане, теология не была разработанной. Никто не был обязан верить в то, что говорили о богах и героях Гомер и Гесиод, хотя обрядовая сторона религии играла значительную роль, а страх перед богами и загробной жизнью присущ любому верующему греку или римлянину. В отличие от Египта или Вавилона в Греции и Риме развивалось философское учение, послужившее импульсом для критического осмысления религии.

При всем своеобразии регионов древнего мира в духовной культуре населявших их народов содержались элементы богоборчества, скептицизма, безрелигиозного восприятия мира и человека.

Богоборчество и скептицизм в культуре древнего мира

Богоборческие идеи нашли отражение во многих литературных памятниках древнего мира. В древнекитайской «Книге песен» («Ши-цзин», XI — VI вв. до н. э.) сохранился богатый материал, свидетельствующий о том, что рабы проклинали божество — «Верховного императора»: «Почему Верховное небо так не­справедливо? Почему оно так жестоко? Почему оно творит такое зло? [254] Почему оно лишило нас полной возможности жить?» (История китайской философии. М., 1989. С. 35). Представления богоборцев отражены в Библии. Так, в Книге Иова сомнения в спра­ведливости Бога возникают из-за великих страданий, выпавших на долю Иова. Автора волновал вопрос: почему страдает невинный человек, почему угнетены бедняки, вдовы и сироты, а богатые насильники процветают, почему вообще существует зло в мире, если Бог считается благим?

Настроения богоборчества обнаруживаются и в древнегреческой культуре. Еврипид (ок. 480 — 406 до н. э.) написал драму «Вакханки», в которой царь Фив борется с богом Дионисом. Эсхил (ок. 525 —456до н. э.) в драме «Прикованный Прометей» использует миф о титане Прометее, пожалевшем людей, которых хотел уничтожить Зевс. Прометей похитил у Гефеста огонь для людей, научил их счету, чтению, письму, искусствам, дал им знания. За нарушение воли Зевса Про­метей наказан, он жестоко страдает. Но богоборец Прометей пред­рекает падение Зевса и выражает свое отношение к богам: «Я ненавижу всех богов: они мне за добро мучением воздали». (Античная литература. Греция. Антология. М., 1989. Т. 1. С. 255).

Религиозные представления подвергаются сомнениям в двух памятниках Древнего Египта — «Песне арфиста» и в «Беседе разочарованного со своим духом» (XXII—XXI вв. до н.э.). В первом из них обнаруживается столкновение с традиционными верованиями: бесцельны усилия людей по соблюдению заупокойного культа; гробницы разрушаются, расхищается их содержимое. Здесь впервые выражено сомнение в загробном существовании: «Никто не приходит оттуда... чтобы рассказать о их пребывании». То же настроение в «Беседе...»: разочарованный стремится к самоубийству, но дух отговаривает его: «Если вспомнишь ты о погребении — это вызывание слез, это огорчение людей... Не выйдешь ты больше наружу, чтобы увидеть солнце!» (Цит. по: Матье М.Е. Из истории свободомыслия в Древнем Египте //Вопросы истории религии и атеизма. М., 1955. С. 382, 385).

Скептицизм нередко перерастал в прямое отрицание религии. В Индии в VI в. до н. э. появилось несколько философских школ, среди них — локаята (санскр. «лока» — мир, мирские дела). Воззрения локаятиков сохранились в сочинениях их идейных противников. Локаятики отвергли брахманистские идеи кармы и нирваны, сняли священный ореол с Вед, считая, что Веды «страдают пороками — лживостью, противоречивостью, многословием».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: