О причинах возникновения религии

В сочинениях целого ряда философов древности мы обнаруживаем первые попытки постичь сущность религии, ее причины, характер ее влияния на человека. Одним из первых поставил вопрос об источнике веры в богов Ксенофан из Колофона (VI в. до н. э). Согласно философу, источник веры в богов — сами люди, они творят богов по своему образу и подобию: «...эфиопы пишут своих богов черными и с приплюснутыми носами, фракийцы — рыжими и голубоглазыми, мидяне и персы — также подобными себе, египтяне также изображают их по собственному образу» (Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 172).

Философы античности создали широкий спектр самых разных идей о происхождении религии. Софист Продик из Кеоса (V в. до н. э) полагал, что боги — олицетворение полезного: «Солнце, Луну, реки, источники и вообще все полезное для нашей жизни древние наименовали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне Нил» (Секст Эмпирик. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 246). Некоторые мыслители считали веру в богов результатом обмана со стороны государственных мужей. Критий (V в. до н. э.) выдвинул следующую версию. Было время, когда жизнь человека покорялась только грубой силе. Затем в обществе ввели карательные законы против преступников, но они совершали насилие тайно. Тогда один изобретательный человек стал уверять, что существует божество, которое все видит, слышит, за всем наблюдает. Эвгемер из Мессены [257] (IV до н. э.) выдвигает гипотезу: боги — это люди доисторических времен, которые выделялись умом и силой" (См. Там же).

Суждения о происхождении религии Демокрита (ок. 470 или 460 до н. э.) - умер в глубокой старости) из Абдеры связаны с его философским учением. В его учении нет веры в божественное провидение, о всемогущество богов. Он допускал существование богов, но считал, что это не что иное, как естественные стихии, состоящие, как и все в мире, из атомов. Из атомов же, по Демокриту, состоит и душа че­ловека. Когда человек умирает, ослабевшее тело не может их удер­жать и они рассеиваются в воздухе, душа смертна. Тем самым преодолевался страх перед смертью: ведь по поверьям древних греков, посмертное существование в Аиде не сулит человеку ничего хорошего.

Демокрит объяснял веру в богов страхом перед неподвластными человеку силами природы, непониманием этих сил: люди «пришли к представлению о богах, исходя из непонятных явлений, происходящих в мире... Первобытные люди, наблюдая небесные явления, как, например, громы, молнии, перуны и встречи звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас, думая, что причиной этому — боги» (Цит. по: Лурье С.Я. Демокрит. Тексты, перевод. исследования. Л., 1970. С. 357). О страхе перед непонятными явлениями природы как причине веры в богов говорил и Эпикур (341 — 270 до н. э.), добавив, что эта вера основывается и на страхе перед смертью.

Марк Туллий Цицерон (106—43 дон. э.), излагая разные учения о богах, как религиозные, так и нерелигиозные, приводит суждения одного из персонажей; после длительного рассмотрения доводов за и против бытия богов он заключает: «Порой начинает казаться, будто вовсе нет никаких богов» (Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. С. 80).

Основные положения античной философии о религии обобщил пос­ледователь Эпикура Тит Лукреций Кар (99—55 до н. э.). Цель его поэмы «О природе вещей» — освободить людей от гнета религиозных суеверий, поскольку он видит в них страшное зло для человечества. Лукреций пишет о «лике ужасном религии», которая повергает смер­тных долу, рождает нечестивые и преступные деяния. Так, вожди гре­ков для ниспослания судам счастливого выхода в море пролили руками отца на жертвеннике кровь Ифианассы. Кроме того, религия отравляет душу страхом перед загробным миром. Лукреций доказывает, что в религии отражается земная жизнь, но отражается она в искаженном свете. Религия — это вымысел; «все это вымыслы, Меммий» — и то, что боги изготовили природу, и то, что нам надо славить богов. Не­лепые идеи придумали пророки, и люди поддаются их «ужасающим вещаньям», «бредням». Основа религии — страх перед грозными силами природы, результат невежества людей, незнания ими причин явлений; ее рождает и страх смерти, а также сновидения. Лукреций дает гуманистическую трактовку отношения человека к смерти, он полагает, что душа погибает со смертью, «значит, нам смерть — ничто и ничуть не имеет значенья», что никаких ощущений со смертью не [258] будет, «ибо отжившее все вытесняется новым, восстановляются вновь одни из других непременно, и не уходит никто в преисподней мрачную бездну» (Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Кн. III, 830, 964-966. М., 1983. С. 115-118). Люди должны постичь законы природы, разобраться в своем собственном духовном мире, знать причины создания мифов о богах, научиться мужественно воспринимать смерть.

Глава XX СВОБОДОМЫСЛИЕ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: