распространилась и до нашего народа русского дошла:
и похвала князю нашему Владимиру [...]
Благословен Господь Бог израилев, Бог христианский, что посетил народ свой и сотворил избавление людям своим, что не позволил творению своему до конца идольским мраком одержиму быть и от бесовского служения погибнуть, но направил прежде племя Авраама скрижалями и законом, а после через сына своего все народы спас евангелием и крещением, вводя их в обновление воскресения — в жизнь вечную [...].
Закон ведь — предшественник и слуга Благодати и истины, истина жеи Благодать - слуги будущего жизни нетленной. Как Закон приводит подчиняющихся ему к благодатному крещению, так и крещение сынов своих препровождает к вечной жизни. Моисей и пророки о пришествии Христа поведали, Христос же и апостолы его - о воскресении и о будущей жизни.
Излагать в писании сем пророческие проповеди о Христе и апостольские учения о будущем веке было бы излишне и клонилось бы к тщеславию. Ибо то, что писано в иных книгах, и вам уже ведомо, здесь вам предлагать было бы знаком дерзости и славолюбия, — ведь не для невежд мы пишем, а для насытившихся с избытком сладости книжной; не для врагов Божьих иноверных, а для сынов его, не для чужих, а для наследников небесного царства. И только о Законе, данном через Моисея, и о Благодати и истине, пришедших благодаря Иисусу Христу, повесть сия.
|
|
И что принес Закон? И что — Благодать? Прежде был дан Закон, потом — Благодать, прежде тень — потом и истина. Образ же Закону и Благодати — Агарь и Сарра, сначала — раба, потом — свободная. Да уразумеет это читающий. Как Авраам в юности своей имел жену Сарру, свободную, а не рабу, так и
Бог сначала пожелал и замыслил сына своего в мир послать и тем Благодать явить. Сарра же не рожала, потому что была она бесплодной; не была, впрочем, она бесплодной, но предназначено ей было промыслом Божиим в старости родить. Безвестная пока и утаенная премудрость Божия скрыта была от ангелов и людей не как несуществующая, но как утаенная, с тем чтобы явиться в конце века. Сарра сказала Аврааму: «Вот, обрек меня Господь не рожать, войди к рабе моей Агари и роди от нее».
Так и Благодать сказала Богу: «Еще не пришло время сойти мне на землю и спасти мир, сойди на гору Синай и дай Закон». Послушал Авраам речи Сарры и вошел к рабе её Агари, — внял же и Бог словам Благодати и сошел на Синай. Родила Агарь раба от Авраама, рабыня — родила раба, и дал Авраам имя ему: Измаил. Принес же и Моисей с Синайской горы Закон, а не Благодать, тень, а не истину.
После сего, когда Авраам и Сарра уже состарились, явился Бог Аврааму, сидящему пред дверьми шатра своего в полдень, у дуба Мамврийского. Авраам пошел навстречу ему и поклонился ему до земли, и принял его в шатер свой. Когда век сей стал к концу приближаться, посетил Господь человеческий род и сошел с небес, в утробу девицы входя. Приняла девица его с поклоном в шатёр тела своего, бесстрастно, так говоря ангелу: «Я раба Господня, пусть будет со мной по слову твоему». И тогда отверг Бог лоно Сарры, и, зачав, родила Исаака, свободная — свободного. Также и Бог, когда посетил человечество, то явилось ранее безвестное и сокрытое, — родилась Благодать и истина, а не Закон, — сын, а не раб. Когда был вскормлен отрок Исаак, когда окреп, сотворил великий пир Авраам, когда вырос Исаак, сын его. Когда Христос уже был на земле, но Благодать еще не окрепла, а укреплялась в течение тридцати лет, все годы Христос в ней таился, и как вырос и окреп, явилась Благодать Божия всем людям в реке Иорданской, и тогда устроил Бог пир и угощение великое тельцом, вскормленным от рождения, — возлюбленным сыном своим Иисусом Христом, созвав на общий праздник земных и небесных, собрав воедино ангелов и людей.
|
|
После этого увидела Сарра Измаила, играющего с ее сыном Исааком, увидела и то, как обидел Измаил Исаака, и сказала она Аврааму: «Прогони рабу с сыном ее, не должен наследовать сыну рабыни сын свободной». [...] Так и свободная Благодать, увидев, что дети ее христиане терпят обиды от иудеев, сынов рабского Закона, возопила к богу: «Прогони иудеев с их Законом, рассей по странам». Ибо какая связь тени с истиною, иудейства с христианством? И изгнана была рабыня Агарь с сыном ее Измаилом, и Исаак, сын свободной, стал наследником отцу своему Аврааму. И изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, а сыны Благодати христиане сделались наследниками Богу и отцу. Как исчезает свет луны, когда сияет солнце, как проходит холод ночи, когда солнечная теплота согревает землю, так и Закон отошел, когда явилась Благодать [...]. Ибо Закон и прежде был, ненадолго вознесся и отошел, вера же христианская хотя и появилась позже, но стала выше Закона и распространилась на множество народов. Благодать Христова всю землю охватила и как вода морская покрыла ее [...].
Так и следовало Благодати и истине воссиять в новых людях: ведь не вливают, по словам Господа, вина нового, то есть учения благодатного, в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе, а то и мехи порвутся, и вино прольется. Если не могли иудеи Закона подобие удержать, но многократно идолам поклонялись, то как могли бы сохранить учение истинной Благодати? Для нового учения нужны новые мехи — новые народы, тогда и то и другое ненарушимо будет. Так и было: вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла, и озеро Закона пересохло, а евангельский источник наводнился и всю землю покрыл и на нас пролился. Вот уже и мы со всеми христианами славим святую троицу, и Иудея молчит [...]. И мы уже не идолослужителями называемся, но христианами, и живем уже не без надежды, но уповаем на жизнь вечную. И уже не капища сатанинские сооружаем, но Христовы церкви созидаем, уже не приносим бесам в жертву друг друга, но знаем, что Христа за нас заклали и пригвоздили к кресту в жертву Богу и отцу. И уже не погибаем, вкушая жертвенную кровь, а спасаемся, вкушая пречистую кровь Христа. Все страны Бог наш помиловал и о нас позаботился: пожелал и спас нас, привел к познанию истины [...].
Хвалит хвалебными словами Римская страна Петра и Павла, благодаря которым уверовала она в Иисуса Христа, сына Божия; Азия, Эфес и Патмос хвалят Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, города и люди чтут и славят каждого из своих учителей, которые научили их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, как сумеем, совершившего великое и дивное — нашего учителя и наставника, великого кагана земли нашей — Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые, в свое время владычествуя, прославились мужеством и храбростью, во многих странах их победы и силу и поныне вспоминают и славят. Ведь не в бедной и неизвестной стране были они владыками, но в русской, о которой знают и наслышаны во всех четырех концах земли. Сей славный от славных родился, благородный от благородных — князь наш Владимир, и когда он вырос, когда окреп после детской младости или, лучше сказать, утвердился в силе и крепости своей, в мужестве и разуме преуспел, тогда стал единодержцем земли своей, подчинив себе соседние народы: некоторые — миром, а непокорных - мечом. И жил он так во время свое, землёю своею управлял правдою, мужеством и разумом, и была явлена ему милость вышнего, заметило его всемилостивое око благого Бога, и воссиял разум в сердце его — уразумел он суету языческого заблуждения и обратился к единому Богу, сотворившему всю тварь — видимую и невидимую. А особенно наслышан он был всегда о православной земле греческой, христолюбивой и сильной верою, наслышан, как чтут там единого Бога в троице и поклоняются ему, какая власть духовная и чудеса, и знамения творятся там, как церкви там полны людей, как в селах и городах благоверных все прилежны к молитве, все пред Богом стоят. Услышав все это, возжелал сердцем и возгорелся духом — решил быть и ему христианином, и всей земле его — христианской. Так и исполнилось по благоволению Бога к роду человеческому. Совлек князь наш с себя ветхие ризы, а с ними и ветхозаветного человека, сложил одежду тленную, отряс прах неверия и, войдя в святую купель, возродился от Духа и воды. В Христа крестился, в Христа облекся и вышел из купели просветленным для нетленной жизни и воскресения, имя принял вечное и славное из рода в род — Василий, по которому и записан в книге жизни в вышнем граде — нетленном Иерусалиме. После всего случившегося с ним не остановился он в подвиге благоверия, и не только в одном этом проявил он свою любовь к Богу, но еще к большему подвигся и повелел всему народу своему креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно во всех городах славилась Святая Троица, чтобы все стали христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые люди, богатые и убогие. И не было ни одного противящегося его благочестивому повелению: а если кто и не по любви, то по страху перед повелевшим крестился, ибо благоверие в нем сопряжено было с властью. В едино время вся земля наша восславила Христа с отцом и со святым духом. Тогда начал мрак языческий от нас удаляться, и занялась заря благоверия; тогда тьма служения бесовского исчезла, и солнце Евангелия нашу землю осветило: ныне капища разрушаются и церкви воздвигаются, идолы низвергаются, и иконы святых появляются, бесы убегают, и кресты города освящают, пастыри словесных овец Христовых — епископы, и попы, и дьяконы — бескровную жертву приносят, весь клир украсил и облек в благолепие святые церкви. [...]
|
|
|
|
Как же мы тебя восхвалим, о досточтимый и славный, среди земных владык самый мужественный, Василий?! Как доброте твоей сможем надивиться, крепости и силе? Какую благодарность воздадим тебе за то, что через тебя познали мы Господа и избавились от заблуждения языческого, как отблагодарим за то, что по твоему повелению на всей земле нашей славится Христос? Как же назвать нам тебя: христолюбец, друг правды, вместилище смысла, гнездо милосердия? Как разгорелась в тебе любовь к Христу? Как вселился в тебя разум, который выше разума земных мудрецов? Как ты возлюбил невидимого и о небесном задумался? Как искал ты Христа? Как предался ему? Поведай нам, рабам своим, поведай нам, учитель наш! Откуда пахнуло на тебя благовонием святого духа? Кем подана тебе сладкая чаша мысли о будущем веке? Как познал и увидел, что благ Господь? Ведь не видел ты Христа, не следовал за ним, как же стал ты его учеником? Иные и видели его, да не уверовали. Ты же, не видя, поверил. Поистине сбылось в тебе благословение господа Иисуса, сказанное Фоме: «Блаженны не видевшие, но веровавшие». [...]
Кто поведает нам о многих твоих ночных бдениях и о дневных твоих щедротах, которые ты оказываешь бедным, сиротам, больным, обремененным долгами и всем, нуждающимся в помощи. Слышал ведь, как говорил Господь через Даниила Навходоносору-царю: «Совет мой да благоугоден тебе будет, царь На-входоносор, грехи твои милостынями искупи и беззакония твои — щедростью к нищим». И слышал ты, отче, светильник наш, не оставляй в ушах только сказанное, но делом исполни слышанное: просящим подай, нагих одень, жаждущих и голодных накорми, больным пошли всякое утешение, должников искупи, рабов освободи. Твои щедроты и милости и доныне поминаются людьми, но еще выше они перед Богом и ангелами его, ибо ради любезной Богу милостыни много стараешься ты, как вечный раб Христа. Помогает мне слово написанное: «Милосердие восхвалится на суде». Милостыня мужа — как печать его, ибо по слову всесильного и милосердного Господа «блаженны милостивые, потому что и они помилованы будут». Или иное апостольское свидетельство приведем о тебе от святых писаний, сказанное Иаковом-апостолом о том, что отвративший грешника от заблуждений на пути его спасет душу свою от смерти и снимет множество грехов. Да если бы только одного человека обратил ты в христианство, и то было бы велико возмездие от благого Бога; какое же полное спасение ты должен обрести, о Василий, и от бремени каких грехов ты не освободишься, ведь не одного отвратил ты человека от заблуждений языческой погибели, не десятую даже часть города, но всю область сию. Показывает нам и уверяет нас сам спаситель Христос в том, какой славы и чести удостоил он тебя на небесах, так он говорит: «Кто признает меня перед людьми, того признаю и я перед отцом своим, сидящим на небесах». И если о тебе узнает от Христа Бог-отец, то твое исповедание о Христе было только перед людьми. Каких только похвал ты не получил от него за признание, что сын Божий есть Христос, за то, что веру его утвердил не в едином соборе, но на всей земле этой, и церкви Христовы воздвиг и служителей ему поставил. Подобный великому Константину, равный ему в любви к Христу и в почитании служителей его! Тот со святыми отцами Никейского собора законы для людей определил, а ты, с первыми нашими отцами епископами часто собираясь, с великим смирением советовался с ними, как установить закон сей среди людей, недавно познавших Бога. Тот еллинское и римское царство Богу покорил, — ты тоже сделал в Руси. И как у тех, так и у нас Христос стал именоваться царем. Тот с матерью своей Еленой крест из Иерусалима принес и, разослав его по миру, веру укрепил; а ты с бабкою твоею Ольгою, принесши крест из нового Иерусалима — Константинополя, — поставил его на своей земле. Тебя, подобного Константину, бог удостоил одинаковой с ним славы и почестей на небесах, все это благоверия твоего ради, которое имел ты в жизни своей.
Верный свидетель благоверию твоему, о блаженный, святая церковь Богородицы Марии, которую ты создал на правоверной основе, где и поныне мужественное твое тело лежит, ожидая звука трубы архангельской.
Добрый весьма и верный соратник сын твой Георгий, которого сделал господь наследником твоего владычества, не нарушающего твоих уставов, но укрепляющего их, не умаляющего совершенного твоим благоверием, но еще больше созидающего, не искажающего, но упорядочивающего, который неоконченное тобой закончил, как Соломон дела Давида, и создал дом Божий и святой в честь его премудрости на святость и освещение граду твоему, и украсил его великою красотою: золотом, и серебром, и каменьем драгоценным, и сосудами дорогими, так что церковь эта вызывала удивление и похвалы во всех странах, лежащих окрест. И не найдется подобной ей во всем земном севере от востока и до запада! Славный город твой Киев величием, как венцом, украсил и вручил людей твоих и город святой всеславной, скорой на помощь христианам святой Богородице; ей же и церковь на великих вратах создал во имя первого господского праздника — святого благовещения, так что приветствие архангела, данное деве, будет и для града твоего. Деве сказано было: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою»; а граду можно сказать: «Радуйся, благоверный город, Господь с тобою».
Встань, о честный властитель, из гроба твоего, встань, отряси сон, ведь ты не умер, но спишь до общего для всех Воскресения. Встань! Ты не умер! Не следует умирать тебе, уверовавшему в Христа — жизнь всего мира. Прогони сон, возведи очи и взгляни, каких почестей удостоил тебя Господь и на земле память о тебе оставил в сыне твоем.
Встань, посмотри на сына своего Георгия, посмотри на рожденного тобой, посмотри на возлюбленного своего, посмотри на того, кого Господь вывал из чресл твоих, посмотри на украшающего престол земли твоей и возрадуйся, возвеселись!
Посмотри и на благоверную сноху твою Ирину, посмотри на внуков твоих и правнуков, как они живут, как хранимы господом, как благоверие сохраняют, завещанное тобой, как часто посещают они святые храмы, как славят Христа, как поклоняются имени его. Посмотри и на город, сияющий величием, посмотри и на церкви цветущие, на христианство растущее, посмотри на город блистающий, иконами святых освещаемый, фимиамом благоухающий, оглашаемый святыми хвалами и божественным пением. И все это увидев, возрадуйся и возвеселись, и похвали благого Бога, устроителя всего этого. Посмотри же на все это, хотя бы не телом, но духом, ибо Господь дает тебе увидеть это. Итак, о том радуйся и возвеселись, что семена веры, тобою посеянные, не иссушены были зноем неверия, но орошены дождем Божией помощи и изобильно расплодились [...]. Радуйся, учитель наш и наставник, благоверию. Ты правдою одет, истинною обут, разумом венчан и милостью, как гривною и украшением золотым, красуешься. Ты, о честная глава, был одеждой нагим, кормителем алчущих, ты был прохладою для жаждущих, вдовам — помощникам, странникам — покоем, ты был покровом для не имеющих крова, ты был заступником обижаемых, добрым подателем для нищих [...].
Еще больше помолимся о сыне твоем, благоверном князе нашем Георгии, чтобы он в мире и здравии пучину жизни переплыл и невредимым привел корабль душевный в пристань небесного заветрия, сохранив веру и стяжав богатство добрых дел, чтобы, без искушений окончив правление страной, Богом ему вверенной, встал он рядом с тобой, не стыдясь, пред престолом Вседержителя Бога и за труд правления людьми принял от него венец славы нетленной со всеми праведниками, трудившимися его ради!
1037-1150 гг.
Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси X1-ХVII вв. - М, 1987.С. 49-57.