Сей благоверный Борис был благого корени, послушен отцу, покоряяся во всем отцу. Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был, сиял по-царски, крепок был, всем был украшен — точно цвел он в юности своей, на ратях храбр, в советах мудр и разумен во всем, и благодать Божия цвела в нем.
Середина XI века.
Текст печатается по изданию: Памятники литературы Древней Руси. Х1-начало XII вв. М., 1978.С. 278-303.
Феодосий Печерский. Слово о терпении, и о любви, и о посте
[...] Ныне же я, ничтожный, умом постигнув заповеди благого Владыки, говорю вам: приличествует нам от трудов своих кормить нищих и странников, а не пребывать в праздности, переходя из кельи в келью. Слышали ведь Павла, сказавшего: «Нигде я даром хлеба не ел, но ночью работал, а днем проповедовал», и «руки мои послужили и мне и другим», и опять: «Пусть не будет есть праздный». Мы же ничего этого не делаем. Если бы благодать Божия не простерлась над нами и не кормила бы нас приношениями боголюбивых людей, то что бы мы стали делать, глядя на свои труды. А еще говорим, ради нашего пения или поста, или бдения это все нам приносят. А за всех за приносящих ни единого раза не поклонимся. Слышали ведь притчу о десяти девах мудрых и пяти несмышленых. Как вещает святое Евангелие: мудрые же девство соблюли и светильники свои украсили милостынями и верою, и вошли в чертог радости, никем не возбраняемый для них. Другие же, которых нарекаем несмышлеными, хотя и соблюли девственную печать, хотя постом, бдениями и молитвами истончили плоть свою, но масла милостыни не принесли в светильниках своих душ, поэтому изгнаны были из чертога. И тогда стали они искать того, кто подает милостыню нищим, но не нашли, так как затворились двери человеколюбия Божиего.
Так следует ли нам, возлюбленные, от посланных Богом на пользу душам и телам нашим приношений людей боголюбивых не только себе все брать, но и другим нуждающимся подавать?! «Лучше, — говорит апостол, — давать, чем брать», «блажен, - говорит, - заботящийся о нищих и убогих: в день страшного суда помилует их господь», и опять: «Блаженны милостивые, ибо только они помилованы будут». Да не уподобимся тем ропщущим, что чрева ради пали в пустыне [...].
Поэтому молюсь о вас от всей души, возлюбленные мои: не будьте двоедушны, чтобы не прогневить благого Владыку, как те, непокорные, но воздадим хвалу благому Владыке, который так о нас заботится и дает нам все в изобилии, не помня грехов наших. И должны мы к нему обратить такое Давыдово слово: «Что есть мы, грешные, Господи мой, Господи, из которых Ты и нас избрал и все нам даровал». «Смирюсь, — говорю, — спаси меня» и «В смирении нашем помнит о нас Господь». О Христе Иисусе, Господе нашем.
До 1074 года.
Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси Х1-ХУП вв. - М., 1987.С.65-66.
Феодосий Печерский. Поучение о терпении и о милостыне
Возлюбленные, примите притчу о тяжких страданиях и терпении пророков, которые говорили с нами от имени Господа. Ныне воздадим хвалу претерпевающим мучения: слышали ведь о стойкости Иова, знаем о смерти Господа - милостивого, щедрого, долготерпеливого, не помнящего обид наших. Вспомним же и святых мучеников. И кто не подивится их терпению, видя тяжкие их страдания: ведь они и самую плоть свою презрели Христа ради. И другие преподобные отцы, видели мы, в каких мучениях жизнь свою окончили! Их память творим и, почитая жизнь их, восхваляем творца, давшего им силу нести ярем их благородный. Как звезды, сияют они в дни поминовения святых, просвещают души всех, прибегающих к ним.
Потому и умоляю вас, братья мои любимые, да не отречемся от упования своего, ибо велико за то воздаяние! За терпение будете иметь все нужное вам, исполнив волю Бога, получите обещанное [...]. Отбросим, молю вас, любимые, уныние наше! Вспомните первый свой приход: какими вы были, когда пришли к монастырским дверям, — не все ли обещали вытерпеть: и поношение, и укоры, и унижение, и изгнание?! И не только тогда, но и когда вы перед святыми вратами стояли, держали ответ о своем обете, как в день страшного суда перед видимыми свидетелями и пред невидимыми. И самого владыку и Бога нашего призывали вы в свидетели, говоря: «Здесь Христос стоит невидимо». Смотри, кому все обещаешь, -никто же тебя на это не вынуждает! А ныне все ваши обеты вы в ничто превратили!
Покорность подобает вам и терпение, но нет у вас этого! Изнывает душа моя всякий день, когда я не вижу, что заботитесь вы о выполнении своих обетов. Читаю жития святых, но затыкаете вы уши свои, чтобы только не слышать о подвигах их. Кто прочтет начало, уже не дойдет до слова «аминь», так сомкнет свои уста, что ничего и не вымолвит. Но на пустословие, ссоры, укоры вы не ленивы? На это уста у вас открыты и очи не дремлют.
В духовной трубе, зовущей нас на святую молитву и на все службы и образ свой в том проявляющей, много благостного. Ведь если случится война и затрубит труба военная, то никто не дремлет, — так и воину Христову не подобает лениться! Воины ради тщетной, преходящей славы оставляют жен, детей, имущество, да что говорю — имущество, даже и более того — головы своей не щадят, чтобы только не быть посрамленными. Как их жизни кратковременны, так и слава их с жизнью кончается. У нас не так! Страдаем в борьбе с врагами нашими, чтобы, победив, получить вечную славу и удостоиться чести невыразимой. Когда ударит било и звук его раздастся и не словами, но образом сим возвестит нам, призывая в святую церковь на божественное пение, то должны мы все прийти со страхом и стоять, пока не отпустит священник, стоять, низко склонив голову, а ум обратив к вышнему, тогда войдем в царство небесное. О Христе Иисусе, Господе нашем.
До 1074 года.
Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси Х1-ХУ11 вв. -М., 1987. С. 68-69.
Нестор. Повесть временных лет
Вот повести минувших лет,
Откуда пошла русская земля,