О Борисе, каков был видом

Сей благоверный Борис был благого корени, послушен отцу, покоряяся во всем отцу. Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, воз­растом мал и ус молодой еще был, си­ял по-царски, крепок был, всем был украшен — точно цвел он в юности своей, на ратях храбр, в советах мудр и разумен во всем, и благодать Божия цвела в нем.

Середина XI века.

Текст печатается по изданию: Памят­ники литературы Древней Руси. Х1-начало XII вв. М., 1978.С. 278-303.

 

Феодосий Печерский. Слово о терпении, и о любви, и о посте

 

[...] Ныне же я, ничтожный, умом постигнув заповеди благого Влады­ки, говорю вам: приличествует нам от трудов своих кормить нищих и странников, а не пребывать в праздности, переходя из кельи в келью. Слышали ведь Павла, ска­завшего: «Нигде я даром хлеба не ел, но ночью работал, а днем про­поведовал», и «руки мои послужи­ли и мне и другим», и опять: «Пусть не будет есть праздный». Мы же ничего этого не делаем. Ес­ли бы благодать Божия не простер­лась над нами и не кормила бы нас приношениями боголюбивых лю­дей, то что бы мы стали делать, глядя на свои труды. А еще гово­рим, ради нашего пения или поста, или бдения это все нам приносят. А за всех за приносящих ни едино­го раза не поклонимся. Слышали ведь притчу о десяти девах мудрых и пяти несмышленых. Как вещает святое Евангелие: мудрые же дев­ство соблюли и светильники свои украсили милостынями и верою, и вошли в чертог радости, никем не возбраняемый для них. Другие же, которых нарекаем несмышлеными, хотя и соблюли девственную пе­чать, хотя постом, бдениями и мо­литвами истончили плоть свою, но масла милостыни не принесли в светильниках своих душ, поэтому изгнаны были из чертога. И тогда стали они искать того, кто подает милостыню нищим, но не нашли, так как затворились двери челове­колюбия Божиего.

Так следует ли нам, возлюблен­ные, от посланных Богом на пользу душам и телам нашим приношений людей боголюбивых не только себе все брать, но и другим нуждаю­щимся подавать?! «Лучше, — гово­рит апостол, — давать, чем брать», «блажен, - говорит, - заботя­щийся о нищих и убогих: в день страшного суда помилует их гос­подь», и опять: «Блаженны мило­стивые, ибо только они помилова­ны будут». Да не уподобимся тем ропщущим, что чрева ради пали в пустыне [...].

Поэтому молюсь о вас от всей души, возлюбленные мои: не будь­те двоедушны, чтобы не прогневить благого Владыку, как те, непокор­ные, но воздадим хвалу благому Владыке, который так о нас забо­тится и дает нам все в изобилии, не помня грехов наших. И должны мы к нему обратить такое Давыдово слово: «Что есть мы, грешные, Господи мой, Господи, из которых Ты и нас избрал и все нам даро­вал». «Смирюсь, — говорю, — спа­си меня» и «В смирении нашем помнит о нас Господь». О Христе Иисусе, Господе нашем.

 

До 1074 года.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси Х1-ХУП вв. - М., 1987.С.65-66.

Феодосий Печерский. Поучение о терпении и о милостыне

Возлюбленные, примите притчу о тяжких страданиях и терпении пророков, которые говорили с на­ми от имени Господа. Ныне возда­дим хвалу претерпевающим муче­ния: слышали ведь о стойкости Ио­ва, знаем о смерти Господа - ми­лостивого, щедрого, долготерпеливого, не помнящего обид наших. Вспомним же и святых мучеников. И кто не подивится их терпению, видя тяжкие их страдания: ведь они и самую плоть свою презрели Христа ради. И другие преподоб­ные отцы, видели мы, в каких му­чениях жизнь свою окончили! Их память творим и, почитая жизнь их, восхваляем творца, давшего им силу нести ярем их благородный. Как звезды, сияют они в дни по­миновения святых, просвещают души всех, прибегающих к ним.

Потому и умоляю вас, братья мои любимые, да не отречемся от упования своего, ибо велико за то воздаяние! За терпение будете иметь все нужное вам, исполнив волю Бога, получите обещанное [...]. Отбросим, молю вас, любимые, уныние наше! Вспомните первый свой приход: какими вы были, ко­гда пришли к монастырским две­рям, — не все ли обещали вытер­петь: и поношение, и укоры, и унижение, и изгнание?! И не толь­ко тогда, но и когда вы перед свя­тыми вратами стояли, держали от­вет о своем обете, как в день страшного суда перед видимыми свидетелями и пред невидимыми. И самого владыку и Бога нашего при­зывали вы в свидетели, говоря: «Здесь Христос стоит невидимо». Смотри, кому все обещаешь, -никто же тебя на это не вынужда­ет! А ныне все ваши обеты вы в ничто превратили!

Покорность подобает вам и терпение, но нет у вас этого! Изныва­ет душа моя всякий день, когда я не вижу, что заботитесь вы о вы­полнении своих обетов. Читаю жи­тия святых, но затыкаете вы уши свои, чтобы только не слышать о подвигах их. Кто прочтет начало, уже не дойдет до слова «аминь», так сомкнет свои уста, что ничего и не вымолвит. Но на пустословие, ссоры, укоры вы не ленивы? На это уста у вас открыты и очи не дремлют.

В духовной трубе, зовущей нас на святую молитву и на все служ­бы и образ свой в том проявляю­щей, много благостного. Ведь если случится война и затрубит труба военная, то никто не дремлет, — так и воину Христову не подобает лениться! Воины ради тщетной, преходящей славы оставляют жен, детей, имущество, да что говорю — имущество, даже и более того — головы своей не щадят, чтобы только не быть посрамленными. Как их жизни кратковременны, так и слава их с жизнью кончается. У нас не так! Страдаем в борьбе с врагами нашими, чтобы, победив, получить вечную славу и удосто­иться чести невыразимой. Когда ударит било и звук его раздастся и не словами, но образом сим воз­вестит нам, призывая в святую церковь на божественное пение, то должны мы все прийти со страхом и стоять, пока не отпустит священ­ник, стоять, низко склонив голову, а ум обратив к вышнему, тогда войдем в царство небесное. О Хри­сте Иисусе, Господе нашем.

До 1074 года.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси Х1-ХУ11 вв. -М., 1987. С. 68-69.

 

 

Нестор. Повесть временных лет

Вот повести минувших лет,

Откуда пошла русская земля,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: