Какие методы относятся к группе методов формировния сознания личности

Эта группа методов используется для формирования взглядов, понятий, убеждений. Каждый из методов имеет специфику и область применения. Применяются они системно в комплексе с другими методами. Сюда относятся: этический рассказ, разъяснение, внушение, этическая беседа, диспут и пример.

Этический рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту воспитанников.

2. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев.

3. Для восприятия этического рассказа очень большое значение имеет обстановка.

4. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально.

5. Рассказ должен обязательно переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранились как можно дольше.

Разъяснение метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Этот метод применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить, так или иначе повлиять на его сознание и чувства с целью: а) сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

Внушение -  для внушения характерно некритическое восприятие воспитанником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Увещевание сочетает просьбу с увещеванием и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой педагогом формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.

Диспуты это живые горячие споры на различные темы, волнующие воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

В основном диспут – спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хороший результат, к нему надо готовиться. К диспуту разрабатывается 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. Цель диспута - не вывод, а процесс. Диспут – сложный метод и требует высокого уровня профессиональной подготовки педагога.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: