С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Современная педагогика обратила внимание на еще один действенный способ стимулирования – соревнование.
Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами и т.д.
Эффективность поощрения зависит от следующих правил:
1. Поощряя, нужно стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить награду или похвалу, а внутренними убеждениями.
2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Надо не забывать поощрять тех, кто проявлял высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добивался выдающихся личных успехов.
|
|
3. Выбирая поощрение, важно найти меру, достойную воспитанника. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.
4. Поощрение требует личностного подхода.
5. Поощрение требует соблюдения справедливости. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с коллегами.
Соревнование - это метод направления естественной потребности детей к соперничеству и приоритету в воспитании нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, дети быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Организация соревнования – трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых выделяют следующие:
1. Определение цели и задач соревнования, составление программы, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным.
2. Должны быть установлены направленность и содержательность соревнования.
В ЧЕМ СУЩНОСТЬ МЕТОДА НАКАЗАНИЯ?
Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение и т.д.
Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие:
1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.
|
|
2. Не рекомендуется применять групповое наказание.
3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.
4. Наказание действенно, когда оно понятно воспитаннику, и он считает его справедливым.
5. Употребляя наказание нельзя оскорблять воспитанника.
6. Основа для применения метода наказания – конфликтная ситуация.
7. Не допускайте превращения наказания в орудие мести.
8. Наказание требует педагогического такта, хорошее знание возрастной психологии. Наказание применяется в комплексе с другими методами воспитания.
В ЧЕМ СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА?
Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать порядок и дисциплину становится невыгодно. Педагоги используют напряженную социально-экономическую ситуацию в стране в воспитательных целях. Они подчеркивают тесную связь хорошего воспитания с будущим социально-экономическим положением человека. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы. Конкретные приемы субъективно-прагматического метода воспитания следующие: а) личные карточки самосовершенствования, которые составляются педагогами и родителями; б) дифференцированные группы по интересам; в) непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника; г) тесты воспитанности, социальной зрелости, соревнования, конкурсы; д) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания.
ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ?
На практике теория осуществляется с помощью технологии. В производственном процессе технология – это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Проникнув в педагогический лексикон, понятие технологии вызвало к жизни новые направления в педагогической теории и практике. Простая и ясная процедура на производстве приобретает такие сложные и неожиданные признаки, что говорить об адекватной производственной технологии воспитания невозможно.
КАКИЕ НОВЫЕ КАЧЕСТВА
ПРИОБРЕТАЕТ ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ,
РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЕ?
1. Воспитание в отличие от производственных процессов имеет целостный характер, его трудно разорвать на операции, осуществлять педагогическое воздействие в виде мелких шагов или последовательного формирования отдельных качеств. Воспитательное воздействие осуществляется комплексно.
2. С учетом этого крайне осторожно и взвешенно должен решаться вопрос о привлечении к воспитанию лиц, владеющих отдельными технологическими операциями – методикой формирования отдельных качеств. Воспитатель поставлен перед необходимостью вести педагогический процесс от начала до конца.