Все методы данной группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью легче потому, что ее удается разбить на составные части – конкретные действия, поступки, а иногда и на более мелкие части – операции.
Упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнения – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Эффективность упражнений зависит от следующих условий:
1. Наличие системности.
2. Содержание упражнений.
3. Доступность и посильность упражнений.
4. Объем.
5. Частота повторений.
6. Контроль и коррекция.
7. Личностные особенности воспитанников.
8. Место и время выполнения.
9. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений.
10. Мотивация и стимулирование упражнений.
Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.
|
|
По форме предъявления различают прямые (императивность, определенность, конкретность, точность) и косвенные (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) требования.
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяют позитивные и негативные (осуждения и угрозы) требования.
По способу предъявления различают непосредственное (педагог сам добивается от воспитанника нужного поведения) и опосредованное требование (требование воспитанников друг к другу).
Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Особенно эффективно на ранней стадии воспитательного процесса. Условия правильного применения приучения следующие:
1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспитанника.
Толка не будет, пока воспитанник не поймет, что это ему необходимо.
2. Приучая, необходимо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно-бюрократические указания.
3. На каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем действий, посильных для воспитанников. Вначале надо позаботиться о точности выполнения действий и лишь потом о быстроте.
4. Показывайте, как выполняются действия, какие результаты.
5. Лучше использовать последовательно-параллельную схему приучений. Определите, какие качества личности органично сочетаются между собой, наметьте группы качеств, в которых уже сформированные качества облегчают воспитание новых нужных черт.
|
|
6. Контроль должен быть благожелательным, заинтересованным, обязательно сочетаться с самоконтролем.
7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.
Поручение - с помощью поручений воспитанников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер и даются для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности.