Девиантное поведение молодежи – это отклоняющееся от приня-

Тых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении,

Группе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение про-

Цесса усвоения и воспроизводства этих норм и ценностей, а также

Саморазвития и самореализации человека в том обществе, к которому

Он принадлежит.

Следует отметить, что отклоняющееся поведение, вступающее

в противоречие с установившимися в обществе образцами, сте-

реотипами, может иногда сочетаться с относительно хорошим

знанием нравственных норм, что свидетельствует о необходимос-

ти целенаправленного формирования нравственных привычек.

Данное положение особенно актуально для юношей и девушек,

отклоняющееся поведение которых нередко служит средством

самоутверждения, выражением протеста против реальной или

кажущейся несправедливости.

Под влиянием объективных условий и субъективных момен-

тов каждый человек вы рабатывает и реализует индивидуальную

систему норм, которая частично может совпадать с существую-

щими в обществе представлениями о нормах, а частично может

противоречить им. Из всей совокупности социальных норм че-

ловек усваивает лишь часть из них, те, которые из общественного

сознания перешли в индивидуальное созна ние, осознаны им как

необходимые.

Выделяют два уровня отклоняющегося поведения:

1-й уровень — докриминогенный: мелкие проступки, нарушение

норм морали, правил поведения в общественных местах, укло-

нения от общественно полезной деятельности, употребление

алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушаю-

щих психику, и другие формы поведения, не представляющие

опасность;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 



124


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

2-й уровень — криминогенный: действия и поступки, выражаю-

щиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

Человек может подвергаться воздейст вию прямых и косвен-

ных десоциализирующих влияний со стороны ближайшего окру-

жения. Прямые десоциализирующие влияния наблюдаются при

прямой демонстрации образцов девиантного поведения; косвен-

ные десоциализирующие влияния могут быть обусловлены разно-

образными факторами социально-психологического, психолого-

педагогического, социально-педагогического характера.

Профилактика девиантного поведения в молодежной среде

является важнейшей задачей деятельности организатора работы

с молодежью.

Одно из направлений профилактики можно назвать запрети-

тельным. Оно обычно реализуется через систему морализирова-

ния по поводу того, что те или иные девиации — это нарушение

всевозможных существующих в обществе социально-нравствен-

ных, этических и других норм, либо через систему мер, связанных

с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь

реализуется через идею пропаганды последствий тех или иных

видов девиации. Нужно отметить, что данный этап профилактики

Соединенные Штаты Америки и многие другие страны Западной

Европы прошли в 1950—1970 гг. В России подобная практика осу-

ществлялась вплоть до 1985 г. Низкая эффективность подобной

профилактики доказана на практике.

Следующее направление — информационное. Оно в различных

аспектах популярно в наши дни. Молодым людям довольно много

рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на

организм человека, о последствиях употребления различных психо-

активных веществ, о вреде пьянства и алкоголизма, о последствиях

необдуманных противоправных действий, о вреде проституции,

в первую очередь для здоровья женщины или мужчины.

Другое направление профилактики — это пропаганда здорового

образа жизни и реализация различных программ по укреплению

здоровья. В ходе такой работы по укреплению здоровья поощ-

ряется развитие альтернативных привычек (занятия спортом,

активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый

режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером,

препятствующим поведению, наносящему вред здоровью,

и служить альтернативой девиантных проявлений в среде детей

и подростков.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Профилактика девиантного поведения в молодежной среде


 

 






125


 

 

Практика реализации данного направления доказала свою

эффективность.

Следующее направление, которое можно назвать личностно-

ориентированным, базируется на экзистенциальном подходе

к воспитанию человека. Механизм реализации данного направле-

ния нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий,

сформировать у молодого человека навыки самостоятельного

принятия решений, умения решить возникающие проблемные

ситуации, навыки решения проблем общения и умения вести себя

в стрессовой ситуации, умения противостоять давлению группы,

умения разрешать конфликтные ситуации.

Для обеспечения действенности этого направления существуют

различные программы. Их общая цель — научить человека управ-

лять собой и объективно оценивать свои действия и поступки,

развить веру человека в свои силы и возможности, достигнуть

социально значимых результатов в жизни.

Каждый подход имеет те или иные положительные стороны,

но имеется и определенный отрицательный опыт реализации

их в практике. И, наверное, это естественно, поскольку уни-

версального подхода к организации профилактики девиантных

проявлений в молодежной среде быть не может.

В рамках экзистенциального подхода к воспитанию молодежи

важно формирование рефлексивной позиции молодого человека.

Рефлексия процесс самопознания субъектом внутренних

психических актов и состояний, который предполагает особое

направление внимания на деятельность собственной души, а так-

же достаточную зрелость субъекта.

Рефлексия, рассматриваемая как механизм взаимопони-

мания, — осмысление субъектом того, какими средствами он

реализовал свои цели в деятельности, в общении, в поведении.

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс

размышления индивида о происходящем в его собственном со-

знании.

Под рефлексивной позицией молодого человека понимается



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: