Тых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении,
Группе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение про-
Цесса усвоения и воспроизводства этих норм и ценностей, а также
Саморазвития и самореализации человека в том обществе, к которому
Он принадлежит.
Следует отметить, что отклоняющееся поведение, вступающее
в противоречие с установившимися в обществе образцами, сте-
реотипами, может иногда сочетаться с относительно хорошим
знанием нравственных норм, что свидетельствует о необходимос-
ти целенаправленного формирования нравственных привычек.
Данное положение особенно актуально для юношей и девушек,
отклоняющееся поведение которых нередко служит средством
самоутверждения, выражением протеста против реальной или
кажущейся несправедливости.
Под влиянием объективных условий и субъективных момен-
тов каждый человек вы рабатывает и реализует индивидуальную
систему норм, которая частично может совпадать с существую-
|
|
щими в обществе представлениями о нормах, а частично может
противоречить им. Из всей совокупности социальных норм че-
ловек усваивает лишь часть из них, те, которые из общественного
сознания перешли в индивидуальное созна ние, осознаны им как
необходимые.
Выделяют два уровня отклоняющегося поведения:
1-й уровень — докриминогенный: мелкие проступки, нарушение
норм морали, правил поведения в общественных местах, укло-
нения от общественно полезной деятельности, употребление
алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушаю-
щих психику, и другие формы поведения, не представляющие
опасность;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
124
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
2-й уровень — криминогенный: действия и поступки, выражаю-
щиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.
Человек может подвергаться воздейст вию прямых и косвен-
ных десоциализирующих влияний со стороны ближайшего окру-
жения. Прямые десоциализирующие влияния наблюдаются при
прямой демонстрации образцов девиантного поведения; косвен-
ные десоциализирующие влияния могут быть обусловлены разно-
образными факторами социально-психологического, психолого-
педагогического, социально-педагогического характера.
Профилактика девиантного поведения в молодежной среде
является важнейшей задачей деятельности организатора работы
с молодежью.
Одно из направлений профилактики можно назвать запрети-
тельным. Оно обычно реализуется через систему морализирова-
|
|
ния по поводу того, что те или иные девиации — это нарушение
всевозможных существующих в обществе социально-нравствен-
ных, этических и других норм, либо через систему мер, связанных
с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь
реализуется через идею пропаганды последствий тех или иных
видов девиации. Нужно отметить, что данный этап профилактики
Соединенные Штаты Америки и многие другие страны Западной
Европы прошли в 1950—1970 гг. В России подобная практика осу-
ществлялась вплоть до 1985 г. Низкая эффективность подобной
профилактики доказана на практике.
Следующее направление — информационное. Оно в различных
аспектах популярно в наши дни. Молодым людям довольно много
рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на
организм человека, о последствиях употребления различных психо-
активных веществ, о вреде пьянства и алкоголизма, о последствиях
необдуманных противоправных действий, о вреде проституции,
в первую очередь для здоровья женщины или мужчины.
Другое направление профилактики — это пропаганда здорового
образа жизни и реализация различных программ по укреплению
здоровья. В ходе такой работы по укреплению здоровья поощ-
ряется развитие альтернативных привычек (занятия спортом,
активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый
режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером,
препятствующим поведению, наносящему вред здоровью,
и служить альтернативой девиантных проявлений в среде детей
и подростков.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Профилактика девиантного поведения в молодежной среде
125
Практика реализации данного направления доказала свою
эффективность.
Следующее направление, которое можно назвать личностно-
ориентированным, базируется на экзистенциальном подходе
к воспитанию человека. Механизм реализации данного направле-
ния нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий,
сформировать у молодого человека навыки самостоятельного
принятия решений, умения решить возникающие проблемные
ситуации, навыки решения проблем общения и умения вести себя
в стрессовой ситуации, умения противостоять давлению группы,
умения разрешать конфликтные ситуации.
Для обеспечения действенности этого направления существуют
различные программы. Их общая цель — научить человека управ-
лять собой и объективно оценивать свои действия и поступки,
развить веру человека в свои силы и возможности, достигнуть
социально значимых результатов в жизни.
Каждый подход имеет те или иные положительные стороны,
но имеется и определенный отрицательный опыт реализации
их в практике. И, наверное, это естественно, поскольку уни-
версального подхода к организации профилактики девиантных
проявлений в молодежной среде быть не может.
В рамках экзистенциального подхода к воспитанию молодежи
важно формирование рефлексивной позиции молодого человека.
Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних
психических актов и состояний, который предполагает особое
направление внимания на деятельность собственной души, а так-
же достаточную зрелость субъекта.
Рефлексия, рассматриваемая как механизм взаимопони-
мания, — осмысление субъектом того, какими средствами он
реализовал свои цели в деятельности, в общении, в поведении.
Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс
размышления индивида о происходящем в его собственном со-
знании.
Под рефлексивной позицией молодого человека понимается