Девиантное поведение молодежи


Девиантное поведение молодежи – это

отклоняющееся от принятых в данном




Компоненты профилактики

Девиантного поведения


обществе, социальной среде, ближайшем  диагностический – это выявление


окружении, группе социально-нравс-

твенных норм и ценностей, нарушение

процесса усвоения и воспроизводства

этих норм и ценностей, а также самораз-

вития и самореализации человека в том

обществе, к которому он принадлежит



Уровни


причин отклонений в поведе-

нии молодого человека, выбор

оптимальных психолого-педаго-

гических средств воздействия на

него и создание благоприятных

социальных условий для решения

имеющихся проблем;


докриминогенный: мелкие проступки,  консультационный связан с орга-


нарушение норм морали, правил поведе-

ния в общественных местах, уклонение

от общественно-полезной деятельности,


низацией процесса консультиро-

вания молодых людей, проявляю-

щих девиации;


употребление алкогольных, наркотичес-  практический предполагает выбор


ких, токсических средств, разрушающих

психику, и другие формы поведения, не

представляющие опасность обществу

в целом;

криминогенный: действия и поступки,

выражающиеся в преступных уголовно-

наказуемых деяниях


и реализацию конкретных мер

и форм помощи нуждающимся

в ней молодым людям;

прогностический предполагает

определение потенциальных воз-

можностей развития девиантного

поведения как у группы молодежи,

так и у конкретного молодого

человека на основе познания

природы этого поведения, его

закономерностей, прошлого и на-

стоящего состояния


Таким образом, организатор работы с молодежью, используя

комплекс средств, может создать свою собственную систему

профилактики девиантного поведения в молодежной среде,


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 











130


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

учитывая специфику молодежной группы, особенности социу-

ма и потенциал взаимодействия с различными социальными

институтами.

 

 

8. Социально педагогическая работа

с неформальными молодежными

группами и объединениями

1. Чем характеризуется молодежная субкультура?

2. Какие группы или объединения молодежи можно назвать

неформальными?

3. В какие неформальные группы объединяется современная

молодежь?

4. Как оказывать влияние на неформальные молодежные

группы?

В каждый период развития общественных отношений в молодежной

среде возникают предпосылки для возникновения специфической

субкультуры.

Субкультура вообще – это понятие, которое можно охаракте-

ризовать так:

 совокупность некоторых негативно интерпретированных

норм и ценностей традиционной культуры, функционирую-

щей в качестве культуры определенного слоя общества;

 особая форма организации людей (чаще всего молодежи),

автономное целостное образование внутри господствующей

культуры, определяющее стиль жизни и мыш ления ее носи-

телей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплек-

сами цен ностей и даже институтами;

 трансформированная профессиональным мышлением сис-

тема ценностей традиционной культуры, получившая свое-

образную мировоззренческую окраску.

Главной характерной особенностью молодежной субкультуры

является ее обособленность, отстраненность, часто демонстра-

тивная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколе-

ний, национальных традиций. В массовом сознании восприятие

молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На

этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими

идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценива-

ется как контркультура.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Социально педагогическая работа с неформальными

молодежными группами и объединениями


 

 






131


 

Другой характерной особенностью современной молодежной

субкультуры является преобладание потребления над творчест-

вом. Это весьма негативная особенность, потому что по-насто-

ящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь

в активной самостоятельной культуротворческой деятельности.

Третьей характерной особенностью молодежной субкультуры

можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее,

часто — экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с от-

сутствием серьезного фундамента исторических и культурных

традиций.

В молодежной среде появились новые тенденции в понимании

культуры. Признавая объективное существование историко-

культурных ценностей, национальных культурных традиций,

молодежь тем не менее не проявляет активности в их освоении,

считая это проблемой второстепенной, не имеющей практической

значимости в реальном социально-политическом и историческом

контексте, уделяет больше внимания имиджевым технологиям,

не имеющим глубоких культурных основ. Культура подменяется

этикетом, содержание — формой.

В педагогическом аспекте молодежную субкультуру можно

рассматривать с позиции появления, формирования и функцио-

нирования неформальных молодежных объединений, социально-

педагогической работы специалистов с ними.

Следует заметить, что большинство социальных движений

в момент их зарождения носит неформальный характер и лишь по

мере развития происходит их постепенная институционализация

и формализация. Отдельные движения вообще не принимают

форму социального института, обладающего специфическими

нормами и санкциями, и основываются лишь на единых ценнос-

тях и целях (религиозные, моральные и т.п.). Другие, наоборот,

довольно динамично формируются в политические партии, ут-

рачивая свой неформальный характер.

Генезис неформальных движений связан с возникновени-

ем в обществе кризисных ситуаций, социальных конфликтов,

недовольства, дезорганизации, переоценки прежней системы

ценностей, побуждающих определенную часть общества искать

формы самореализации, а затем по мере возрастания напряжен-

ности объединяться в движениях. Социальные движения тесно

взаимодействуют с массовым общественным сознанием, находясь

под его непосредственным воздействием, ориентируясь на него,


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




132


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

апеллируя к нему и оказывая на него, в свою очередь, существен-

ное и весомое влияние.

Что касается определения понятия неформальное объедине-

ние, то в различных источниках можно встретить самые разно-

образные подходы к интерпретации этого социального явления.

Отличительной особенностью неформальных объединений

является отсутствие официальной, например государственной,

регистрации; их самоорганизация (первоначально); стихийное

(основанное на желании и взаимном договоре участников груп-

пы) возникновение общегрупповой символики, правил, норм,

ценностей и целей жизнедеятельности группы.

Неформальное молодежное объединение – своеобразное тече-

ние, включающее в себя большое количество молодых людей,

существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто

имеющее международный характер. Неформальные объеди-

нения для молодежи есть способ свободного самовыражения,

неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного со

стороны старших общения. Они могут принимать большие или

меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой

эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные,

так и асоциальные цели.

Направленность неформальных молодежных объединений

представлена широким спектром: от явно асоциальных группи-

ровок до вполне безобидных и законопослушных. Различные

неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию,

специфику типичных видов деятельности, символику одежды,

сленг и т. п.

Неформальные молодежные объединения следует отличать от

таких смежных образований, как неформальная группа, нефор-

мальная группировка и неформальная организация.

Неформальная группа — группа, деятельность, которой опреде-

ляется прежде всего активностью ее членов, а не инструкциями

каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную

роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их

информационные, эмоциональные и социальные потребности:

дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить

со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат

выполнению социальных ролей. Обычно неформальная группа

насчитывает от 3—5 до нескольких десятков человек. Контакты ее

членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Социально педагогическая работа с неформальными

молодежными группами и объединениями


 

 






133


 

не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на

традиции, уважении и авторитете. Факторами сплочения служат

симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет одного или

нескольких неформальных лидеров. Основной формой деятель-

ности является общение членов группы, которое удовлетворяет

потребности в психологическом контакте.

Как правило, молодые люди от 14 до 20 лет общаются в не-

больших контактных группах по 5—10 человек, часто относят

себя к сторонникам того или иного течения, которое характери-

зуется определенными признаками: возрастной и социальной

принадлежностью, формой организации, направленностью. Так,

по направленности группы бывают просоциальными, асоциаль-

ными, антисоциальными.

Для просоциальных групп характерна социально одобряемая

деятельность, например, участие в решении экологических про-

блем, охране памятников и т.д.

Асоциальные групп ы стоят в стороне от общественных проблем.

Для них характерно наличие более или менее четко выраженного

мотива сбора: употребить спиртное, выяснить отношения с со-

седней группировкой и т. п.

Антисоциальные – это криминальные, агрессивно-националис-

тические группы. Особую социальную опасность представляет

явный рост националистических молодежно-подростковых ор-

ганизаций — либо неформальных, либо прячущихся за вывеску

«патриотической» деятельности.

Принадлежность к той или иной неформальной группе – часто

обязательный элемент процесса социализации в подростковом

возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, под-

росток имеет возможность осваивать модели межличностного

общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли.

Общеизвестно, что дети, подростки и молодежь, в силу различно-

го рода причин не имевшие возможности постоянного общения

со сверстниками (инвалидность, психологические особенности

личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т п.), в более

позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в от-

ношениях с сослуживцами, внутриличностные проблемы и т.д.

По замечанию исследователя В.Д. Ермакова, большинство членов

неформальных объединений, в отличие от своих сверстников, не

входящих в подобные объединения, характеризуются зрелостью

в социальном отношении. Они менее подвержены юношескому


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




134


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

инфантилизму, самостоятельно определяют истинность обще-

ственных ценностей, гибки в своем поведении в конфликтных

ситуациях, обладают волевым характером.

Процесс вхождения большинства молодых людей в ту или иную

неформальную молодежную группу является процессом после-

довательного удовлетворения базовых потребностей человека:

потребностей в самоутверждении, общении и самореализации.

Неформальная среда общения порой является для молодых

людей (особенно для «группы риска») единственной сферой

социализации.

Для очень большого числа юношей и девушек ценностные

ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно

значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта

значимость намного превосходит в сознании молодого человека

«семейные» и «школьные» нормы и ценности.

Под неформальными молодежными объединениями понимается

группа людей, имеющих общую деятельность, специфическую сис-

тему ценностей и связанную с ней модель поведения, выразительную

систему атрибутов, своеобразный стиль общения, определенные

ритуалы и особенности ролевого поведения. Неформальные мо-

лодежные сначала группы, затем объединения начали появляться

в странах Запада в конце 30-х — начале 40-х годов XX в. Эти группы

молодежи стали возникать как открытый протест, связанный с не-

приятием молодежью сложившихся в стране норм и ценностей, тех

или иных экономических либо политических систем и установок

взрослой жизни в отношении молодежи.

Неформальное молодежное движение существует как стихийный,

неуправляемый государством процесс, обособленный и противо-

стоящий существующей социальной ситуации. Возникновение

и существование этого явления не сводится лишь к особенностям

возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных

причин.

Условия жизни в целом создают предпосылки для организации

молодежи в более или менее крупные группы, движения, объеди-

нения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие

коллективное сознание, коллективную ответственность и общие

понятия социально-культурных ценностей.

Чтобы обратить на себя внимание и подчеркнуть исходящий от

той или иной группы протест, молодые люди и девушки выбира-

ют для себя экстравагантные формы одежды и прически, те или


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Социально педагогическая работа с неформальными

молодежными группами и объединениями


 

 






135


 

иные модели поведения, но обязательно привлекающие внимание

и вызывающие стремление взрослых каким-либо образом на них

отреагировать.

В 50-е годы прошлого века широкое развитие получили не-

формальные молодежные группы, в которые объединялись

поклонники различных течений рок-н-ролла, выражая протест

против взрослых по самому широкому кругу проблем, от секса

до решения политических вопросов.

60-е годы — пик возникновения объединений на основе ув-

леченностью бит-музыкой. К середине 60-х возникает массовое

и очень серьезное, скорее уже не объединение, а движение мо-

лодежи — хиппи. Как протест против жестокости, коррупции

и цинизма во взрослой жизни сторонники движения выдвинули

свою идею, которую можно выразить следующей фразой: «Тво-

рите любовь, а не войну».

70-е годы — это годы, когда в странах Запада появляются

неформальные молодежные объединения, проповедующие сво-

боду употребления психоактивных веществ, в первую очередь

наркотических, которая, по их мнению, даст свободу человеку от

тягот и проблем жизни и поможет разрешить эти проблемы. На

этой волне появляются и различные религиозные объединения

молодежи, их вернее можно назвать сектами.

В 80—90-е годы распространяются различные объединения

молодежи, так называемые «фэн-объединения»: это фанаты тех

или иных музыкальных групп, спортивных команд и т.д.

Середина и конец 90-х годов прошлого века, начало ново-

го, ХХI в. — это время появления неформальных молодежных

объединений ярко выраженной экстремистской и агрессивной

направленности. Это «бритоголовые», или, как их называют,

«скинхеды», «рокеры», «бонхеды» и ряд других. Хотелось бы

подчеркнуть, что включенность молодежи в данные нефор-

мальные объединения не всегда является выражением агрессии,

жестокости, цинизма, ненависти к окружающему, это может быть

лишь средство протеста против равнодушия взрослых, общества

в целом к проблемам молодежи, к самим детям.

В России неформальные молодежные объединения стали

возникать после Великой Отечественной войны. В отличие от

объединений молодежи на Западе российская молодежь объеди-

нялась в те или иные группы скорее не для выражения протеста,

а для удовлетворения потребности в общении, для совместного


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




136


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

проведения досуга, а иногда для выживания в сложные после-

военные годы.

Сегодня в России количество неформальных молодежных

объединений ежегодно растет, и в них находят отражение те не-

гативные тенденции, которые характерны и для молодежи США,

западноевропейских стран.

Если обратиться к классификации неформальных молодеж-

ных объединений, предложенной профессором В.Т. Лисовским,

то необходимо отметить, что существуют антисоциальные, или

делинквентные, объединения молодежи, для которых характерна

антисоциальная направленность деятельности и поведения их

членов, и просоциальные объединения. К ним относятся клубы

социальной помощи, экологические, этнические, историко-

патриотические объединения и иные формирования. Среди

просоциальных групп особо следует выделить самодеятель ные

неформальные группы молодежи, которые имеют социально

значимое конструктивно-преобразующее начало, свои цели,

за дачи, программу действия. Это могут быть экологические,

культуро логические, общественно-политические, охранно-исто-

рические и другие программы, добровольно объединяющие юных

единомышленников. К сожалению, под категорию «антисоци-

альные» в настоящее время подпадает большинство молодежных

объединений.

Сам по себе факт формирования молодежных групп — процесс

законо мерный. Действительно, известно, что для юношей и де-

вушек характерна повы шенная потребность в общении со сверс-

тниками, к мнению сверстников молодые люди склонны прислу-

шиваться больше, чем к мнению родителей, педагогов и других

представителей старшего поколения. Неформальные молодежные

группы не являются некими статич ными образованиями. Им свойс-

твенна своя групповая динамика, присуще определенное развитие,

в результате которого группы с асоциальной направленно стью могут

перерасти в криминогенные или даже преступные группы.

В педагогической литературе можно встретить следующую

типологизацию молодежных субкультур: романтико-эскапист-

ские субкультуры (хиппи, индианисты, толкиенисты, с извест-

ными оговорками — байкеры), гедонистическо-развлекательные

субкультуры (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.), криминальные

субкультуры («гопники», «люберы»), анархо-нигилистические

субкультуры (панки, экстремистские субкультуры «левого»


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Социально педагогическая работа с неформальными

молодежными группами и объединениями


 

 






137


 

и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-

деструктивными. К ним, на наш взгляд, можно добавить музы-

кальные (рокеры, рэйверы, рэперы и т.п.) и возникшую во второй

половине 90-х годов и быстро развивающуюся, расширяющуюся

субкультуру той части молодежи, которая употребляет различные

психоактивные и наркотические вещества, очень замкнутую

и жестокую.

В большинстве молодежных субкультур возникают своеобраз-

ные родоплеменные отношения; это в каком-то смысле община,

например, панков, байкеров, скинхэдов или «хиппи-племя»

со своей мистической взаимосвязью, предметной магией, ха-

ризматическими лидерами. Присущую им символику можно

рассматривать не только как явление эстетическое, социальное,

психологическое, но и как этнографическое — способ выживания

и самоорганизации большого числа людей. Каждая субкульту-

ра — явление архаичное по своей организации и всегда постмо-

дернистское по содержанию. Это своеобразная игра культурными

контекстами.

Движение панков появилось в Великобритании во второй

половине 70-х годов ХХ в. Основой идеологии панков, которая

проявляется в одежде, морали и культуре, является лозунг «Чем

хуже — тем лучше!» Демонстративный тип поведения — отличи-

тельная черта панков. Общение примитивно, главным образом

обсуждаются многочисленные «легендарные» истории о тех или

иных эпатажных акциях.

По возрасту панки – преимущественно старшие подростки.

В качестве лидеров выступают молодые люди в возрасте 15—

17 лет. Желание панка любым путем привлечь к себе внимание

окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычур-

ному и скандальному поведению, к использованию шокирующих

«нормального» человека предметов в качестве украшений. Это

могут быть лезвия бритвы, различных размеров цепочки, булав-

ки, пронизывающие мягкие ткани лица, хрящи, мочки ушных

раковин. Прическа — длинный «петушиный» гребень волос от лба

до затылка, с большим чубом. Волосы с боков сбриты до гребня.

Возможны различные цветовые модификации. В одежде — шоки-

рующее разностилье: холщовая роба на рубашке с жабо, пиджак

из искусственной кожи на голое тело, тельняшки, фракообразные

куртки с меховыми воротниками и т.д. Широко распространены

значки, символизирующие крайнее неуважение к окружающим.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




138


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

Скажем, изображающие открытый рот с высунутым языком, ку-

киш и т.п. Вариаций таких «прикидов» бесчисленное множество.

Их цель в данном случае — неприятно поразить «цивильных»

людей, внушить им отвращение. Внешний вид панка призван

вызывать отвращение, раздражение и негодование окружающих.

Разговорная речь удручающе бедна. Клички панков («Свинья»,

«Крыса», «Гной», «Свищ») своеобразно дополняют внешний

облик и стиль межличностного общения.

Металлисты – одна из самых многочисленных категорий

неформалов. Во всяком случае их намного больше, чем панков

и хиппи, вместе взятых. Если хиппи и панков можно условно

назвать «группами образа жизни» (в них объединяются именно

для жизни определенным образом), то металлистов специалис-

ты относят обычно к числу неформальных «групп-сателлитов»

(групп, создаваемых на почве интереса к тому или иному фено-

мену общественной жизни, творческой личности, спортивной

команде и т. д.). По существу, металлисты – неформальная об-

щность «по интересам», более конкретно – общность, создавае-

мая любителями определенного направления в рок-музыке.

Металлистами становятся представители самых разных кате-

горий населения – школьники, студенты, рабочие и др. Однако

в основной массе это все же молодые и не очень образованные

люди.

Поклонники металлического рока – это в основном школьни-

ки и учащиеся, выпускники ПТУ, учащиеся техникумов. Время

пребывания в фан-клубе обычно год-два, после этого увлечение

вытесняется либо житейскими заботами, либо другими интере-

сами. Надо иметь в виду, что сама музыка «хеви металл» — это

наиболее экспрессивная, с жестким металлическим рисунком,

эмоционально напряженная, неусложненная часть рок-музыки.

Поэтому неудивительно, что ее поклонники «рекрутируются»,

как правило, из тех, кто вырастает в эмоционально обедненной

среде, включен в достаточно однообразные виды труда и общения,

нередко испытывает дефицит социальной поддержки.

В среде металлистов немало девушек. Правда, тех, кто разбирается

в музыке «металла», там встретить чрезвычайно трудно. Это наводит

на мысль о том, что предмет увлечения металлисток – не столько

рок, сколько металлисты.

Металлисты делятся на несколько категорий. Среди них сущес-

твует своего рода элита – по-настоящему увлеченные, серьезно


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Социально педагогическая работа с неформальными

молодежными группами и объединениями


 

 






139


 

интересующиеся музыкой молодые люди. Они обычно проводят

свободное время в прослушивании музыкальных произведений,

обсуждают различные аспекты предметов своего увлечения. Эта

категория мало интересуется атрибутикой. Истинные знатоки «ме-

талла» обычно неагрессивны, вполне терпимо относятся к другим

неформальным группам и охотно идут на контакты с официальными

учреждениями.

Отличной чертой членов группы байкеров является неизменное

присутствие мотоцикла. Ни у одного байкера язык не повернет-

ся назвать мотоцикл техникой. По выражению ребят – это друг,

у которого своя внешность, свой голос. To, что мы называем ревом

и грохотом, на самом деле — голоса. У одного басовитый, у другого

хрипловатый, третий — резкий и отрывистый.

Многие из байкеров не имеют водительских удостоверений.

Тем не менее, мотоцикл — одновременно важнейший атрибут

байкера, своего рода символ групповой принадлежности, с одной

стороны, и средство самовыражения — с другой. Мчась с макси-

мально возможной скоростью по ночным трассам и превышая

установленные правилами дорожного движения нормы, байкер

обретает особое чувство свободы, кажущуюся независимость. При

этом он как бы бросает вызов «официальному миру», который его

не понял и не принял, не дал проявить себя.

Рэперов сразу можно отличить от представителей других мо-

лодежных неформальных групп по стилю одежды. Они носят

широкие штаны, шапки с «рожками», панамы, балахоны и цепоч-

ки. Популярная прическа — «дреды». Обычно ходят с большими

рюкзаками и плеерами. Увлекаются танцами и музыкой. Внутри

группы всегда выделяются мастера танца и их ученики. В группах

рэперов нет никакой идеологии, в них входят только мальчики-

подростки. Особенности личности, которые можно выделить

у молодых людей, входящих в группы рэперов — увлеченность,

доходящая до одержимости, неагрессивность, эмпатия по отно-

шению к другим людям, дружелюбность.

«Пацаны» — самые массовые уличные группы подростков.

Основой объединения в данные группы является совместное

времяпрепровождение. В связи с неорганизованностью досу-

га эти группы подростков бесцельно ходят по дворам, ищут

«приключений». Особенности личности подростков, которые

складываются под влиянием общения со сверстниками в данных

группах, — агрессивность, вспыльчивость, черствость, эмоци-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




140


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

ональная расторможенность, взаимовыручка и поддержка, но

только сверстников, входящих в состав своей группы. Выражен-

ных предпочтений нет. Употребляют то, на что есть деньги, и то,

что окажется наиболее доступным. Курение в этих группах очень

распространено. Многие юноши и девушки нюхают различные

токсические вещества. По выражению самих ребят, в их среде есть

те, кто «подсел» на клей или таблетки, т.е. прошел стадию проб

и экспериментирования и находится на стадии болезни.

Итак, названы лишь некоторые неформальные объединения

молодежи. Структура их достаточно динамична. В каждом исто-

рическом периоде возникают новые и прекращают свое сущес-

твование старые группы.

Изучая различные молодежные субкультуры, организатору

работы с молодежью надо работать с реальными молодыми

людьми, такими, какие они есть, не вырывая их из контекста

их взаимоотношений со сверстниками. Педагогам надо хорошо

знать наших детей, научиться понимать их увлечения, и только

тогда сократится то расстояние, которое порой так часто отделяет

ребенка от взрослого. Изменить человека, его взгляды, привыч-

ки, интересы, заставить его делать то, что хочет взрослый, очень

сложно, вероятно, и безрезультатно, если сам подросток не захо-

чет изменить себя, свои привычки и взгляды. Профилактическая

работа только тогда будет эффективной, когда в основе ее будет

лежать формирование рефлексивной позиции и субъектное

включение ребенка в процесс профилактики.

Организаторы работы с молодежью должны хорошо представ-

лять структуру неформальных групп. При этом важно стимули-

ровать деятельность групп социальной направленности и ней-

трализовать негативные антисоциальные проявления в других

группах.

Основной алгоритм действий организатора работы с молодежью

может включать в себя три этапа.

Подготовительный, на котором организатор должен изучить

особенности молодежной группы, на которую он хочет оказать

социально-педагогическое влияние: ее традиции, обычаи, нор-

мы отношений. Важно изучить опыт позитивного влияния на

подобные группы.

Внедрение предполагает установление контакта с лидерами

группы, участие в отдельных ее действиях. Задача этого эта-

па — обрести доверие участников группы.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

9. Организация работы со старшеклассниками


 

 






141


 

 

Влияние определяется задачей позитивного влияния на группу,

просоциальное изменение направленности ее действий. Прежде

всего такое влияние оказывается через лидеров группы.

Таким образом, организатор работы с молодежью должен не

только знать о принадлежности молодых людей к той или иной

неформальной группе или объединению, но и активно влиять на

их действия в этом объединении.

 

 

9. Организация работы

со старшеклассниками

1. Каковы особенности организации работы со старшекласс-

никами?

2. Каковы направления молодежной работы со старшекласс-

никами?

Когда мы говорим об организации работы с молодежью, то име-

ем в виду самый ранний возрастной этап молодости, связанный

с общеобразовательной школой, техникумом или профессио-

нальным училищем. Именно в юношеском возрасте, по мнению

С.Л. Рубинштейна, происходит развитие личности и закладыва-

ется проект всей дальнейшей жизни.

Характеризуя старшеклассников, Б.З. Вульфов писал в 80-х годах

прошлого века: «Старшеклассник, как и любая личность, выступает

в нескольких социальных ролях: он ученик — в школе, комсомолец

или не комсомолец — в комсомольском коллективе или коллективе

класса, член семьи — в семье, приятель — в неофициальном обще-

нии и т.д. При этом знания, умения, навыки — весь социальный

опыт, приобретаемый в ходе реализации одной социальной роли,

оказывается необходимым при выполнении других»1.

Несмотря на то, что сейчас нет комсомольских организаций, стар-

шеклассники по-прежнему реализуют множество социальных ролей,

являясь в школах активными участниками различных объединений,

членами различных организаций вне школы. Именно старшекласс-

ники являются лидерами-организаторами школьных дел.

Растущая самостоятельность старшеклассника в системе шко-

лы приводит к формированию противоречий:

 

1 Вульфов Б.З. Комсомол — школа общественной активности старшеклас-

с ников. — М.,1976. — С. 18—19.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




142


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

 между физическим ощущением подростка себя взрослым

и реальным его положением в школе;

 между обращением со старшеклассником как с ребенком

в области прав и призывами к нему взять на себя обязанности

взрослого человека;

 между предложениями по развитию самостоятельности и са-

модеятельности и запретом на подлинные их проявления1.

Современные школьники старших классов достаточно хо-

рошо информированы о жизни сверстников в разных странах,

стремятся выглядеть модными и всячески подчеркивают свою

оригинальность. Вместе с тем именно они составляют актив

различных объединений, как формальных, так и не формальных.

При организации различных дел в школе педагоги опираются на

лидеров-организаторов из старших классов. Именно они чаще

всего составляют ядро общешкольных органов самоуправле-

ния.

Организуя различные клубы и объединения, старшеклассники

стремятся занять свою нишу в системе общественных отношений

и претендуют на участие в формировании общественной оценки

происходящих событий.

Большинство старшеклассников переживают в этот период ув-

лечение противоположным полом. Возникает любовь, некоторые

приобретают первый опыт половой связи, и не всегда удачный.

В связи с этим такие старшеклассники предпочитают проводить

время на танцевальных вечерах, дискотеках и т.п.

Стремление к самоутверждению, оригинальному поведению

и даже риску может привести старшеклассников в группы моло-

дых людей с девиантным поведением.

В связи с тем, что у старших школьников интенсивно формиру-

ется мировоззрение, дифференцируются интересы и предпочте-

ния, они на основе этого осуществляют свой экзистенциальный,

социальный и профессиональный выбор.

Среди особенностей работы со старшеклассниками можно

выделить следующие:

1. Необходимо учитывать как возрастные особенности млад-

шего юношеского возраста, так и специфику интересов

различных групп школьников.

 

1 См.: Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

9. Организация работы со старшеклассниками


 

 






143


 

 

2. Целесообразно формировать поле самореализации старше-

классников с учетом их потенциала, ориентируясь на удов-

летворение их актуальных интересов и потребностей.

3. Наряду с организацией групповой работы необходимо обес-

печить индивидуальный подход к оказанию психологической

и социально-педагогической помощи школьникам.

4. Учитывая потребность старшеклассников в самоопределе-

нии, предоставлять им возможность социальных и профес-

сиональных проб.

Основными направлениями в работе со старшеклассниками,

осуществляемой педагогами и организаторами работы с моло-

дежью, могут быть следующие:

 организация досуговых мероприятий, общественно-полити-

ческих и гуманистических акций;

 предоставление возможности в самореализации и выборе

будущей профессии;

 профилактика девиантного поведения;

 оказание помощи юношам и девушкам в решении трудных

жизненных проблем.

Проведение различных досуговых мероприятий может осу-

ществляться как в школе, так и в различных клубах, объеди-

нениях. Главное, что должны учитывать организаторы, — это

предоставление возможности молодым людям в общении и уста-

новлении новых дружеских связей. Участие в различных акциях

происходит в рамках деятельности общественных объединений

и организаций. О социально-педагогическом сопровождении

массовых явлений в молодежной среде будет сказано ниже.

Особое значение для старшеклассников имеет индивидуаль-

ная работа педагогов и организаторов работы с молодежью по

оказанию им педагогической поддержки в решении трудных

жизненных проблем.

Исследование, проведенное Т.В. Макеевой под руководством

автора этой книги, показало эффективность специальных заня-

тий (см. табл. 6), проводимых педагогом со старшеклассниками.

К занятиям такого рода можно отнести следующие:

 занятия со старшеклассниками, в основе которых заложено

рассмотрение жизненной проблемы с нравственной и эти-

ческой сторон с опорой на культуроведческий текст;

 ситуационно-ролевые и имитационные игры, позволяющие

включать старшеклассника в модели жизненных проблем,


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




144


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

обеспечивая их активность и самостоятельность поведения

в игровой ситуации;

 социально-психологический тренинг личностного роста,

который позволяет проследить готовность и успешность

решения старшеклассниками жизненных проблем.

Таблица 6




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: