Осознанная, устойчивая система отношений к какой-либо значимой

Для него проблеме, вопросу, проявляющуюся в соответствующем

Поведении и поступках.

Зрелость рефлексивной позиции характеризуется непроти-

воречивостью и относительной стабильностью. Формирование

рефлексивной позиции начинается с изучения внутренних потен-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 



126


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

циальных возможностей конкретного молодого человека, сферы

его интересов и потребностей. Формирование рефлексивной

позиции молодежи является тем компонентом профилактичес-

кой работы, который опирается на осмысление человеком своего

бытия и проектирование своего будущего.

Для эффективной профилактики девиантного поведения моло-

дежи необходимо выделить те трудности, которые наиболее часто

служат причиной девиантного поведения молодых людей.

К ним можно отнести:

 напряженные взаимоотношения с родителями, педагогами,

другими представителями старшего поколения;

 напряженные взаимоотношения с друзьями, однокурсника-

ми, одноклассниками, другими сверстниками;

 проблема самоотношения, самопонимания;

 формирование социально не одобряемых жизненных ориен-

тиров, идеалов, «кумиров», ценностей;

 внутреннее («психологическое») одиночество, невыражен-

ность и непонятость другими;

 поиск свободы через бегство от давления, правил, норм,

требований, испытание себя и других, поиск границ воз-

можного;

 поиск комфортного существования, эмоционального бла-

гополучия;

 отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

 обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;

 переживание собственной неудачливости, проблемности, от-

сутствие волевого контроля и способности к самообладанию

и обладанию ситуацией;

 неорганизованность;

 зависимость от других, слабость своего «Я»;

 трудности в обучении;

 отсутствие адекватных средств и способов поведения в труд-

ных ситуациях;

 трудных характер – наличие «неудобных» черт характера:

обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;

 отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или защит-

ника;

 чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий

материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие ува-

жения к родителям.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Профилактика девиантного поведения в молодежной среде


 

 






127


 

 

Можно выделить следующие компоненты социально-педагоги-

ческой помощи молодым людям: диагностический, консультаци-

онный, практический, прогностический.

Диагностический компонент — это выявление причин откло-

нений в поведении молодого человека, выбор оптимальных пси-

холого-педагогических средств воздействия на него и создание

благоприятных социальных условий для решения имеющихся

проблем.

Консультационный компонент связан с организацией процесса

консультирования молодых людей, проявляющих девиации. Це-

лью социально-педагогического консультирования является со-

здание культурно-продуктивной личности, обладающей чувством

перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать

различные стратегии поведения, анализировать ситуацию с раз-

ных точек зрения, корректировать свое поведение, соотносить

его с нормами и принципами поведенческих реакций, принятых

в данном обществе.

Обеспечение консультационного компонента социально-

педагогической и психологической помощи молодым людям

с девиантным поведением включает в себя ряд этапов:

 подготовку к консультированию, формирование у молодого

человека установки на сотрудничество;

 установление контакта и построение доверительного диа-

лога;

 исследование и анализ проблемной ситуации, в которой

находится молодой человек;

 постановку целей и принятие их молодыми людьми;

 поиск решений и выхода из сложившейся ситуации;

 подведение итогов консультационной работы.

Практический компонент предполагает выбор и реализацию

конкретных мер и форм помощи нуждающимся в ней молодым

людям. Ориентиром в реализации практического компонента со-

циально-педагогической помощи молодым людям с девиантным

поведением могут служить следующие правила:

1. Правило превентивности. Всегда легче предупредить, чем

исправлять, поэтому необходимо сохранять доверительные

отношения с ребенком, отмечать малейшие отклонения в его

поведении с целью предупредить их развитие. Лучшим способом

предупреждения является оказание помощи в реализации ос-

новных потребностей молодого человека: любви, безопасности,


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




128


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

внимания, самоутверждения – именно их депривация приводит

к нарушению поведения. Важно также содействие формирова-

нию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств,

обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся

человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли

попадет под влияние негативных форм поведения.

2. Правило гибкости: использование различных форм, способов

и стратегий практической работы в зависимости от конкретного

случая и контекста работы.

3. Правило индивидуального подхода. Любая мера помощи будет

настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность

и неповторимость ребенка. Подходить индивидуально означа-

ет выявить причины отклоняющегося поведения, их природу,

действительные психологические механизмы, лежащие в основе

девиаций молодежи, выбрать соответствующие данному инди-

видуальному случаю способы и методы работы, осуществлять

обратную связь и вносить коррективы в реализуемую стратегию

действия по мере необходимости.

4. Правило разумного компромисса. Добиваясь изменений

в поведении молодого человека, необходимо стремиться к ра-

стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал

недостижим, а с другой – любые изменения должны созидать,

а не разрушать личность юноши или девушки.

5. Правило привлекательной альтернативы. Практический

компонент социально-педагогической помощи молодым людям

с девиантным поведением, направленный на изменение данного

поведения, должен сопровождаться выработкой и закреплением

привлекательной альтернативы. Важно, чтобы молодой человек

не просто осознал негативность своих поведенческих реакций,

но и выработал формы альтернативного поведения.

6. Правило субъектного взаимодействия с молодым человеком.

Помочь молодому человеку изменить свое поведение можно лишь

в том случае, если молодой человек будет не объектом оказания

помощи, а активным субъектом этого процесса.

Прогностический компонент предполагает определение потен-

циальных возможностей развития девиантного поведения как

у группы молодежи, так и у конкретного молодого человека на

основе познания природы этого поведения, его закономерностей,

прошлого и настоящего состояния.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Профилактика девиантного поведения в молодежной среде


 

 






129


 

 

Осуществляя прогнозирование девиантного поведения моло-

дежи, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-

первых, об особенностях проявления различных видов девиаций

в молодежной среде; во-вторых, об объективных и субъективных

факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные

отклонения в поведении молодых людей, с другой – уменьшают

и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование может быть

следующих видов: прогнозирование отклоняющегося поведения

учащихся в целом, или общее прогнозирование; прогнозирование

индивидуальное, в отношении конкретного молодого человека;

прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми

девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отде-

льных видов девиаций.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: