Для него проблеме, вопросу, проявляющуюся в соответствующем
Поведении и поступках.
Зрелость рефлексивной позиции характеризуется непроти-
воречивостью и относительной стабильностью. Формирование
рефлексивной позиции начинается с изучения внутренних потен-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
126
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
циальных возможностей конкретного молодого человека, сферы
его интересов и потребностей. Формирование рефлексивной
позиции молодежи является тем компонентом профилактичес-
кой работы, который опирается на осмысление человеком своего
бытия и проектирование своего будущего.
Для эффективной профилактики девиантного поведения моло-
дежи необходимо выделить те трудности, которые наиболее часто
служат причиной девиантного поведения молодых людей.
К ним можно отнести:
напряженные взаимоотношения с родителями, педагогами,
|
|
другими представителями старшего поколения;
напряженные взаимоотношения с друзьями, однокурсника-
ми, одноклассниками, другими сверстниками;
проблема самоотношения, самопонимания;
формирование социально не одобряемых жизненных ориен-
тиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
внутреннее («психологическое») одиночество, невыражен-
ность и непонятость другими;
поиск свободы через бегство от давления, правил, норм,
требований, испытание себя и других, поиск границ воз-
можного;
поиск комфортного существования, эмоционального бла-
гополучия;
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;
переживание собственной неудачливости, проблемности, от-
сутствие волевого контроля и способности к самообладанию
и обладанию ситуацией;
неорганизованность;
зависимость от других, слабость своего «Я»;
трудности в обучении;
отсутствие адекватных средств и способов поведения в труд-
ных ситуациях;
трудных характер – наличие «неудобных» черт характера:
обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;
отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или защит-
ника;
чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий
материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие ува-
жения к родителям.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Профилактика девиантного поведения в молодежной среде
127
Можно выделить следующие компоненты социально-педагоги-
|
|
ческой помощи молодым людям: диагностический, консультаци-
онный, практический, прогностический.
Диагностический компонент — это выявление причин откло-
нений в поведении молодого человека, выбор оптимальных пси-
холого-педагогических средств воздействия на него и создание
благоприятных социальных условий для решения имеющихся
проблем.
Консультационный компонент связан с организацией процесса
консультирования молодых людей, проявляющих девиации. Це-
лью социально-педагогического консультирования является со-
здание культурно-продуктивной личности, обладающей чувством
перспективы, действующей осознанно, способной разрабатывать
различные стратегии поведения, анализировать ситуацию с раз-
ных точек зрения, корректировать свое поведение, соотносить
его с нормами и принципами поведенческих реакций, принятых
в данном обществе.
Обеспечение консультационного компонента социально-
педагогической и психологической помощи молодым людям
с девиантным поведением включает в себя ряд этапов:
подготовку к консультированию, формирование у молодого
человека установки на сотрудничество;
установление контакта и построение доверительного диа-
лога;
исследование и анализ проблемной ситуации, в которой
находится молодой человек;
постановку целей и принятие их молодыми людьми;
поиск решений и выхода из сложившейся ситуации;
подведение итогов консультационной работы.
Практический компонент предполагает выбор и реализацию
конкретных мер и форм помощи нуждающимся в ней молодым
людям. Ориентиром в реализации практического компонента со-
циально-педагогической помощи молодым людям с девиантным
поведением могут служить следующие правила:
1. Правило превентивности. Всегда легче предупредить, чем
исправлять, поэтому необходимо сохранять доверительные
отношения с ребенком, отмечать малейшие отклонения в его
поведении с целью предупредить их развитие. Лучшим способом
предупреждения является оказание помощи в реализации ос-
новных потребностей молодого человека: любви, безопасности,
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
128
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
внимания, самоутверждения – именно их депривация приводит
к нарушению поведения. Важно также содействие формирова-
нию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств,
обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся
человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли
попадет под влияние негативных форм поведения.
2. Правило гибкости: использование различных форм, способов
и стратегий практической работы в зависимости от конкретного
случая и контекста работы.
3. Правило индивидуального подхода. Любая мера помощи будет
настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность
и неповторимость ребенка. Подходить индивидуально означа-
ет выявить причины отклоняющегося поведения, их природу,
действительные психологические механизмы, лежащие в основе
девиаций молодежи, выбрать соответствующие данному инди-
видуальному случаю способы и методы работы, осуществлять
обратную связь и вносить коррективы в реализуемую стратегию
действия по мере необходимости.
4. Правило разумного компромисса. Добиваясь изменений
в поведении молодого человека, необходимо стремиться к ра-
стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал
недостижим, а с другой – любые изменения должны созидать,
а не разрушать личность юноши или девушки.
5. Правило привлекательной альтернативы. Практический
компонент социально-педагогической помощи молодым людям
|
|
с девиантным поведением, направленный на изменение данного
поведения, должен сопровождаться выработкой и закреплением
привлекательной альтернативы. Важно, чтобы молодой человек
не просто осознал негативность своих поведенческих реакций,
но и выработал формы альтернативного поведения.
6. Правило субъектного взаимодействия с молодым человеком.
Помочь молодому человеку изменить свое поведение можно лишь
в том случае, если молодой человек будет не объектом оказания
помощи, а активным субъектом этого процесса.
Прогностический компонент предполагает определение потен-
циальных возможностей развития девиантного поведения как
у группы молодежи, так и у конкретного молодого человека на
основе познания природы этого поведения, его закономерностей,
прошлого и настоящего состояния.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Профилактика девиантного поведения в молодежной среде
129
Осуществляя прогнозирование девиантного поведения моло-
дежи, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-
первых, об особенностях проявления различных видов девиаций
в молодежной среде; во-вторых, об объективных и субъективных
факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные
отклонения в поведении молодых людей, с другой – уменьшают
и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование может быть
следующих видов: прогнозирование отклоняющегося поведения
учащихся в целом, или общее прогнозирование; прогнозирование
индивидуальное, в отношении конкретного молодого человека;
прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми
девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отде-
льных видов девиаций.