Под реализацией лидерского потенциала понимается проявле-
ние лидерских способностей в деятельности и самоутверждение
в позиции лидера на основе внешней оценки.
В качестве условий, обеспечивающих эффективность педаго-
гического сопровождения молодежного лидерства, выступают:
✓ создание и подбор комплекса ситуаций от экстремальных
до повседневных, в которых решаются задачи различного
характера и разного уровня сложности;
✓ субъектное включение молодого человека в вариативное поле
лидерства на основе полноправного авторства содержания
данного поля;
✓ рефлексивное взаимодействие молодых людей на основе
интереса к позиции других людей в процессе совместной
деятельности;
✓ вербализация смысла совместных действий, своих действий и
действий других членов группы, переживаний, связанных с реше-
нием задач, требующих решения в различных типах ситуаций.
Задачами социально-педагогического сопровождения лидерс-
тва являются:
формирование самостоятельной личности, умеющей адекват-
но решать задачи любой сложности, возникающие в процессе
ее жизнедеятельности в социальной реальности;
воспитание толерантности во взаимоотношениях с другими
людьми на основе умения контролировать свои эмоциональ-
ные проявления и адекватно выражать свои эмоциональные
состояния в различных ситуациях;
формирование волевых качеств личности и умений стрессо-
устойчивого поведения в ситуациях риска и действия небла-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3. Социально педагогическое сопровождение лидерства
в молодежной среде
187
гоприятных для человека факторов, вызывающих негативные
процессы в его жизни;
формирование умения адекватно оценивать происходящее,
свое положение и действия других людей в той или иной
ситуации;
воспитание качеств личности, способствующих адаптации че-
ловека в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности
и взаимодействию с другими людьми в различных группах;
формирование умений оптимально, с максимальной резуль-
тативностью при минимальных затратах физических и пси-
хических сил, решать различные задачи как неожиданные,
так и традиционные;
формирование установки на принятие роли лидера в критичес-
кой ситуации на основе мобилизации волевых усилий в ситуа-
ции, которая явилась фрустрирующей для членов группы.
Главный компонент педагогического стимулирования лидерс-
тва – организация, моделирование деятельности, позволяющей
проявиться лидерским тенденциям личности, реализовать ее
лидерский потенциал. Реальная деятельность всегда направлена
на достижение конкретного результата, связана с необходимостью
планировать свой труд и труд ведомых, она требует напряжения
сил лидера, проявления его организаторских способностей.
Весьма эффективным способом конструирования поля лидерс-
тва является деловая игра. В последнее время различные виды
деловых игр (ролевые, инновационные, имитационные, модели-
рующие и др.) получили широкое распространение. Их чаще всего
рассматривают как одно из эффективных средств преодоления
недостатков традиционного обучения, как первостепенное ди-
дактическое нововведение, при этом весьма слабо используется
воспитательный потенциал деловых игр. Характерные признаки
деловых игр — это наличие:
моделей управляемой системы, единого игрового комплекса;
ролей;
различных ролевых целей участников игры;
взаимодействия ролей;
общей цели у всего игрового коллектива;
многоальтернативности решений;
системы группового или индивидуального оценивания де-
ятельности участников игры;
управляемого эмоционального напряжения.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
188
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
Создаваемое в ходе конструирования и функционирования
игры игровое пространство одновременно создает и поле ли-
дерства как свою составную часть. Только наличие всех состав-
ных элементов поля лидерства позволяет включить в игру всех
участников, делает ее равно интересной для всех, активизирует
рядовых участников, способствует проявлению и актуализации
у них лидерского потенциала.
Социально-педагогическое сопровождение лидерства включает
в себя подготовку лидеров-организаторов.
В этой подготовке необходимо выделить три главных структур-
ных компонента.
Первый компонент — информационный. Молодым людям
в различной форме сообщается разнообразная информация,
необходимая для их участия в решении организаторских
задач.
Второй компонент — операционный. Он включает в себя фор-
мирование у молодых людей организаторских навыков и умений
на основе практического применения управленческих знаний
в смоделированных управленческих ситуациях. Это осуществля-
ется во время занятий, знакомящих молодых людей с методами
решения организаторских проблем.
Третьим компонентом — практическим — является управ-
ленческая практика, в процессе которой закрепляются приоб-
ретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция
управленческих действий.
Большое значение имеет овладение молодыми людьми органи-
заторской техникой, которая включает две группы умений.
К первой группе умений относятся организаторские знания,
умение владеть собой (осанкой, мимикой, жестами), управлять
своим эмоциональным состоянием (снимать излишнее пси-
хологическое напряжение, вызывать состояние творческого
самочувствия), владение техникой речи (дикцией, темпом
речи).
Ко второй группе относится умение сотрудничать с коллекти-
вом и каждым его членом в процессе решения организаторских
задач (бесконфликтного взаимодействия, стимулирования де-
ятельности и т.д.).
Организаторская техника — это не самоцель, а важное сред-
ство успешной деятельности организатора работы с молодежью,
совокупность способов достижения цели.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3. Формирование толерантных отношений в молодежной среде
3. Формирование толерантных
отношений в молодежной среде
1. Как проявляется толерантность в молодежной среде?
2. Что такое межэтническая толерантность?
189
3. Каковы основные направления по формированию толеран-
тных отношений в молодежной среде?
Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми
процессами, которые тревожат как мировую общественность,
так и российское общество. Прежде всего это рост различного
рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов
и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления касаются
и молодежи, которой в силу возрастных особенностей свойствен
максимализм, стремление к простым и быстрым решениям слож-
ных социальных проблем.
Сегодня задача воспитания толерантности должна прони-
зывать деятельность всех социальных институтов, и в первую
очередь тех, которые оказывают непосредственное воздействие
на молодежь. При этом задача воспитания толерантности часто
сталкивается с неблагоприятным воздействием стереотипного
мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных
объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой
средствами массовой информации.
Толерантность считается признаком высокого духовного
и интеллектуального развития индивидуума, группы, обще-
ства в целом. Она полностью соответствует тем гуманитар-
ным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом
тысячелетии.
Известно, что людей следует воспринимать такими, какие они
есть, с их обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям
в первую очередь — перед своей совестью. Однако в реальной жиз-
ни в обыденном сознании часто формируется негативное отноше-
ние к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное
понимание богатого многообразия наших форм самовыражения
и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ее воз-
никновению и развитию способствуют знания, открытость, обще-
ние и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это
гармония в многообразии.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
190
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
Как качество личности толерантность является составляющей
гуманистической направленности личности и определяется ее
ценностным отношением к окружающим, которое представляет
собой установку на определенный тип отношений, проявляю-
щийся в личностных действиях человека.