И позволяющих индивиду самореализоваться как лидеру

Под реализацией лидерского потенциала понимается проявле-

ние лидерских способностей в деятельности и самоутверждение

в позиции лидера на основе внешней оценки.

В качестве условий, обеспечивающих эффективность педаго-

гического сопровождения молодежного лидерства, выступают:

✓ создание и подбор комплекса ситуаций от экстремальных

до повседневных, в которых решаются задачи различного

характера и разного уровня сложности;

✓ субъектное включение молодого человека в вариативное поле

лидерства на основе полноправного авторства содержания

данного поля;

✓ рефлексивное взаимодействие молодых людей на основе

интереса к позиции других людей в процессе совместной

деятельности;

✓ вербализация смысла совместных действий, своих действий и

действий других членов группы, переживаний, связанных с реше-

нием задач, требующих решения в различных типах ситуаций.

Задачами социально-педагогического сопровождения лидерс-

тва являются:

 формирование самостоятельной личности, умеющей адекват-

но решать задачи любой сложности, возникающие в процессе

ее жизнедеятельности в социальной реальности;

 воспитание толерантности во взаимоотношениях с другими

людьми на основе умения контролировать свои эмоциональ-

ные проявления и адекватно выражать свои эмоциональные

состояния в различных ситуациях;

 формирование волевых качеств личности и умений стрессо-

устойчивого поведения в ситуациях риска и действия небла-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

3. Социально педагогическое сопровождение лидерства

в молодежной среде


 

 




187


 

гоприятных для человека факторов, вызывающих негативные

процессы в его жизни;

 формирование умения адекватно оценивать происходящее,

свое положение и действия других людей в той или иной

ситуации;

 воспитание качеств личности, способствующих адаптации че-

ловека в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности

и взаимодействию с другими людьми в различных группах;

 формирование умений оптимально, с максимальной резуль-

тативностью при минимальных затратах физических и пси-

хических сил, решать различные задачи как неожиданные,

так и традиционные;

 формирование установки на принятие роли лидера в критичес-

кой ситуации на основе мобилизации волевых усилий в ситуа-

ции, которая явилась фрустрирующей для членов группы.

Главный компонент педагогического стимулирования лидерс-

тва – организация, моделирование деятельности, позволяющей

проявиться лидерским тенденциям личности, реализовать ее

лидерский потенциал. Реальная деятельность всегда направлена

на достижение конкретного результата, связана с необходимостью

планировать свой труд и труд ведомых, она требует напряжения

сил лидера, проявления его организаторских способностей.

Весьма эффективным способом конструирования поля лидерс-

тва является деловая игра. В последнее время различные виды

деловых игр (ролевые, инновационные, имитационные, модели-

рующие и др.) получили широкое распространение. Их чаще всего

рассматривают как одно из эффективных средств преодоления

недостатков традиционного обучения, как первостепенное ди-

дактическое нововведение, при этом весьма слабо используется

воспитательный потенциал деловых игр. Характерные признаки

деловых игр — это наличие:

 моделей управляемой системы, единого игрового комплекса;

 ролей;

 различных ролевых целей участников игры;

 взаимодействия ролей;

 общей цели у всего игрового коллектива;

 многоальтернативности решений;

 системы группового или индивидуального оценивания де-

ятельности участников игры;

 управляемого эмоционального напряжения.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




188


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

Создаваемое в ходе конструирования и функционирования

игры игровое пространство одновременно создает и поле ли-

дерства как свою составную часть. Только наличие всех состав-

ных элементов поля лидерства позволяет включить в игру всех

участников, делает ее равно интересной для всех, активизирует

рядовых участников, способствует проявлению и актуализации

у них лидерского потенциала.

Социально-педагогическое сопровождение лидерства включает

в себя подготовку лидеров-организаторов.

В этой подготовке необходимо выделить три главных структур-

ных компонента.

Первый компонент — информационный. Молодым людям

в различной форме сообщается разнообразная информация,

необходимая для их участия в решении организаторских

задач.

Второй компонент — операционный. Он включает в себя фор-

мирование у молодых людей организаторских навыков и умений

на основе практического применения управленческих знаний

в смоделированных управленческих ситуациях. Это осуществля-

ется во время занятий, знакомящих молодых людей с методами

решения организаторских проблем.

Третьим компонентом — практическим — является управ-

ленческая практика, в процессе которой закрепляются приоб-

ретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция

управленческих действий.

Большое значение имеет овладение молодыми людьми органи-

заторской техникой, которая включает две группы умений.

К первой группе умений относятся организаторские знания,

умение владеть собой (осанкой, мимикой, жестами), управлять

своим эмоциональным состоянием (снимать излишнее пси-

хологическое напряжение, вызывать состояние творческого

самочувствия), владение техникой речи (дикцией, темпом

речи).

Ко второй группе относится умение сотрудничать с коллекти-

вом и каждым его членом в процессе решения организаторских

задач (бесконфликтного взаимодействия, стимулирования де-

ятельности и т.д.).

Организаторская техника — это не самоцель, а важное сред-

ство успешной деятельности организатора работы с молодежью,

совокупность способов достижения цели.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

3. Формирование толерантных отношений в молодежной среде

 

3. Формирование толерантных

отношений в молодежной среде

1. Как проявляется толерантность в молодежной среде?

2. Что такое межэтническая толерантность?


 

 






189


3. Каковы основные направления по формированию толеран-

тных отношений в молодежной среде?

 

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми

процессами, которые тревожат как мировую общественность,

так и российское общество. Прежде всего это рост различного

рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов

и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления касаются

и молодежи, которой в силу возрастных особенностей свойствен

максимализм, стремление к простым и быстрым решениям слож-

ных социальных проблем.

Сегодня задача воспитания толерантности должна прони-

зывать деятельность всех социальных институтов, и в первую

очередь тех, которые оказывают непосредственное воздействие

на молодежь. При этом задача воспитания толерантности часто

сталкивается с неблагоприятным воздействием стереотипного

мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных

объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой

средствами массовой информации.

Толерантность считается признаком высокого духовного

и интеллектуального развития индивидуума, группы, обще-

ства в целом. Она полностью соответствует тем гуманитар-

ным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом

тысячелетии.

Известно, что людей следует воспринимать такими, какие они

есть, с их обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям

в первую очередь — перед своей совестью. Однако в реальной жиз-

ни в обыденном сознании часто формируется негативное отноше-

ние к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное

понимание богатого многообразия наших форм самовыражения

и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ее воз-

никновению и развитию способствуют знания, открытость, обще-

ние и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это

гармония в многообразии.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




190


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

Как качество личности толерантность является составляющей

гуманистической направленности личности и определяется ее

ценностным отношением к окружающим, которое представляет

собой установку на определенный тип отношений, проявляю-

щийся в личностных действиях человека.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: