Основными направлениями работы с молодежью по формирова-

нию толерантности молодых людей является информационное,

эмоционально-ценностное и практическо-действенное.

Первое направление – информационное. Организатор работы

с молодежью должен приобщать молодежь к общечеловеческим

достижениям и ценностям. В связи с этим он должен формировать


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 



192


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

у молодых людей комплекс знаний о следующих процессах и яв-

лениях: этнодемографических ситуациях в различных странах, на

материках и в мире в целом; социально-этнических изменениях,

произошедших в мире; единстве и неделимости противоречивого,

многоэтнического мира; тенденции народов к интеграции в Евро-

пе и других регионах мира; планетарных процессах и глобальных

проблемах народов.

Молодым людям важно знать следующее:

 место и роль ООН в регулировании отношений народов как на

мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;

 суть деятельности Совета Европы, Европейского Союза, Лиги

арабских государств, Организации американских государств,

Организации африканского единства, Содружества незави-

симых государств и др.;

 содержание международных документов о правах человека

и народов, которые регулируют отношения народов, позво-

ляют принимать действенные меры по разрешению возни-

кающих межэтнических конфликтов;

 культуру народов и государств мира, их взаимоотношения,

взаимовлияние культур и традиций;

 экономические основы взаимодействия стран и народов,

разделение труда между народами, кооперирование пред-

приятий различных стран, передвижение капиталов, рабочей

силы и товаров, создание производственных филиалов за

пределами национальных территорий;

 требования ООН о недопустимости эксплуатации и нера-

венства между народами, истинные причины отсталости

народов бывшего колониального и полуколониального

мира, обоснование необходимости оказания им помощи,

что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии

расизма, апартеида, национальной и религиозной исключи-

тельности;

 политические, экономические, технические, хозяйственные,

культурные изменения, происходящие в мире в последнее

время.

При организации процесса формирования толерантности не-

обходимо исходить из этих объективных процессов, которые и се-

годня составляют сердцевину национальных отношений как на

мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. При

этом очень важно воспитание у молодежи интереса и уважения


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

3. Формирование толерантных отношений в молодежной среде


 

 






193


 

 

к культурам народов мира, понимания общемирового и специ-

фического в этих культурах; воспитание внимания к глобальным,

общемировым событиям, понимание их характера и последствий;

развитие навыков системного подхода к изучению мировых про-

цессов; воспитание признания равноправия и равноценности

различных точек зрения на мировые явления.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исто-

рической памяти, на формирование объективной точки зрения

на становление и развитие нашего многонационального госу-

дарства, что приобретает особую важность для формирования

личной позиции. Ценность исторического знания в том, что оно

является составной частью культуры, стимулирует сферу духов-

ной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство

исторического знания и культуры обозначает незыблемость

межкультурных и межнациональных связей, способствует взаи-

мопониманию и взаимообогащению народов.

Важную роль в приобщении к различным культурам, решении

проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышении

культуры межнационального общения играет язык. Развитие на-

циональных языков является сегодня одной из приоритетных задач

государственной политики Российской Федерации. В разных реги-

онах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех

является сохранение языков как основы жизнедеятельности и куль-

туры этносов, гармонизации межнациональных отношений.

Опыт взаимодействия национальных культур богат, он скла-

дывался веками. Молодым людям предстоит освоить культурные

пласты истории и современности разных народов и приобщиться

к богатому культурному наследию народов нашей страны.

Большую ценность для молодежи имеют этнографические знания

о происхождении народов, с представителями которых они вместе

учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одеж-

ды, самобытности искусства, художественных промыслов, празд-

ников. Важно, чтобы организатор работы с молодежью не только

проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накоп-

ленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посеще-

ния учащимися краеведческих и литературных музеев, различных

национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных

концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.

В целях воспитания толерантности могут быть созданы иссле-

довательские студенческие группы по изучению конкретных воп-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




194


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

росов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно

больше о других народах – это основа формирования культуры

межнациональных отношений в любом возрасте.

Межнациональная толерантность тесно связана с веротер-

пимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого

поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь рос-

сийских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные

религиозные организации. Согласно статье 14 Конституции РФ

наше государство – светское, никакая религия не может устанав-

ливаться в качестве государственной или обязательной. В другой

статье (28-й) «О свободе совести» говорится о том, что «каждому

гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право

исповедовать индивидуально или совместно с другими любую

религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь

и распространять религиозные и иные убеждения и действовать

в соответствии с ними». Таким образом, первая статья запреща-

ет обязательность и государственный характер религии, вторая

разрешает ее свободно выбирать и распространять независимо от

места жительства или должности человека. Следовательно, это

должен учитывать организатор работы с молодежью. Тем более

что в статье 29 Конституции «О свободе информации» говорится

о праве свободно искать, получать, производить и распространять

информацию любым законным способом, о запрете цензуры.

В то же время существует запрет на пропаганду религиозной

нетерпимости или религиозного превосходства.

Однако следует заметить, что не все религиозные объединения

заслуживают толерантного отношения, особенно, когда речь идет о

религиозных культах экстремистской направленности. Некоторые

из них («Дети Бога», «Свидетели Иеговы» и др.), имеющие скандаль-

ную славу, пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Де-

ятельность этих организаций должна рассматриваться с позиции их

негативного влияния на молодежь, поскольку в них воспитывается

человек, отвергающий родную семью, традиции, свой народ.

Воспитание религиозной толерантности (веротерпимости)

сегодня осложняется негативными историческими традициями,

многоконфессиональным и полиэтническим составом населе-

ния, наличием межрелигиозных противоречий, амбициозной

политикой ряда религиозных руководителей, несовершенством

законодательства, определенной индифферентностью обще-

ственного мнения.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

3. Формирование толерантных отношений в молодежной среде


 

 






195


 

 

Действительно, указанные обстоятельства усложняют деятель-

ность по воспитанию веротерпимости у молодежи, однако многое

зависит от каждого организатора, от его личной позиции в реше-

нии этой проблемы, от профессионализма в подходе к данному

вопросу.

Второе направление по формированию толерантности – эмо-

ционально-ценностное. Оно предполагает формировать у молодых

людей гуманистические ценности, и прежде всего человеколюбие,

выражающиеся в уважительном отношении к людям независимо

от их политических, религиозных и других взглядов и ориентаций.

А также перед организаторами работы с молодежью стоит задача

приобщить молодых людей к культурным ценностям и традици-

ям различных национальностей, корректировать воздействие на

молодежь социально-этнических факторов и формировать у них

сознание граждан мира. При этом следует учитывать избира-

тельность интересов молодежи, специфику региона, географию

проживания населения.

На всех этапах работы с молодежной группой, где представ-

лены разные национальности, независимо от возраста участни-

ков группы организатору необходимо продумать практические

меры, чтобы молодым людям легче было преодолеть в себе

национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на по-

вышение культуры общения всех членов группы, использовать

его возможности для противодействия вредным националис-

тическим влияниям.

В процессе формирования толерантных чувств нужно исполь-

зовать потенциал народной педагогики, которая представляет

собой совокупность педагогических сведений и воспитательного

опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях,

традициях, играх. Она предполагает исследование педагогической

культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом

человечества и бытующей в народе до наших дней.

Формированию человеколюбия способствуют разнообразные

формы межкультурных коммуникаций: встречи, совместные

концерты, вечера, дискуссии.

Третье направление — практическо-действенное — предпо-

лагает включение молодых людей в практические мероприятия

и акции, связанные с проявлением толерантности. Это различ-

ные митинги, волонтерская работа, акции, связанные со сбором

подписей в поддержку толерантных действий.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




196


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

При организации работы по воспитанию толерантности

организаторам работы с молодежью необходимо знать и учи-

тывать:

 индивидуальные особенности каждого молодого человека;

 национальный состав молодежной группы;

 проблемы в отношениях между молодыми людьми и их при-

чины;

 культурные особенности окружающей среды, этнопедагоги-

ческие и этнопсихологические черты культуры, под воздейс-

твием которых складываются межнациональные отношения

в молодежных группах.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: