нию толерантности молодых людей является информационное,
эмоционально-ценностное и практическо-действенное.
Первое направление – информационное. Организатор работы
с молодежью должен приобщать молодежь к общечеловеческим
достижениям и ценностям. В связи с этим он должен формировать
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
192
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
у молодых людей комплекс знаний о следующих процессах и яв-
лениях: этнодемографических ситуациях в различных странах, на
материках и в мире в целом; социально-этнических изменениях,
произошедших в мире; единстве и неделимости противоречивого,
многоэтнического мира; тенденции народов к интеграции в Евро-
пе и других регионах мира; планетарных процессах и глобальных
проблемах народов.
Молодым людям важно знать следующее:
место и роль ООН в регулировании отношений народов как на
мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;
суть деятельности Совета Европы, Европейского Союза, Лиги
арабских государств, Организации американских государств,
Организации африканского единства, Содружества незави-
симых государств и др.;
содержание международных документов о правах человека
и народов, которые регулируют отношения народов, позво-
ляют принимать действенные меры по разрешению возни-
кающих межэтнических конфликтов;
культуру народов и государств мира, их взаимоотношения,
взаимовлияние культур и традиций;
экономические основы взаимодействия стран и народов,
разделение труда между народами, кооперирование пред-
приятий различных стран, передвижение капиталов, рабочей
силы и товаров, создание производственных филиалов за
пределами национальных территорий;
требования ООН о недопустимости эксплуатации и нера-
венства между народами, истинные причины отсталости
народов бывшего колониального и полуколониального
мира, обоснование необходимости оказания им помощи,
что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии
расизма, апартеида, национальной и религиозной исключи-
тельности;
политические, экономические, технические, хозяйственные,
культурные изменения, происходящие в мире в последнее
время.
При организации процесса формирования толерантности не-
обходимо исходить из этих объективных процессов, которые и се-
годня составляют сердцевину национальных отношений как на
мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. При
этом очень важно воспитание у молодежи интереса и уважения
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3. Формирование толерантных отношений в молодежной среде
193
к культурам народов мира, понимания общемирового и специ-
фического в этих культурах; воспитание внимания к глобальным,
общемировым событиям, понимание их характера и последствий;
развитие навыков системного подхода к изучению мировых про-
цессов; воспитание признания равноправия и равноценности
различных точек зрения на мировые явления.
Необходимо особое внимание обратить на воспитание исто-
рической памяти, на формирование объективной точки зрения
на становление и развитие нашего многонационального госу-
дарства, что приобретает особую важность для формирования
личной позиции. Ценность исторического знания в том, что оно
является составной частью культуры, стимулирует сферу духов-
ной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство
исторического знания и культуры обозначает незыблемость
межкультурных и межнациональных связей, способствует взаи-
мопониманию и взаимообогащению народов.
Важную роль в приобщении к различным культурам, решении
проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышении
культуры межнационального общения играет язык. Развитие на-
циональных языков является сегодня одной из приоритетных задач
государственной политики Российской Федерации. В разных реги-
онах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех
является сохранение языков как основы жизнедеятельности и куль-
туры этносов, гармонизации межнациональных отношений.
Опыт взаимодействия национальных культур богат, он скла-
дывался веками. Молодым людям предстоит освоить культурные
пласты истории и современности разных народов и приобщиться
к богатому культурному наследию народов нашей страны.
Большую ценность для молодежи имеют этнографические знания
о происхождении народов, с представителями которых они вместе
учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одеж-
ды, самобытности искусства, художественных промыслов, празд-
ников. Важно, чтобы организатор работы с молодежью не только
проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накоп-
ленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посеще-
ния учащимися краеведческих и литературных музеев, различных
национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных
концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.
В целях воспитания толерантности могут быть созданы иссле-
довательские студенческие группы по изучению конкретных воп-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
194
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
росов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно
больше о других народах – это основа формирования культуры
межнациональных отношений в любом возрасте.
Межнациональная толерантность тесно связана с веротер-
пимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого
поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь рос-
сийских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные
религиозные организации. Согласно статье 14 Конституции РФ
наше государство – светское, никакая религия не может устанав-
ливаться в качестве государственной или обязательной. В другой
статье (28-й) «О свободе совести» говорится о том, что «каждому
гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право
исповедовать индивидуально или совместно с другими любую
религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь
и распространять религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними». Таким образом, первая статья запреща-
ет обязательность и государственный характер религии, вторая
разрешает ее свободно выбирать и распространять независимо от
места жительства или должности человека. Следовательно, это
должен учитывать организатор работы с молодежью. Тем более
что в статье 29 Конституции «О свободе информации» говорится
о праве свободно искать, получать, производить и распространять
информацию любым законным способом, о запрете цензуры.
В то же время существует запрет на пропаганду религиозной
нетерпимости или религиозного превосходства.
Однако следует заметить, что не все религиозные объединения
заслуживают толерантного отношения, особенно, когда речь идет о
религиозных культах экстремистской направленности. Некоторые
из них («Дети Бога», «Свидетели Иеговы» и др.), имеющие скандаль-
ную славу, пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Де-
ятельность этих организаций должна рассматриваться с позиции их
негативного влияния на молодежь, поскольку в них воспитывается
человек, отвергающий родную семью, традиции, свой народ.
Воспитание религиозной толерантности (веротерпимости)
сегодня осложняется негативными историческими традициями,
многоконфессиональным и полиэтническим составом населе-
ния, наличием межрелигиозных противоречий, амбициозной
политикой ряда религиозных руководителей, несовершенством
законодательства, определенной индифферентностью обще-
ственного мнения.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3. Формирование толерантных отношений в молодежной среде
195
Действительно, указанные обстоятельства усложняют деятель-
ность по воспитанию веротерпимости у молодежи, однако многое
зависит от каждого организатора, от его личной позиции в реше-
нии этой проблемы, от профессионализма в подходе к данному
вопросу.
Второе направление по формированию толерантности – эмо-
ционально-ценностное. Оно предполагает формировать у молодых
людей гуманистические ценности, и прежде всего человеколюбие,
выражающиеся в уважительном отношении к людям независимо
от их политических, религиозных и других взглядов и ориентаций.
А также перед организаторами работы с молодежью стоит задача
приобщить молодых людей к культурным ценностям и традици-
ям различных национальностей, корректировать воздействие на
молодежь социально-этнических факторов и формировать у них
сознание граждан мира. При этом следует учитывать избира-
тельность интересов молодежи, специфику региона, географию
проживания населения.
На всех этапах работы с молодежной группой, где представ-
лены разные национальности, независимо от возраста участни-
ков группы организатору необходимо продумать практические
меры, чтобы молодым людям легче было преодолеть в себе
национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на по-
вышение культуры общения всех членов группы, использовать
его возможности для противодействия вредным националис-
тическим влияниям.
В процессе формирования толерантных чувств нужно исполь-
зовать потенциал народной педагогики, которая представляет
собой совокупность педагогических сведений и воспитательного
опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях,
традициях, играх. Она предполагает исследование педагогической
культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом
человечества и бытующей в народе до наших дней.
Формированию человеколюбия способствуют разнообразные
формы межкультурных коммуникаций: встречи, совместные
концерты, вечера, дискуссии.
Третье направление — практическо-действенное — предпо-
лагает включение молодых людей в практические мероприятия
и акции, связанные с проявлением толерантности. Это различ-
ные митинги, волонтерская работа, акции, связанные со сбором
подписей в поддержку толерантных действий.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
196
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
При организации работы по воспитанию толерантности
организаторам работы с молодежью необходимо знать и учи-
тывать:
индивидуальные особенности каждого молодого человека;
национальный состав молодежной группы;
проблемы в отношениях между молодыми людьми и их при-
чины;
культурные особенности окружающей среды, этнопедагоги-
ческие и этнопсихологические черты культуры, под воздейс-
твием которых складываются межнациональные отношения
в молодежных группах.