Проверка органолептических способностей»

Игра –как способ постижения ПРИРОДЫ

 

Игра - это возможность отыскать себя в обществе,

 себя в природе, себя в человечестве, себя во Вселенной!

 

 

Цели и задачи проекта:

В чем особенность экологической игры? Она компенсирует для детей  все больше возникающую изолированность от полноценной природной и социальной среды, позволяя ощутитьудовольствие от контактов с природой,  сверстниками, учителями, родителями -«не за партой» и осознать  через игру собственные возможности в решении конфликтов с природой и обществом и способыустановление с ними гармоничных отношений.

Целью проекта являлосьСоздание банка игр, влияющих  на  устранение наметившейся тенденции отчуждения современных детей от Природы и Общества и способствующих становлению у них нового экологического мировоззрения.

Задачи:

 1. Разработка собственной классификации экологических игр, с учетом возможности их использования в учебном процессе как базовой школы так и в дополнительном образовании.

2. Создание методической и дидактической копилки экологических игр

3. Практическое использование разработанных игр в работе с детьми разного возраста и создание системы игровой деятельности в работе ДДТ

4. Оценка позитивного влияния игр на становление экологического мышления детей

Характеристика разработки проекта:

 Пока еще не найден бытовой показатель безопасности окружающей среды и не изобретен «градусник надвигающейся беды» и людям необходимы глубокие знания, чтобы вовремя определить и остановить ее приближение.Поэтому при разработкесистемы экологических  игручитывались следующие моменты:

-на уровне содержания заложенысистемные представления о месте человека в биосфере, навыки личной и коллективной  ответственности за маленький дом, в котором живешь и  Общий Большой Дом – планету Земля.

 - учитывался принципнепрерывности – возможность использования всех игр как в  постоянно меняющейся окружающей среде. так и их адаптация кособенностям определенных периодов развития в жизни ребенка

 - разрабатывался принципцелостного воздействия игры- то есть продумывалось возможность дополнения игр музыкальным, художественным, исследовательским, спортивным и прочим сопровождением.

-  оценивалась р езультативность  проведенных игр по впечатлениям детей, отзывам педагогов и родителей, признанием коллег, работающих в данном направлении

Классификация видов экологических игр

Используемые в системе экологического образования с игровые модели, обучающие взаимодействию с  окружающей средой были классифицированы на три группы: игры с использованием природного материала, игры на природе, игры «в природу».

1. Игры с использованием природных материалов:

Иначе их еще можно назвать ручные игры, или настольные –служат для обучения и представляют собой наборы различных  природных материалов: листиков, веточек, камешков, шишек, ракушек, песка, воды и т.д. Для их   определенного структурирования используются  различные коробочки, мешочки, карточки,  фигурки, игровые  поля и т.п., вокруг которых организуется взаимодействие игроков. Что дает экологическая игрушка?

 Она прежде всего позволяет:

- увидеть в природе-цвет, форму, строение, объем, размер

- почувствовать- теплое, холодное, мокрое, сухое, пушистое

- осознать – живое, мертвое, единое, взаимосвязанное.

- наблюдать разные способы движения, скорость, время и т.д.

- слышать разнообразные звуки

2. Игры на природе:

Или еще их можно назвать подвижными- предназначены для получения информации о природе из самой природы. Они строятся навзаимодействие с элементами живой природы, деревьями, цветами, животными, землей, рекой.  Это чаще всего либо работа на экологической тропе, специально оформленной (например, на территории ООПТ), либо содержание  игры формируется спонтанно в зависимости от особенностей используемой для занятий территории. 

К ним можно отнести:

Игра-знакомство: предполагает наблюдение за каким либо природным объектом, описание его характеристик, выявление его незаменимой роли для природы планеты Земля.

Игра- путешествие: проводится какзанимательный турнир- викторина, состоящий из этапов(станций) по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждой станции им предлагается комплекс вопросов, заданий по теме игры и тут же оценивается уровень их выполнения. Принимается во внимание правильность ответов, время, активность команды. Игра может проходить на реке, в лесу, парке, территории ООПТ.

Игра-исследование: возможность решения каких-то экологических задач с помощью физико- химических экспресс-методик (тест-комплекты, тест-наборы). методов биологического тестирования, социологического опроса и др. Возможно решение комплекса задач-на уровне проведения небольшого исследовательского проекта.

Игры «в ПРИРОДУ»

Это большой набор разнообразных игровых приемов развивающих чувствительность, воображение, определенные навыки. Они могутпроводится без какого-либо дидактического сопровождения, либо   представлять собой длительную игровую программу, состоящую из разных методических приемов. Так например, учащимся длязнакомства предлагается назвать свое имя, сопоставляя с каким либо явлением природы, или  в нескольких фразах рассказать о главной экологической проблеме своего города и т.д. Обычно это служит в значительной степени снятию психологического барьера между участниками и помогает введению в тему. Этим же целям обычно служат задания с использованием жестов, определенных видов движений и элементов пантомимы, например, характеризующих поведение животных, обитающих в различных средах.

Длительные ролевые игры: основаны на обучающем эффекте совместных действий относительно объектов природы и в том числе  на познании человека как части природы. Действия в свою очередь — основа первоначальных знаний.Главное для участника игры — освоить роль и сыграть ее либо проявляя собственное творчество, либо в соответствии с определенным сценарием.

Игры с компьютерной поддержкой: требуют обычно одного небольшого компьютера, который используются либо для экономии времени при обработке данных экологической игры –как например при различных версиях викторин на знание природы. С некоторыми оговорками их можно отнести к интеллектуальным, если они помогают проведению различных природоохранных Квест игр.  В частности игра по изучению Экологических тайн Петроградского района была организована через социальную сеть и требовала умения находить и оформлять необходимую экологическую информацию

Игры- национальны: позволяют погрузиться впознание исторических традиций народа, которые всегда тесно переплетены с природным календарем.

Область и результаты внедрения:

В течении последних лет в системе деятельности ДДТ Петроградского района, уже 80 лет являющегося признанным центром дополнительного образования в районе, создана система использования экологических игр для воспитания и просвещения учащихся,посещающих различные объединения учреждения в течение года, или привлекаемых на определенные экологические и социальные программы. Ее участниками становятся дошкольники, младшие и старшие ученики школ Петроградского района. В течение года в игровых программах принимают участие более ….. детей и молодежи.

 Итог игровой деятельности может быть оценен в послеигровом обсуждении приобретенного опыта. Участники могут изменить свое отношение к ситуации, осознать  причинно-следственныесвязи явлений, обнаружить ошибочные умозаключения.Здесь очень важно к какому личному отношению к проблеме придут участники и какие предложат пути ее решения.

Именно игровая деятельность способствует тому, что игровые роли становятся в дальнейшем профессией. Многие старшеклассники, прошедшие через игровые или так называемые интерактивные занятия и осознавшие свою ответственность перед Природойстановятся участниками олимпиад, конкурсов, конференций, авторами исследовательски работ и экологических проектов и выбирают естественно-научное направление  для продолжения учебы в Вузах.

Успешность развиваемого проекта высоко оценивают педагоги и классные руководители школ, родители посещающие игровые программы вместе с детьми, оставляя свои отзывы.Коллеги высоко оценивают результаты  этой деятельности, в частности в ДДТ работает три магистра игры – победители конкурсов… На выставке в 2016 году в рамках Образовательного  стенд Экологическая игра.. привлекал всех посетителй…Играющих педагогов часто приглашают на проведение мастер-классов в другие районы города.

Многие считают, что главная задача школы— давать знания. На самом деле система школьного образования призвана прежде всего социализировать учащихся, т.е. приобщать, адаптировать их к жизни в социальной системе. Концепция устойчивого развития предполагает, что изменение среды обитания неизбежно требует и изменение поведения человека. Новое мышление позволит жить и в искусственной и в природной средах, а для этого необходима экологизации системы образования, в которой игровые технологии занимают одно из ведущих мест. Ведь именно игра позволяет в доступной форме понять ключевые моменты обеспечения определенного уровня безопасностипри взаимодействии с окружающей средой, оценить свой собственный экологический след, осознать необходимость сокращения уровня природных ресурсов, единство всего живого. И главным результатом игры будет являться желание участников изменить что-то в себе, обществе, природе, Вселенной.

 

 


 Банк экологических игр реализуемых в деятельности педагогов ДДТ

 

Название игры Краткое содержание игры
  1 2 3            1. Игры с В природе все есть!   Природным материалом   Найти в природе предметы обладающие характеристикам, соответственно полученным карточкам. Разложить на белой ткани, обсудив точность выбора.  

 

 


Невская губа»

Модель позволяет имитировать загрязнения акватории впадающими в нее реками, познакомиться  с ее жителями, понять возникающие проблемы

 

2..                            «Музей мусора»

Распределить мусор в соответствии с утверждением на карточках. Провести экскурсию по экспозиции с обсуждением правильности выбора.

 

Что на реке лишнее?»

Определить с помощью простейших методик потенциальных загрязнителей, исследовав сточные воды неизвестных предприятий

 

 

Проверка органолептических способностей»

Не открывая коробочки, определить –какой природный материал в них находится. Составить таблицу, сравнить правильность определения

 

 

3.          «Зачем знать про рН?»

 

Разложить коробочки в соответствии с собственными представлениями: «кислое», «нейтральное», «щелочное».

Перевернув коробки проверить правильность их распределения.

Найди себе Друга»

Найти маленькое животное. Рассмотреть под микроскопом. Рассказать о том, как оно выглядит, зачем необходимо природе и отпустить с благодарностью на прежнее место

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: