На протяжении маршрута от форта «Шанец» к форту «Риф» запланированы остановки у информационных щитов, где дети могут более подробно ознакомиться с особенностями территории, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию.
В начале экскурсии желательно начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью данной территории был присвоен статус природного заказника регионального значения, познакомить с картой-схемой заказника на щите.
Игра по станциям устраивается на песчаном берегу, на обратном пути, после того, как познакомились с информацией на щитах. В нашем сентябрьском выезде сначала был устроен привал, дети съели свои припасы с чаем из термосов, и потом, подкрепившись, начали игру по станциям, в соответствии с маршрутными листами.
Станция «Стрела времени»
На веревке длиной 30 м. в соответствии с расстоянием на схеме отмеряется расстояние, и в
каждой исторической точке прикрепляется карточка, обозначающая основное событие, имевшее место в истории Земли в это время. Идя вдоль этой верёвки, дети останавливаются в каждой точке (нужно дать им возможность прочитать, что именно произошло в этот момент истории). Начало пути означает возникновение Солнечной системы и Земли 4,5 млрд лет назад. Примерно через 6 м (3,5 млрд лет назад) появляются первые следы микроскопической жизни в морях. Примерно 2,5 млрд лет
|
|
назад (13 м от начала) атмосфера Земли начинает заполняться кислородом. Требуется еще 13 м (450 млн лет назад), чтобы появилась первая жизнь на суше. События ускоряются. Полутора метрами дальше появляются динозавры, чуть ближе следующего метра динозавры начинают исчезать. Первые люди появляются за 2 см (3 млн лет) до сегодняшнихдней. Сельское хозяйство началось за 0,006 см до настоящего времени (около 10 тыс. лет назад), промышленная революция за 0,00012 см (око-
ло 200 лет назад).
Встав на точке, представляющей настоящее время, предложите детям обсудить, как много времени потребовалось для развития разных форм жизни на Земле и насколько недавно появился человек разумный.
Уместно остановиться на изменениях, которые человеку произвел на Земле. Затем можно посмотреть на линию, идущую в будущее. Спросите детей, как они думают, к чему приведут наши сегодняшние действия на Земле, что бы они хотели «увидеть» в будущем. Отметьте, что даже небольшие усилия каждого из нас, объединённые вместе, могут иметь огромное влияние на то, что произойдет с Землёй и её обитателями не только завтра, но уже сегодня.
Предложите учащимся подумать, что они могут сделать, чтобы направить события в сторону желаемого будущего.
|
|
Обсудите, что создание ООПТ – это необходимый путь сохранения природных территорий, растений и животных, обитающих в данном районе.
____________________________________________________________________
Использованная литература: Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения/Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Просвещение, 2009.
Станция «От какого дерева лист»
Актуальность этой станции связана с тем, что одна из основных задач образования заказника – сохранение крупнейшего на территории Санкт-Петербурга массива черноольховых лесов.
Цель игры: узнать об особенностях и значении черноольховых лесов, научиться определять по листу черную ольху и другие виды деревьев.
Оборудование: заламинированные листья и карточки с названиями деревьев. Планшет для рисования, листочки бумаги, карандаши.
Ход игры: Разложить на подстилке карточки с листьями и названиями деревьев, дать задание соединить карточки попарно. После выполнения задания и обсуждения дается задание найти дерево черную ольху и нарисовать листик карандашом как можно подробнее. После выполнения задания обсуждение выполненного задания, ещё раз обращается внимание на характерные особенности листа черной ольхи, отличия от серой ольхи.
Карточки:
КлёнДубИваРябинаБерезаОльха сераяОльха черная
ОсинаЯсеньТопольВяз
Станция «Морская поэзия».
Цель: Обратить внимание детей на красоту и значение территории, дать возможность творчески выразить впечатления от посещения побережья Финского залива.
Оборудование: планшеты с листами бумаги, карандаш.
Руководитель станции предлагает детям сочинить стихотворения, используя слова: море, песок, Котлин, природа, охрана. Допустимо, если дети вспомнят стихотворения о море.
Одно из стихотворений, созданных на выезде 12 сентября:
Котлин зелёный,
Песчаный берег.
Остров спокойный.
Он взят под охрану.
Лазурные волны
В тиши голубой.
Старинные склоны
В песке. Тишь. Прибой…
Станция «Как здоровье, вода?»
Актуальность. Обучающиеся в объединении «Азы науки» на практике, в полевых условиях, могут применить свои знания о том, как определить состояние водного объекта.
Цель: Провести исследования качества воды по физическим и химическим показателям.
Оборудование: химическая пластмассовая посуда, термометр для воды, рН-метр, тест-комплект «Крисмас+» для определения общей жесткости воды, бытовой прибор определения радиации.
Ведущий станции спрашивает у ребят, как можно определить состояние человека (по внешнему виду, по температуре тела, по анализу крови). А как определить состояние водного объекта? По внешнему виду; по физическим показателям – температура, уровень радиации; по химическому составу. Просит учащихся взять пробы воды, измерить рН, температуру, другие показатели. Обсуждается результат, соответствие принятым санитарным нормам.
Станция «Экспертная оценка прибрежной зоны»
Цели: актуализировать знания о Финском заливе, научить проводить визуальную оценку побережья Финского залива используя специальную анкету.
Оборудование: планшет, карандаши, анкета.
Ведущий станции поясняет детям, как называются разные зоны побережья, и как проводят их визуальную оценку. Проводится заполнение анкеты, обсуждение результатов.