Кто и что- как шумит?»

Разложить коробочки по степени увеличения шумовой нагрузки на человека

 

Дилеммы и проблемы»

На предложенных карточках выбрать правильные ответы, обсудить, найти иное решение

 

 

 

13 .                     «Четыре угла»

Необходимо подумать над предложенной проблемой и встать в тот угол, где по вашему мнению находится ответственный за сложившуюся ситуацию

 

 

15 .                     «Три угла»

 

Выбрать вариант дома, в котором хотелось бы жить. Встать в тот угол, где находится его изображение. Обосновать свой выбор.

 

 

17.                  «Кто сколько живет?»

Разложить коробки в соответствии с предположениями о времени жизни по возрастанию. Перевернув, собранную цепочку, проверить правильностьпоследовательности

 

Кто быстрее всех?»

 

Разложить коробки в соответствии с предположениями о скорости передвижения по возрастанию. Перевернув, собранную цепочку, проверить правильность последовательности

 

Выбор за нами»

По аналогии с предложенными  схемами по утилизации  бумаги продумать  и изобразить схемы переработки и вторичного использования. например устаревшего автомобиля, или одежды

 

 

Открытка «Вид из окна»

Изобразить на картинке то, что видно на самом деле из вашего открытого окна, а что хотелось бы видеть

 

 

Игра про зверей – почему звери украшают

Квест – игра,

 игра по станциям про ООПТ

Игра – мы охраняем ООПТ

Игра про реку Неву

Игра про реку

Правильно построй город

 

 

Книжка для детей.

       В гостях у… Занятие для малышей по изготовлению книжки с картинками, где они рассказывают об интересующем их животном через рисунок и небольшой текст. Лист А-3 складывается определенным образом и на нем расставляются номера будущих страниц книги. Рисуют карандашами или фломастерами.

Обложка-В гостях  у …(оленя, кота, рыбки и т.д)

     (Название животного, его имя, портрет)

Авторы: ФИО, № садика, школы, класс

Страница 2.

           Где «Хозяин», живет и встречает своих гостей

(нарисуйте его дом и опишите словами его строение и особенности)

Страница 3 Как накрыты столы в доме (чем питается «Хозяин», где и как добывает себе питание…)

 Страница 4Какие подарки могут приготовить им гости (люди или другие живые существа)

Страница 5 Какие помните стихи, сказки, поговорки, песни, литературные произведения, где идет речь о вашем «Хозяине» (приведите строчки, опишите сюжет) Если не помните- придумайте сами!

Страница 6.За что могут быть благодарны гости встречающему их «Хозяину» (чему можно у них поучиться, как и чем они помогают,или служат людям?)…

Страница 7. С какой просьбой они - принимающие в своем доме, могут обратиться к пришедшим в гости(людям, другим живым существам.

Страница 8Какую помощь могут оказать люди в сохранении Дома, в который они пришлив гости. Составьте список дел- чем люди могут помочь «Хозяину» в гармоничном существовании на планете Земля.

 

         Для организации мыследеятельности, развития познавательной активности, выявления отношения к теме предлагается Метод «Три угла». Школьникам демонстрируются три картинки на которых изображены различные дома (1 - избушка в лесу, среди цветов, сосен, белок, зайцев. 2 – дом в небольшом поселке, речка, лес вдалеке, велосипед, несколько предприятий. 3 – огромный город, небоскребы, потоки машин, магазины, музеи). Картинки раскладываются в классе по трем углам. Школьники должны сделать выбор в каком из домов они хотели бы жить и встать в тот угол. Затем им задается ряд вопросов, на который они после обдумывания всей командой отвечают. При этом спрашивать можно либо тех, кого делегирует команда, либо неожиданно для участников. Например, предложив ответить тому - у кого в одежде имеется зеленый цвет.

      Возможный перечень вопросов:

 - почему вы выбрали для жизни этот дом? (тихо, чисто, все есть, не надо работать и т.д.)

- что есть главные составные части вашего дома (стены, крыша, потолок, окна, водопровод и т.д.)

- от кого зависит гармония в доме и порядок (т нас самих, от специалистов и т.д.).

    Потом следует вопрос: А в каком общем доме мы все с вами живем? (городе, планете Земля)? И здесь следуют возможные вопросы для обсуждения:

- что является стенами, крышей, фундаментом нашего большого Дома?

(климат, океан, магнитное поле, температура и т.д.)

- от кого зависит порядок в нашем глобальном Доме (от людей, не зависит ни от кого, от Бога и т.д.)?

   А если мы посмотрим еще пристальнее… То где находится планета Земля? В каком еще более суперглобальном Доме мы обитаем? Конечно во Вселенной! Но что мы знаем о ее строении? Почти нечего, хотя подчиняемся всецело действию Вселенских Законов. Поэтому одной из первейших задач науки экология – это знание того, как по каким законам функционирует наш маленький и большой дом, ибо они подчиняются одним закономерностям.

Есть законы глобальные как, например: Закон причинно-следственных связей, а есть законы, которые мы придумываем сами.

  Для развития внимания к теме используется Метод «раскачивания качелей». Школьникам, разделенным на две группы (рассчитайтесь на первый, второй), предлагается составить список (на маленьких листках по одной закономерности). Одной группе привести примеры глобальных законов (смена дня и ночи). А второй группе примеры, законов придуманных людьми (переходить дорогу только на зеленый свет). Затем команды зачитывают по одному закону. И прикрепляют на одной стороне доски. Сильнее раскачает качели та команда, которая придумает наибольшее количество законов. Все вместе делаем вывод о том, что лучше или хуже мы осведомлены о «социальных» или глобальных законах.

  А что происходит, когда мы не считаемся с выполнением этих законов?

  Когда мы их не выполняем может наступить кризис (Армагедон, конец света, апокалипсис и т.д.). Назвать можно как угодно - суть от этого не меняется. Возникает очень серьезный вопрос о выживании человечества.

    Для понимания рассмотренного материала школьникам предлагается

 Метод «Завершить фразу». На листке бумаги они записывают окончание фразы, зачитываем все предложенные варианты, обсуждаем почему так:

- смещение активной деятельности человека в ночное время азрушает… (здоровье) 

- воду из - под крана необходимо кипятить потому что… (можно заразиться)

- продукты лучше покупать… (отечественные)

-строительство защитных сооружений в Невской губе привело к исчезновению… (рыбы,корюшки)

- повсеместная вырубка лесов приводит к… (изменению качества воздушной среды).

Итак, мы, вероятно, можем сделать такой вывод, что не знание Законов не освобождает нас от их действия. А если мы ответственно относимся к своему существованию и здоровью, то знать их и действовать в соответствии с этими знаниями просто необходимо.

 А сейчас я попрошу вас взять в руки одну из этих черненьких коробочек, и, не открывая их, попробовать определить какой природный материал в них содержится (вода, масло- нефть, железо, ракушки, камни, песок, почва, крупа, стекло, воздух (пустая коробочка). Учащиеся поочередно называют вещество и проверяют правильность. Делаем вывод, что какие то свойства веществ мы можем определять с помощью только органов чувств. Потом им предлагается назвать вес своих мобильных телефонов, или каких - то иных предметов. Предполагаемый вес записывается. Определяется вес предложенных предметов с помощью весов. И делается вывод о том, что наши ощущения не всегда правильны и поэтому человек пошел на создание приборов, которые позволяют ему более точно судить о явлении или веществе. Поэтому в экологии используются для изучения характеристик среды очень различные методы в том числе: наблюдения за природой, опроса населения, физико – химических, биотестирование и биоиндикация и многие другие. 

Человек в этом Доме живет не один. Рядом с ним на планете огромное количество живых существ и все мы, каким- то образом, связаны и если хоть одно создание исчезает, то гармония в доме нарушается. Проделаем такое простое упражнение Метод Хоровод. Педагог раздает группе детей карточки со следующими изображениями: земля, растение, зерно, мышь, лиса, орел. Предлагается учащимся взять за руки того, с кем, по их мнению, он связан. Таким образом, получается замкнутый круг - (Земля нужна растению, оно дает зерно, его съедает мышь, ее съедает лиса, та становиться добычей орла, орел возвращается при гибели в землю). Этот круг может довольно долго гармонично существовать. Но может вмешаться человек и разорвать цепочку в любом месте. Одному из учеников предлагается разорвать эту цепочку. Например, истребить всех лис. Тогда возможно мыши расплодятся так, что уничтожат почти всю растительность, а у орлов не будет достаточно пропитания, так как исчезли лисы. Чтобы не нарушить эти взаимосвязи надо знать: как все сосуществует в природе и это тоже предмет ведения науки экологии.

   Таким образом наука экология –изучает состояние Дома Земля, в котором мы все живем и то, как взаимодействуют все существующие в нем существа: растения, животные, птицы, микроорганизмы и т.д.

 

                  Занятие о воде - «Сказка»

 

  Школьникам показывается игрушечная рыбка. И задается вопрос: «У нас часто говорят: «Он как рыба в воде!» Да, потому что рыба всегда в воде – это ее жизненное пространство. Она без воды не может. А человек – он ведь не живет в воде, но почти на 80% состоит из воды и прожить без нее может лишь 3 дня!!! А для чего ему нужна вода? Те, к кому рыбка приплыла, расскажите. Школьники, получившие рыбку из рук педагог, рассказывают о воде (пить, готовить еду, стирать, поливать, получать электроэнергию и т.д. При этом рыбка передается тому, кто готов помочь своим ответом рассказчику). Да вода очень важна для людей и во все времена люди чтили воду и заботились о ней. Напомните рыбке какими словами характеризовали люди воду. Да перечислите какие помните определения к понятию вода. Школьники, получающие в руки рыбку приводят примеры (чистая, хрустальная, прозрачная, вкусная, и т.д.) Если никто не вспомнил о Живой и Мертвой воде, то необходимо напомнить, что почти во всех русских народных сказках всегда используют Мертвую и Живую воду. И что именно Живая вода нужна человеку, животным, растения то есть всем живым существам.

А сейчас мы вместе расскажем друг другу сказку о воде.

Для нее нам необходимы некоторые атрибуты. На стол ставится большой аквариум и небольшие баночки, на которых наклеены различные рисунки: ручей, рыбак, палатка, машина, ферма, завод и т.д. Школьникам предлагается выходить по одному и высыпать или выливать содержимое конкретной баночки в аквариум, который символизирует озеро.

  Итак! Сказка! Жило было чистое, прозрачное, глубокое озеро, в которое впадал только маленький ручеек. Школьнику, у которого баночка №1 с изображением ручья, предлагается вылить воду в аквариум.Видим, что вода осталась чистой.Так и в озере много лет ничего не менялось. Но однажды приехали на берег озера рыбаки. Удочки навострили. Блесну закидывают, а заодно и покурят и перекусят. Следующий школьник высыпает в озеро из баночки №2 спички, сигареты, обертки. Потом пришли на берег туристы. Обед сготовили, посуду помыли, сами искупались. Школьник из баночки №3 высыпает в озеро остатки еды, куски губки, мыло. Приехала на берег машина. Водитель ее помыл. Следующий школьник выливает в озеро масло из баночки №4. Нефтепродукты по воде потекли. Недалеко от берега заводик по переработке молокапостроили. Рабочие из озера воды набирают чистой бидоны помыть, а потом обратно по трубе сливают. Из баночки №5 в озеро школьник выливает молоко. А на другом берегу, фермеры поле распахали, удобрения, семена раскидали. Дождь пошел, и часть всего в озеро смыл… Из баночки №6 в аквариум высыпаются семена, соль, торф. И вот во что озеро превратилось. Вода мутная, грязная, мертвая стала. И не может уже рыбка наша в этом озере жить.

Оказывается, что проблемы воде мы сами создаем. А потом чтобы себя уберечь от плохой Мертвой воды люди за водой наблюдают, воду изучают, воду очищают. Существует много всяких разных способов наблюдения. У нас с вами для этого есть уши, глаза, нос, язык. Эти способы называются в науке-органолептические, а в основном в изучении качества воды используются различные физико-химические и биологические методы, с которыми мы познакомимся на следующих встречах.

 

 

Занятие «Мусорная проблема»

 

Сегодня очень остро стоит вопрос практической деятельности в экологическом образовании, благодаря которой и происходит формирование умений и навыков гармоничного взаимодействия с природой и бережного отношения к окружающей среде

Одной из главных проблем в настоящее время для человечества является стремительный рост твердых бытовых отходов, и разрешить ее возможно не только путем разработки различных технологий, но и за счет экологической культуры населения в вопросах обращения со своими отходами.

В эколого-биологическом центре «Биотоп» Дома Детского Творчества Петроградского района ведется экологическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Для этого возраста наиболее целесообразна подача материала не в лекционной, а в игровой форме, т.к. именно она позволяет говорить об очень сложных проблемах современности, ненавязчиво и доступным способом. Это требует разработки методических материалов, позволяющих проводить экологические занятия с дошкольниками и младшими школьниками интересно, активно, познавательно.

Разработка «Мусорная проблема» предназначена для организации и проведения занятий с «юными экологами» при знакомстве с современными экологическими проблемами и рекомендована для учителей экологии, биологии, природоведения и воспитателей подготовительной группы детского сада.

 

Примерный ход занятия.

Все мы сегодня выкидываем огромное количество различного мусора. Это- коробки, мешки, банки, бутылки, одежда, остатки еды. Ежедневно человек выбрасывает около килограмма ненужных ему предметов. В среднем это составляет: пища- 30%, бумага-30 %, пластик-3%, металл-4%, дерево-3%, ткани-5%, другое (резина, стекло и т.д.)-25%.

 

Задание: перечислить те предметы, которые вчера были выброшены на улице, в контейнер для мусора, в урну. Какие отходы могут быть в школе в кабинете химии, труда, в столовой?

(несколько человек выполняют задание -перечисляют свои действия с отходами)

Каждый человек очень по разному относится к продуктам питания.

Задание:

- определи что ты съешь в первую очередь кашу или мороженое и почему?(несколько человек отвечают)

- подумай,  а что ты съешь быстрее, банан или кусок жареного мяса? (несколько человек отвечают)

Так, и в Природе, маленькие микроорганизмы способны по разному «съесть мусор», то есть переработать его до простых и безвредных элементов Мы не задумываясь бросаем в лесу, на берегу озера или в речку, концентрируем на свалках свои отходы, а что с ними будет?        

 Вы сейчас сами попробуете определить, что будет происходить во времени с выброшенными вещами.

 На демонстрационный стол выкладываются самые разнообразные предметы: ткань, стеклянные бутылки.полиэтиленовые банки, мешки, стаканчики, железные предметы, ветки, бумага различной плотности, остатки продуктов.

 Класс разбивается на две группы.

Задание: Первая группа получает семь карточек на которых написано «Природа может переработать это вещество за 1 мес;1 год; 10 лет; 50 лет;100 лет; 500 лет; 1000 лет» и распределяет предметы в соответствии с карточками. Например, концентрируют продукты питания (сухарики, апельсиновые корки, и т.д.) у карточки с надписью «Природа может переработать это вещество за 1 месяц.»

Задание: Второй группе предлагается проверить правильность соотнесения предметов с карточками и провести «экскурсию по выставке» с рассказом о том, как можно вторично использовать эти предметы.

 Например: «экскурсовод» рассказывает о том что люди выбрасывают разную бумагу (газеты, книги, коробки, фантики), а ее можно сделать новой бумагой, а не сжигать и не бросать в помойку, а сдавать на специальный пункт. 

Итог:    Все вместе дети обсуждают, кто же виноват в том, что в нашем городе так много мусора. Выясняют, какая из названных ими организаций (государственные структуры, промышленные предприятия, образовательные учреждения, мы сами) ответственна за настоящую ситуацию и что она может  и должна сделать.  Для этого карточки с названиями организаций раскладываются в помещении по 4 углам и дети расходятся к той карточке, где по их мнению виновник загрязнения окружающей среды. Когда четыре группы обсудили между собой проблему, то желающийот группы высказывает общее мнение. Например: виноваты дворники -плохо убирают, заводы – не перерабатывают и т. д.. Хорошо когда дети сделают вывод; что виноваты мы сами и главное нам самим не мусорить.

 Но, это не обязательное условие игры. Главная задача дать понять детям, что существует серьезная экологическая проблема - твердо-бытовые отходы, или «мусорная проблема» и решать ее можно различными путями.  

 

 

Игра МОРЕ

 

Задание 1.

Собрать две группы материалов:

1) то, что является частью природы

2) техногенные предметы

 

 

Задание 2.

Из материалов, найденных на берегу создать картину

«Осень на морском берегу»

Использовать не менее 20 различных, найденных на пляже предметов.

 

Задание 3.

Сделайте в рамке портрет жителя Балтийского моря из имеющихся на берегу материалов. Придумайте название портрету или фотографии и изобразите его (напишите) в правом нижнем углу любым способом.

 

 

Задание 4.

Постройте у воды комплекс защитных сооружений. Подготовьте рассказ о том, как действует созданное вами сооружение, чтобы защитить береговую зону и жителей, расположенного там города.

 

Задание 5

 

На карте подпишите названия государств, расположенных на берегу Балтийского моря.

 

Задание 6.

 

Составьте перечень определений, характеризующих Балтийское море:

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: