Глава IX принципы анализа

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Самый обычный интеллектуальный акт -- это связывание одного явления с другим, но высшее достижение ума — это разложение явления в мысли на его составные части. Разложение или анализ доставляет данные для высших форм человеческого мышления и действия. Предоставляя повод к осуществлению закона аналитической деятельности, он является основой суждений и сознательной морали. Ибо привычки человеческой мысли — это не только привычки реагировать на элементарные жизненные положения, как, например, ощущение голода при виде яблони, желание спать лежа в постели или же дать отпор врагу; это привычки реагировать на целый ряд положений, на составные и отдельные черты и стороны положений. Мы можем реагировать на понятие восемь, независимо от того, будет ли это восемь котят, восемь долларов, восемь слонов или восемь деревьев, на понятие круга, будет ли то круг в цирке или кольцо на пальце невесты.

Нужно нечто большее, чем простое сопоставление одного явления или понятия с другим для того, чтобы ученики младших классов поняли значение слов "шесть", "однако" или "потому что", или чтобы они усвоили себе правила употребления глагольных форм и наклонений или правила построения немецкой речи, одним словом, во всех тех случаях, где явления, которые должны быть оценены, или законы, которые должны быть поняты, касаются чего-то большего, чем непосредственный опыт конкретных явлений и предметов. Одно явление или один предмет должен быть сопоставлен со многими явлениями или предметами, с одной из сторон которых оно соприкасается. Стимулы должны быть выбраны так, чтобы ясно могли быть выделены отдельные элементы или стороны, до сих пор неясные или неиспытанные, с тем, чтобы из данных фактов были выведены некоторые общие и отвлеченные суждения.

Та же способность к анализу применяется в преподавании более сложных, отвлеченных и общих явлений, исходя из понятия простейших и уже знакомых. Понимание значения "числа" приобретается благодаря знанию того, что есть два, шесть, восемь, тринадцать, двадцать, половина и шесть десятых, точно также как понимание значения "шесть" приобретается благодаря опыту шести кирпичей, шести мячей, шести книг, шести деревьев и т. д. Точно также значение добродетели достигается благодаря уже раньше приобретенному понятию значения храбрости, честности и других подобных качеств. Тот же процесс анализа мы встречаем в тех более тонких формах, которые мы называем суждением, тактом и интуицией точно также, как и в самом простом рассуждении. Изучение лиц, совершенно различных по виду, фигуре, сложению и т. д., но имеющих нечто общее в каких-то неуловимых признаках нечестности, заставляет опытного судью, утверждать в том или другом индивидууме этого общего типа "отсутствие прямоты". Большой опыт в отношении погоды и сходство в каких-то неуловимых и неописуемых комбинациях ветра, туч и т. д. при различии во всем остальном помогает установить связь между суждением: "будет дождь", и погодой данного дня.

Действительно, во всех тех случаях, когда интеллект реагирует на часть или одну сторону того, что обычно он воспринимает в сложных комбинациях, в форме ли ясно выраженной мысли или тонкой интуиции, его реакции зависят от законов анализа. Поэтому и в преподавании, когда желаемая реакция находится в связи с одним элементом или составной частью явления или понятия, обычно воспринимаемого в сложных комбинациях, учителю следует позаботиться о том, чтобы создать условия, содействующие осуществлению закона анализа. Эти условия таковы:

1. Знание достаточного количества сложных явлений и понятий, в каждом из которых: а) элементы как можно отчетливей выступают, как можно меньше заслонены ненужными осложнениями и б) среда, окружающая эти элементы, меняется.

2. Сравнения этих явлений и понятий, причем внимание должно быть направлено на один элемент, на одну сторону каждого явления и понятия, особенно на тот элемент, о котором идет речь.

3. Ассоциация соответствующего словесного описания данного элемента с самим элементом путем ассоциации описания со всеми появлениями элемента. Соответствующее словесное описание обычно бывает двоякое: определение, точно описывающее элемент и краткое название или символ его. Так, например: "Плотность есть отношение массы к объему тела и символ — "D".

4. Повторенные упражнения в правильном реагировании на элементы в новых сочетаниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: