Основные категории педагогики

Лекция 1.

Предмет, задачи, отрасли и методы педагогики

 

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пейдагогос» означает «детоводитель». В древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни». Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании и обучении детей. Только в конце ХХ века пришло понимание того, что в квалифицированном обучении и воспитании нуждаются и взрослые.

Итак, объект педагогики – человек; воспитательное явление, педагогический факт.

Предмет – воспитание, которое понимается в самом широком смысле, включающем и образование и обучение и развитие, их. Но нужно учитывать, что воспитание всегда имеет общественно – исторический характер.

Задачи педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения человека и разрабатывать практические рекомендации.

Источники педагогики – практический, жизненный опыт воспитания, закрепленный в традициях, обычаях, т.н. народной педагогике; философские, обществоведческие, психологические исследования, опыт педагогов.

Основные категории педагогики

К основным категориям, выражающим научные обобщения, относятся воспитание, обучение, образование, развитие.

Воспитаниецеленаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, т.е. все духовное наследие человечества. Такой вид воспитания осуществляется многими институтами: семья, СМИ, литература, искусство, трудовые коллективы, правоохранительные органы и т.д.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений и ценностей.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно – воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно – воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленной целью.

Знания – отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества.

Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и навыков.

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Обучение всегда имеет воспитывающий характер, как и в воспитании есть элементы обучения.

Образование – результат обучения. Объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образованным считается человек, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и приобрел навыки логического мышления, с помощью которых он может самостоятельно восполнять пробелы в знаниях с помощью логических рассуждений.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления выделяют начальное, среднее и высшее образование. По направленности образование подразделяют на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. Объем и направленность общего образования регулируются государством, во многих странах общее (среднее) образование обязательно.

В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениях (ПТУ, СПТУ, ТУ) готовят рабочих высокой квалификации для различных отраслей народного хозяйства.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Педагогика также широко использует межнаучные понятия формирование  и развитие. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.п. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности.

Развитие -  процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и личности человека. Оно связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, социальное и др. Педагогика изучает проблемы психического развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Структура педагогической науки (отрасли педагогики)

Современную педагогику называют системой наук о воспитании. Какие науки входят в эту систему?

Философия воспитания – область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Основная задача – определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания.

История педагогики – исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно–воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит 4 больших раздела: общие основы, дидактику (теорию обучения), теорию воспитания и школоведение.

Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, отражающие специфику внутри определенных возрастных групп. К настоящему времени она охватывает всю систему среднего образования и традиционно в ней выделяются дошкольная и школьная педагогика. К ней же относятся педагогика профтехшколы, производственная педагогика, педагогика высшей школы.

В социальной педагогике выделяются семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и т.д.

Специальная педагогика изучает особенности воспитания людей с различными нарушениями в развитии: сурдо-, тифло-, олигофрено- педагогика.

Особую группу составляют частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной связи с другими науками. Так философские науки помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Наиболее тесные связи у педагогики с психологией и физиологией. Физиология составляет базу для понимания биологической сущности человека, функционирования его нервной системы. Каждый раздел педагогики опирается на соответствующий раздел психологии, например, дидактика опирается на теорию познавательных процессов, теория воспитания базируется на психологии личности. Психологию главным образом интересует развитие и функционирование психики, а педагогику – эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям в психике и поведении человека.

Интеграция педагогики с психологией привела к возникновению пограничных отраслей – педагогической психологии и психопедагогики.

На стыке с точными науками возникли такие отрасли как кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: