Виды и формы обучения

В современной школе используется три относительно обособленных видаобучения.

Объяснительно – иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, ВВД учащихся – слушание и запоминание. Традиционный метод.

Проблемное обучение. Организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем.

Программированное обучение.

Компьютерное обучение.

Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

По количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные; по месту учебы: школьные и внешкольные; по длительности: урок, спаренный урок, уроки «без звонков» произвольной деятельности.

Наибольшее распространение получила классно – урочная система.

Урок – законченный в смысловом, временном и организационном плане отрезок учебного процесса. Дидактические, воспитательные и развивающие требования к уроку.

Основные принципы обучения

По своему происхождению принципы обучения являются теоретическим обобщением педагогической практики, они возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер. Однако, по форме своего существования они носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога с различной степенью полноты и точности.

Соблюдение требований принципов обучения является элементом педагогической культуры, важным условием эффективности процесса обучения.

Принципы обучения – наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методам обучения.

Взятые в своем единстве, принципы обучения определяют все стороны учебного процесса: содержание, организацию, методику и общую направленность процесса обучения.

Социальная обусловленность и научность обучения.

Определяет необходимость соблюдения в подготовке персонала требований государства, общества. Правила (требования):

- осуществлять научно – обоснованный подход к отбору учебного материала, излагать его с позиций последних достижений науки и техники;

- тесно связывать учебный процесс в вузе с жизнью страны, с повседневной практикой;

- заботиться о воспитательном и развивающем эффекте всех учебных занятий, воспитывать качества гражданина своей страны;

- добиваться научной организации занятий.

Принцип практической направленности подготовки.

Ориентирует на обучение тому, что необходимо в практической деятельности специалиста, на связь обучения с прошлым опытом и современным развитием производства. Правила:

- добиваться понимания и усвоения сущности, характера и особенностей профессии, обучать в соответствии с требованиями государственного стандарта;

- учить не только профессиональному владению специальностью, но и умелому использованию средств управления, максимально приближать учебную обстановку к реальной;

- гибко сочетать теоретические и практические формы обучения.

Принцип целеустремленности, системности и последовательности.

Определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса. Основное предназначение обучения – формирование профессиональной компетентности специалистов. Для этого нужны не отрывочные знания, а комплекс профессиональных знаний. Правила:

- в процессе обучения руководствоваться всеми планирующими документами (учебными планами, программами, расписанием занятий), соблюдать логику учебного процесса, связывать новый материал с уже изученным, с практикой;

- каждую конкретную тему изучать в связи с предыдущими и последующими;

- выделять в изучаемом материале главное, направлять и развивать логическое мышление учащихся, приучать их к самостоятельному анализу и обобщению фактов, самоконтролю, самокоррекции;

- руководить самостоятельной работой учащихся, знать их успехи и недостатки, повышать их чувство ответственности за результаты учебы.

Принцип доступности и высокого уровня трудности обучения.

Определяет такую организацию и методику обучения, при которой обучаемые сознательно и активно овладевают знаниями, навыками и умениями. Обучение ориентируется на высокую отдачу и напряжение сил конкретного учащегося. Переходить от неизвестного к известному, от менее трудного к более трудному. Правила:

- обеспечивать отбор, группировку и подачу учебного материала с учетом интеллектуальных возможностей обучаемых; хорошо знать уровень их подготовки, степень умственного и физического развития, самочувствие;

- воспитывать сознательное отношение к преодолению реальных трудностей, развивать дух состязательности;

- обеспечивать достаточную наглядность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: