Принцип сознательности, активности и мотивированностиобучаемых

Определяет позицию и отношение обучаемых к участию в педагогическом процессе.

Сознательность – понимание сущности изучаемых проблем, убежденность в правильности и практической ценности получаемых знаний.

Активность – интенсивная умственная деятельность и практическая подготовка.

Мотивированность – заинтересованное отношение к совершенствованию профессиональной компетентности и общей культуры.

Правила:

- добиваться понимания значимости учебы в целом, целей и задач учебного предмета и каждого занятия;

- развивать творческие основы учебного процесса;

- обучать методам и приемам самостоятельной работы, способствовать творческому и самостоятельному использованию полученных знаний в практической деятельности;

- повышать ответственность обучаемых за приобретение знаний, умений, навыков, их качество.

6. Принцип прочности в овладении компонентами профессиональной компетентности. Правила:

- обеспечивать медленные, но безошибочные действия при первоначальном знакомстве с материалом, постепенно сокращая сроки при соблюдении высокого качества;

- обеспечивать установку на длительное запоминание, обеспечивать обучение в условиях максимального приближения к реальной практике;

- поощрять добросовестность, инициативу, самостоятельность, разумный риск при повышении учащимися своего профессионального мастерства.

7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Правила:

- систематически изучать людей, выявлять их особенности и возможности, организовывать учебный процесс в соответствии с ними, постоянно контролировать учебную деятельность каждого;

- развивать индивидуальные способности каждого, создавая в коллективе положительный социально – психологический климат;

- опираться на воспитательные и дидактические возможности коллектива.

Комплексность и единство обучения и воспитания.

Важную роль здесь играет социально – психологическое сопровождение педагогического процесса.

Содержание учебного процесса

Это ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания отбирать?

Это система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.

Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности.

Это средство воплощения в жизнь целей обучения. Оно должно отражать текущие и перспективные потребности общества и отдельных людей.

Основные факторы, определяющие содержание: - принятые цели;

- социальные и научные достижения;

- социальные потребности;

- личные потребности;

- педагогические возможности и др.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией образования. В содержании образования прослеживаются два аспекта: национальный и общечеловеческий.

Основные направления содержания образования: гуманизация, дифференциация, интеграция, применение новых информационных технологий, формирование творческой личности.

Содержание учебного процесса может иметь различную структуру изложения. Наиболее распространенные структуры: линейная, концентрическая, спиральная и смешанная.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, обычно прорабатываемых за время всего обучения только один раз. Здесь важно придерживаться требований последовательности, историчности, систематичности, доступности. (история, язык, литература, музыка)

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз и при этом его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями (физика, химия, биология)

При спиральной структуре учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет перерывов, характерных для концентрической. (общественные науки, педагогика и психология).

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами.

Учебный план сертификат учебного заведения, определяющий 1).продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, 2). полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении, 3). распределение предметов по годам обучения, 4). количество часов по каждому предмету за все время обучения и в каждом классе, 5). количество часов в неделю на изучение каждого предмета, 6). структуру и продолжительность практик и т.д.

На основе учебных планов разрабатываются учебные программы по всем предметам. Она содержит:

- цели изучения данного предмета, основные требования к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения

- тематическое содержание изучаемого материала

- ориентировочное количество времени на изучение каждой темы

- перечень основных мировоззренческих вопросов

- указания по реализации межпредметных связей

- перечень учебного оборудования и наглядных пособий

- рекомендуемая литература.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе: учебники, справочники, атласы, сборники задач и т.п.



Лекция 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: