Потребность в общении возникает и явно проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка. Постепенно она заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Уже в группе детского сада между детьми складываются такие отношения, при которых не для всех имеется благоприятный психологический климат. Обычно в группе выделяется некоторое ядро, состоящее из нескольких чрезвычайно активных детей, пользующихся постоянной поддержкой воспитателей, и есть дети, находящиеся в подчинении у активных. Такая поляризация вредно отражается на личностных качествах и одних и других.
Приход в школу – новый этап, класс - это менее развитая социально – психологическая единица, чем подготовительная группа детского сада. Так как она вновь сформирована, общение происходит только на переменах. Структура взаимоотношений задается извне педагогом. Личные и деловые отношения формируются параллельно.
В группах выделяются несколько сфер (страт): звезды, предпочитаемые, принятые, непринятые, пренебрегаемые. В средних группах обычно примерно равное число и вместе они составляют около 2/3, в двух крайних – меньше всего людей. С возрастом число людей в двух крайних группах увеличивается.
|
|
Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию ребенка, как он сам относится к своему положению. Значение отношений личности с коллективом возрастает от младшего возраста к старшему. Точнее всего оценивают свое положение в группе студенты, вслед за ними идут дошкольники и подростки. Большинству свойственно переоценивать свой статус, особенно если он неблагоприятный.
Положение человека в группе зависит от его личностных качеств и от особенностей группы. Большое значение имеет и мнение педагога. Члены высокоразвитых коллективов отличаются более высоким уровнем требовательности друг к другу. Наиболее общие черты предпочитаемых детей: хорошие способности, общительность, верность в дружбе, готовность оказывать помощь и т.д. Все такие ученики имеют ровный характер, самостоятельность, инициативность, богатство фантазии, у девочек важна привлекательная внешность.
Качества, снижающие статус ученика: неуживчивость вследствие аффективности, невоспитанность, неопрятность, более низкий уровень общего развития, некоторые были замечены в воровстве.
Лекция5.